Слово и слог. Гласные и согласные звуки
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- уточнение представлений учащихся о слоге как части слова, о гласных и согласных звуках;
- развитие умения делить слово на слоги и правильно записывать слова, воспринятые на слух.
Виды деятельности
- звуковой анализ слова
- дифференциация гласных и согласных звуков
- деление слов на слоги
- списывание (выборочное списывание), диктуя себе по слогам
- проверка написанного (взаимопроверка).
Ключевые понятия
- Слово, слог, гласные звуки, согласные звуки.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация имеющихся знаний | На этапе актуализации знаний для того чтобы перейти к оживлению знаний о делении слов на слоги, учащиеся вспоминают, что они знают о гласных и согласных звуках, выполняя интерактивное задание. Один учащийся работает у доски, остальные могут отвечать, если учащийся у доски ошибается или испытывает затруднения. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания по учебнику. Ответы на вопросы. Учащиеся сравнивают написанное в тетрадях с написанным на интерактивной доске и проверяют себя. |
3 | 3. Проверка домашнего задания | Учащиеся отвечают на вопрос домашнего задания: в каком ещё значении употребляется слово «линейка»? Когда учащиеся высказали свои версии, учитель демонстрирует им галерею изображений с подписями. |
4 | 4. Основной этап урока | Учитель предлагает детям вспомнить, как делить слова на слоги, но перед этим учащиеся должны будут выполнить следующее задание. Задание: классификация слов с использованием предметных иллюстраций. Ребята должны распределить слова на группы по первому звуку (гласному или согласному). Прежде, чем дети приступят к выполнению задания, учитель обращает внимание на то, что данные картинки можно классифицировать по различным признакам: например, растения и животные (дети могут также назвать различные основания для проведения классификации). Но в данном задании основанием (ключевым, существенным признаком) для проведения классификации будет являться звук, с которого начинается слово — гласный или согласный. После выполнения задания учащиеся записывают четыре-пять слов с делением на слоги и проверяют друг друга или выполняют самопроверку. Учитель задаёт вопрос: «Как узнать, сколько в слове слогов?» Один из учащихся отвечает по вызову. |
5 | 5. Основной этап урока | Наблюдение за лексическим значением слов и беседа о том, почему некоторые предметы так называются (выполнение упражнения № 8). Учащиеся рассматривают изображение тетради, затем читают текст упр. 8 в учебнике. Затем учащиеся закрывают книгу, и один из них рассказывает, почему тетрадь так называется. |
6 | 6. Основной этап урока | Учащийся у доски делит слова на слоги (упражнение № 9). Затем все учащиеся списывают слова с доски и проставляют красные точки под буквами, которые обозначают гласные звуки. Затем учитель просит одного из учащихся объяснить, почему прописи так называются. |
7 | 7. Рефлексия | Учитель проводит с учащимися беседу на тему: «Почему гласные звуки так называются?» Дети выполняют задание: учитель читает слова, а учащиеся записывают их в 2 столбика: слова, начинающиеся с гласного звука, слова, начинающиеся с согласного звука. Один из учащихся работает у интерактивной доски. |
8 | 8. Домашнее задание | Домашнее задание: упражнение № 10. Учителю необходимо обратить внимание учеников на имена Яша и Юля, которые начинаются с согласного звука [й’]. |