Слова-омонимы
- наблюдать за словами, одинаковыми по звучанию и написанию, но разными по значению; ввести термин «омонимы»; наблюдать за использованием омонимов
- омонимы
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Обратите внимание. Изучение темы «Омонимы», так же как и всех тем раздела «Лексика», носит ознакомительный характер. Однако важно знать, что с помощью омонимов возникают шутки, каламбуры, игра слов. Именно это следует подчёркивать при анализе языкового материала. |
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Рубрика «Давай подумаем» организует проблемную ситуацию: с опорой на рисунок в учебнике и полученные ранее сведения о значении слов устанавливается различие между словами, которые звучат и пишутся одинаково. При обсуждении примеров ученики должны самостоятельно дать толкование омонимам коса (инструмент) и коса (причёска) и убедиться в том, что между значениями этих слов нет ничего общего. |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» обобщает наблюдения и вводит термин «омонимы» (определение не заучивается). При работе с рубрикой важно не только опереться на наблюдения учеников над материалами рубрики «Давай подумаем», но и обратить их внимание на важнейший признак омонимов — различную сочетаемость (девичья коса — острая коса и т. п.). |
4 | 4. Дополнительный материал | Рубрику «Из истории языка» читает учитель. Попутно можно повторить термины «синонимы» и «антонимы» (с. 42 и 60). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — работа с толковым словариком; наблюдение за значением слов-омонимов. Выполняется фронтально. При обсуждении значений слов необходимо постоянно подчёркивать, что между значением омонимов нет ничего общего. Предложения, придуманные учениками, учитель выписывает на доску, а ученики списывают их в тетради. Обратите внимание. Следует учитывать, что ученики иногда склонны метафорически осмыслять действительность, толкуя, например, значение слова ключ как «источник» тоже через «открывание»: «вода открывает землю». Это неверный ответ, необходимо поправлять учеников, используя приёмы подбора слов-синонимов, обращая внимание учеников на сочетаемость и т. д. |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за омонимами, имеющими разное значение, одинаковое написание, но различное место ударения (омографы — «одинаково пишутся»; термин не вводится). Выполняется фронтально. Можно предложить ученикам читать по одному предложению, обсуждая, что называется словами замок, мука, атлас. Ученики должны прийти к выводу, что в подобных предложениях необходимо над словом, значение которого не ясно, ставить знак ударения. После этого они, записав в тетрадях предложения, должны поставить знак ударения над словом и в скобках дать его объяснение — синоним или однокоренное слово (запись сначала делается учителем на доске, а ученики списывают её). Образец записи: «Наконец мы нашли старый за́мок (то, где живут). Наконец мы нашли старый замо́к (то, что запирает дверь). Это была настоящая му́ка (от слова мучиться). Это была настоящая мука́ (то, из чего пекут хлеб). В магазине продавался старинный а́тлас (карта). В магазине продавался старинный атла́с (материя)». В заключение следует обобщить результаты работы: есть слова, которые похожи только на письме, но если их произнести, то они по звучанию (по месту ударения) не совпадают. |
7 | 7. Закрепление изученного материала | Упражнение 3 (трудное) в учебнике — наблюдение за омонимами, которые различаются на письме, но совпадают при произнесении (омофоны — «звучат одинаково», термин не вводится). Выполняется фронтально. Подсказкой ученикам может быть логическое рассуждение: какие блюда приготавливаются из рыбы? Предложение «Ел старик хлеб сухой» учитель может записать на доске, а после выяснения того, на чём основана шутка, учитель может записать на доске: «с ухой». В тетради ученики могут записать пару словосочетаний: хлеб сухой — хлеб с ухой. |
8 | 8. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (работа в группе) — наблюдение за различными видами омонимов. В первом столбике должна быть записана пара уж — уж, во втором: код — кот, в третьем: гвозди́ки — гво́здики. В сильном классе можно предложить группам подобрать несколько своих примеров в каждый столбик. |
9 | 9. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 5 в учебнике (работа в паре) — поиск омонимов в тексте; наблюдение за группой омонимов-омоформов, которые совпадают по звучанию и написанию только в каких-то формах (термин не вводится). Это упражнение, как и последующее (упр. 6), проводится, если позволяет темп работы класса и уровень подготовки учащихся. Пары омонимов: сноса — с носа, мыла (не жалея чего?) — мыла (что делала?), от мыла (от чего?) — отмыла (что сделала?). Важно при анализе значения подобных слов-омонимов подчёркивать не только отсутствие общих элементов значения, но и различные вопросы, на которые отвечают эти слова. Можно объяснить, что слово (нету) сноса в первой строке образовано от глагола сносить, однокоренного со словом носить. Характеризуя особенности пар омонимов, следует остановиться только на парах мыла — мыла, от мыла — отмыла; ученики должны указать, что в этих парах одно из слов — имя существительное в родительном падеже (отвечает на вопрос чего нет?), а второе — глагол (отвечает на вопрос что сделала?). |
10 | 10. Дополнительный материал. Интерактивное задание | Упражнение 6 в учебнике (по выбору) аналогично предыдущим. Выполняется фронтально в классах с высоким темпом работы или хорошо успевающими учениками с обязательной проверкой (ученики читают получившиеся варианты всему классу). |
11 | 11. Дополнительный материал | Составить предложения со словами-омонимами. лук (оружие) — лук (растение) про́пасть — пропа́сть сторожил — старожил |
12 | 12. Словарная работа | Записать слова платок, деревня, среда, подчеркнуть непроверяемые орфограммы. Стоит обратить внимание на слово среда и спросить, как оно связано с темой урока (омонимы: окружающая среда; среда — третий день недели). |
13 | 13. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем соединения букв. |
14 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |