Сочетание звуков [й’а]. Буквы Я, я
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
— Познакомить учащихся с буквами Я, я, обозначающими на письме сочетание [й’а].
Виды деятельности
Использовать ранее полученные знания для проведения звуко–буквенного анализа. Находить в четверостишии рифмующиеся слова, определять их сходство и различие. Выразительно читать рассказ по ролям. Давать характеристику звукам буквы Я.
Ключевые понятия
- Звук, буква, звуковая схема, многозначные слова.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка учебной задачи | Вот звонок нам дал сигнал И учиться нас позвал. Время зря мы не теряем И урок наш начинаем. Посмотрите на буквы. Назовите их. (Е, Ё, Ю.) Что у них общего? (Могут обозначать два звука.) |
2 | 2. Постановка учебной задачи | Прочитайте слова. Отметьте слова, в которых буквы Е, Ё, Ю обозначают только один звук ([й] не слышим.) Плющ, юмор, поют, ёж, хлеб, еда, слёт, воевода. |
3 | 3. Постановка учебной задачи | Прочитайте скороговорку. Яркие яблочки с ярмарки для Яночки. Прочитайте скороговорку по слогам. Потом целыми словами. Прочитайте шёпотом. Прочитайте быстро и с нарастанием темпа. Догадались, о какой букве мы будем говорить? (Сегодня будем говорить о букве Я.) Посчитайте буквы Я. |
4 | 4. Постановка учебной задачи | Рассмотрите изображение. Произнесите названия изображённых предметов. (Баба Яга, ящерица, яхта.) В каких русских народных сказках встречается Баба Яга? |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте слова. Чем они похожи? (Первая буква одинаковая.) Прочитайте слова, начинающиеся с большой буквы. Что они обозначают? (Имена.) Какими звуками различаются слова четвёртого столбика? Дополните слова пятого столбика. Какой первый звук во всех словах? ( [й’].) Какой второй звук во всех словах? ( [а].) Сколько звуков и какие обозначает буква Я в начале слова? (Два звука ([й’а].) Сравните слово яма с его звуковой схемой. |
6 | 6. Первичное усвоение новых знаний | Отгадайте загадку. Всегда он в работе, Когда говорим, А отдыхает, Когда мы молчим. Какие ещё значения этого слова вы знаете? Сделайте звуковой разбор слова язык. |
7 | 7. Первичное усвоение новых знаний | Прочитайте слова. Какие буквы стоят перед я? Произнесите слова? Слышите ли вы звук [й’]? Сделайте звуковой разбор этих слов. Маяк, баян, вояж. |
8 | 8. Первичное закрепление | Физкультминутка Прочитайте слова. Что они обозначают? Коля, Таня, Вячеслав. Слышите звук [й’] в этих словах? Если Я стоит после букв согласных, то обозначает один звук. |
9 | 9. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 38, № 4. Какие слова получились? (Ябеда, Коля, маяк.) В каком слове букв и звуков одинаково? Почему? |
10 | 10. Первичное закрепление | Вставьте пропущенные буквы. Дворник м_л двор. Скульптор м_л глину. Лёня м_л руки. |