Следующее и предыдущее число
Формирование представлений о порядке следования чисел второго десятка в ряду чисел и на числовом луче.
Формировать умение называть следующее и предыдущее двузначное число при счёте.
Формировать умение сравнивать двузначные числа, ориентируясь на порядок называния при счёте или положение в числовом ряду.
Закреплять представление о числовом луче как модели числового ряда.
Наблюдать за известными свойствами числового ряда на примере двузначных чисел.
Закреплять умение выполнять сравнение чисел с опорой на числовой луч и делать записи с помощью знаков неравенства.
Закреплять умение называть и записывать двузначные числа.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10, используя изученные приёмы вычислений.
Закреплять умение различать десятки и единицы в записи двузначных чисел.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Запись однозначных и двузначных чисел цифрами
запись двузначных чисел, представленных в виде суммы десятков и единиц
заполнение пропусков в числовом ряду
определение места числа в числовом ряду
сравнение двузначных чисел
сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Двузначные числа: названия, запись, десятичный состав, место в числовом ряду, следующее число, предыдущее число; сложение и вычитание чисел в пределах 10; сравнение двузначных чисел.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Для запоминания названий чисел проводится аналогия между названиями чисел первого десятка и второго десятка. Учитель просит рассмотреть левую половину рисунка-таблицы. Вопрос. Что обозначает большой круг? Ответ. Десяток. Вопрос. Что обозначает маленький кружок? Ответ. Единицу. Затем учитель предлагает рассмотреть модели чисел на рисунке справа. Вопросы. Какие числа обозначают эти модели? Как вы догадались? Ответы. Одиннадцать, двенадцать и т. д. Прочитали названия: Десяток и единица — это 11 и т. д. Вопрос. Что общего в записи чисел от 11 до 19? Ответ. Первая цифра (единица). Вопрос. Что она означает? Ответ. Десяток. Вопрос. Чем похожа запись чисел в каждой строке слева и справа? Ответ. Одинаковое число единиц справа и слева. Вопрос. Чем похожи названия чисел в каждой строке слева и справа? Учащиеся определяют, что в названиях чисел похожи части слов: один — одиннадцать, два — двенадцать и т. д. Учитель подводит итоги: в каждой строке одинаковое количество единиц, поэтому похожи названия чисел первого и второго десятка, их записи и модели; первая цифра в записи двузначных чисел обозначает количество десятков. Работа с интерактивным заданием. Запись чисел цифрами. Учащиеся читают названия чисел и записывают их цифрами. После выполнения задания можно предложить ученикам назвать сначала числа, записанные одной цифрой, затем — двумя цифрами. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. На предложенных в задании рисунках чётко выделяется десяток. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что пересчитывать конфеты в заполненной коробке не нужно, потому что в условии сказано, что в одной коробке 10 конфет. Значит, 10 и ещё 1 — это 11, 10 и ещё 2 — это 12 и т. д. Сравнивая последовательные числа, ученики вспоминают принцип построения числового ряда: каждое следующее число на единицу больше предыдущего. Работа с интерактивным заданием. Запись двузначных чисел второго десятка, представленных в виде суммы десятков и единиц. После выполнения задания можно предложить ученикам назвать двузначные числа в порядке счёта. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся тренируются записывать двузначные числа, заполняя числами второго десятка часть числового луча. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на актуализацию представления о расположении чисел на числовом луче. Учащиеся записывают «соседей» указанных чисел — числа, находящиеся слева и справа в числовом ряду. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Учитель предлагает ученикам вспомнить правило сравнения чисел с помощью числового луча: число, которое на числовом луче расположено правее, больше числа, расположенного левее (другой вариант — число, расположенное дальше от начала числового луча, больше числа, расположенного ближе к началу луча). Задание выполняется с опорой на числовой луч, который учащиеся сделали при выполнении предыдущего задания. На рисунке изображена только часть числового луча, поэтому сначала необходимо обсудить, где находится начало луча, какое число (10 или 20) расположено ближе к началу луча. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения сравнивать числа. Ученики сравнивают пары чисел с опорой на числовой ряд и закрашивают карточку с большим (меньшим) числом, отмечают двузначные числа с одинаковым количеством десятков, но с разным количеством единиц; с одинаковым количеством единиц. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Вычислительный тренинг. При выполнении вычислений в каждом столбике можно заметить закономерность: прибавляем 2 — перешагиваем на луче через одно число, прибавляем 4 — дважды перешагиваем через одно число, прибавляем 6 — три раза перешагиваем через одно число и т. д. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся рассматривают изображение линейки с числами от 10 до 20 и заполняют числами пропуски на её шкале. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения сравнивать двузначные числа с опорой на числовой ряд. Учащиеся сравнивают числа и дополняют неравенства знаками «больше» или «меньше». |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Задача на нахождение суммы и остатка. Второй вопрос рассматривается как отдельная задача с неполным условием (дополняется ответом к первой задаче). Можно нарисовать схему к условию. Учитель обращает внимание учащихся, что общее количество нужно находить с помощью действия сложения, а часть — с помощью вычитания. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения сравнивать числа, используя изученные приёмы. Учащиеся читают выражения и выполняют вычисления. Затем они сравнивают результаты и дополняют записи знаками «больше», «меньше» или «равно». |