Сочетание антонимов с другими словами
- наблюдать за антонимами; подбирать антонимы к разным значениям одного и того же слова; сравнивать антонимы и синонимы; использовать антонимы в тексте
- антонимы, синонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — поиск антонимов в предложенном ряду слов; распознавание имён прилагательных; обогащение словарного запаса учащихся. Выполняется фронтально. Если позволяет время и темп работы учащихся, предложения записываются в тетрадях (с обязательной выборочной проверкой правильности списывания). Антонимы: глубокий — мелкий, горькая — сладкая, дорогое — дешёвое, просторный — тесный. |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике (работа в паре) — подбор антонимов к разным значениям многозначного слова. Выполняется фронтально, с обязательным комментарием и разъяснением учениками значений слов. В некоторых случаях, чтобы яснее представить смысловые различия, рекомендуется к выделенным словам сначала подбирать синонимы, например: верное решение — правильное (антонимы — ошибочное, неправильное, неверное), верный друг — преданный (антоним — неверный). Важно также, чтобы ученики поняли: если к разным значениям одного и того же слова можно подобрать несколько различных синонимов, то и антонимов для таких значений слов может быть тоже несколько (пример: верное решение). Другие ответы: старый человек — молодой человек; старый учебник — новый учебник; сырые дрова — сухие дрова; сырое мясо — жареное, варёное мясо. |
4 | 4. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — наблюдение за различием между синонимами и антонимами. В классах с невысоким уровнем подготовки выполняется фронтально; хорошо успевающие ученики могут выполнить упражнение самостоятельно. Синонимы: нежный — ласковый, злой — жестокий, тихий — бесшумный. Антонимы: нежный — грубый, тихий — громкий. Обратите внимание. Слова радость — восхищение не являются ни синонимами, ни антонимами. Если ученики назвали эту пару слов синонимами, следует проанализировать значения слов в контексте (в предложении) или обсудить такие вопросы: можно ли испытывать радость от встречи с другом? Можно ли испытывать восхищение от встречи с другом? Когда мы испытываем восхищение? |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (по выбору) — повторение: имена существительные, имена прилагательные и глаголы; подбор антонимов к различным частям речи; расширение словарного запаса учащихся. Антонимы: шум — тишина; дружба — вражда; здоровье — болезнь (нездоровье); длинный — короткий, редкий — частый, холодный — горячий; строить — разрушать, вносить — выносить, зажигать — тушить (гасить). Рекомендуем с некоторыми словами, которые не входят в активный словарь учеников, составить предложения, чтобы ученики лучше уяснили значения слов. |
6 | 6. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв, графику которых он считает необходимым отработать (по результатам проверки тетрадей). |
7 | 7. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |