Сочетание синонимов с другими словами
- наблюдать за значением синонимов; учить использовать их в речи
- синонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. Материал данного урока предполагает углублённый анализ значения слов, наблюдение за сочетаемостью слов. В связи с этим рекомендуем проводить урок в среднем темпе, предоставляя возможность ученикам самостоятельно анализировать значения слов, обсуждать варианты ответов одноклассников. Если уровень подготовленности учащихся невысокий, можно предложить им выполнить одно-два упражнения, но провести их тщательно, с организацией обсуждения мнений учеников. Если на предыдущем уроке была задана домашняя работа, необходимо её проверить. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует повторение материала предыдущего урока. В первой загадке (дождь) синонимы — путь, дорога; во второй (молния) — мчится, бежит. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» указывает на функцию синонимов. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — повторение одного из признаков слов-синонимов: принадлежность к одной части речи (в адаптированном для учеников 2 класса варианте — слова-синонимы отвечают на один и тот же вопрос). При работе с этим упражнением ученики попутно повторяют однокоренные слова и вопросы к имени прилагательному и имени существительному. Проводится фронтально. Для того чтобы сделать нагляднее процедуру сравнения, можно выписать на доске ряд слов, имеющих сходное значение, например: друг, товарищ, дружеский, товарищеский, приятель, приятельский, особо оговорив, что не все из этих слов являются синонимами, среди них могут быть и однокоренные слова. В результате работы должны получиться следующие ряды синонимов: 1) друг, товарищ, приятель; 2) дружеский, товарищеский, приятельский; 3) жара, зной, пекло; 4) знойный, жаркий, горячий, жгучий. |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за значением слов-синонимов и их сочетаемостью с другими словами. Проводится фронтально, с организацией обсуждения ответов учеников. Учитель может спросить: «Действительно ли слова умолять, просить, клянчить являются синонимами?» Если ученики затрудняются с ответом, следует привести предложения, где замена слов-синонимов не изменит смысла высказываний, например: «Умолял маму купить мороженое», «Просил у мамы купить мороженое», «Клянчил у мамы мороженое». В группе синонимов умолять, просить, клянчить слово клянчить имеет значение «надоедливо выпрашивать», поэтому в сочетании со словами «чтобы спросили на уроке» не может употребляться. Так же нельзя сказать «тихонько гоготали», так как слово гоготать означает «очень громко смеяться». Неверно сочетание «выл от счастья»: воют обычно от тоски, а от счастья плачут, рыдают. В четвёртом предложении ошибки нет, хотя любое слово из синонимического ряда подходит для замены. В последнем предложении слово зубрят может быть заменено только словом изучают. Обратите внимание. Ученики ещё не знакомы со стилистической окраской слов, однако в упражнении многие слова (клянчить, гоготать, зубрить, долбить) имеют ярко выраженную разговорную окраску. Без введения терминов следует всё же обратить внимание учеников, где и с какой целью уместно употреблять эти слова, а какие (например, долбить) лучше вовсе не употреблять. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (работа в паре) — работа над сочетаемостью слов-синонимов и использованием их в речи. Выполняется в парах, с обязательным фронтальным обсуждением результатов работы. Алгоритм работы задан в упр. 2: 1) доказать, что в скобках даны действительно слова-синонимы; 2) выбрать один или несколько (как во втором предложении) правильных вариантов; 3) объяснить свой выбор. Если ученики затрудняются при ответе на последний вопрос упражнения, следует напомнить им о многозначности слова и о сочетаемости слов, проиллюстрировав это ещё раз примером из упр. 2. Ответы: 1) скорый поезд (следует особо подчеркнуть, что такое сочетание слов стало в языке устойчивым); 2) забавный случай, смешной случай (обычно юмористическим называют то, что специально придумывают с целью вызвать смех, улыбку, например «юмористический рассказ», «юмористический рисунок», а «случай» — это то, что происходит внезапно, не специально; следует подчеркнуть это противопоставление: специально — не специально); 3) старый дуб (слово старинный обозначает «относящийся к старине» и не указывает на возраст, как слово старый); 4) богатая фантазия («мечта» не может быть богатой, потому что она результат фантазии — можно фантазировать и о волшебниках, и о пиратах, и о приключениях, и о многом другом — именно тогда говорят «богатая фантазия», а мечта, хотя и является результатом фантазии, всегда конкретна, например «мечта стать космонавтом», «мечта пересечь Атлантический океан» и т. п.). |
7 | 7. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 4 в учебнике (по выбору) — закрепление пройденного. В зависимости от уровня подготовленности класса и темпа работы может выполняться фронтально, самостоятельно всеми учениками или индивидуально только хорошо успевающими (с последующим обсуждением результатов). Если темп работы и уровень подготовленности класса невысоки, упражнение может не проводиться. |
8 | 8. Словарная работа | Записать слова мечта, декабрь, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Составить несколько предложений с этими словами, предложения записать в рабочие тетради. |
9 | 9. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Прописывается ряд прописных букв Г, Р, Г, Р с обязательным контролем одинаковой высоты букв и отработкой правильного написания разных «шляпок» — элементов прописных букв. |
10 | 10. Рефлексия. Домашнее задание | Учитель подводит итоги работы на уроке. Упражнение 5 в учебнике (по выбору) предлагается для домашней работы (среди слов в скобках нет таких, которые нарушат текст). При проверке упражнения следует обращать внимание на правильность списывания, не оценивая точность выбора того или иного слова из скобок. |