Сколько десятков и единиц?
Формировать представление о десятичном составе двузначных чисел после 20.
Формировать умение различать десятки и единицы в записи двузначных чисел после 20.
Закреплять умение называть и записывать двузначные числа.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел, используя изученные приёмы вычислений.
Формировать интерес к урокам математики и развивать кругозор учащихся.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Запись двузначных чисел цифрами
определение количества десятков и единиц в записи двузначного числа
определение количества предметов на рисунке
определение суммы денег на рисунке
прибавление и вычитание числа 1
работа с таблицей.
Двузначные числа: названия, запись, десятичный состав, прибавление и вычитание числа 1.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Формирование представлений о десятичном составе двузначных чисел. Задание направлено на различение десятков и единиц в записи двузначных чисел с опорой на рисунок. Учитель обращает внимание учеников, что в записи чисел 41 и 14 используются одинаковые цифры, но они имеют разное значение: например, цифра 4 в числе 41 обозначает число десятков, в числе 14 — число единиц. Работа с интерактивным заданием. Запись двузначного числа, соответствующего сумме денег на рисунке. Учитель предлагает ученикам определить, какие монеты изображены на рисунках. Учащиеся говорят, что на всех рисунках изображены монеты 10 рублей, 5 рублей, 2 рубля и 1 рубль. Затем они считают, сколько всего рублей, и записывают двузначное число под соответствующим рисунком. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Различение десятков и единиц в записи двузначных чисел с опорой на рисунок. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся определяют, сколько ягод на каждом рисунке, и записывают двузначные числа цифрами. Можно предложить ученикам назвать наибольшее и наименьшее число ягод. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся называют двузначные числа и определяют в них число десятков и единиц. Работа с интерактивным заданием. Запись двузначных чисел в виде суммы десятков и единиц. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Запись двузначных чисел цифрами. Учащиеся записывают двузначные числа в соответствии с указанным количеством десятков и единиц. Работа с интерактивным заданием. Запись чисел цифрами. Учащиеся читают названия чисел и записывают их цифрами. После выполнения задания можно предложить ученикам назвать сначала числа, в которых 3 десятка (30, 32, 35, 36), затем — числа, в которых 3 единицы (23, 53, 63), и круглые числа (30, 50). |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Проверка усвоения учащимися знаний десятичного состава двузначных чисел. Предварительно учителю необходимо убедиться в том, что дети понимают, что показывают косточки на счётах. Вопрос. Сколько десятков отложено на первых счётах? Ответ. Один. Вопрос. Сколько отложено единиц? Ответ. Четыре. Затем учитель предлагает учащимся выбрать карточку к первому рисунку, назвать число и записать его. Работа с интерактивным заданием. Заполнение пропусков в таблице. Учащиеся определяют, какую информацию нужно записать в каждой из трёх строк таблицы. В верхней строке находится запись двузначного числа, в средней строке записано число десятков, в нижней строке — число единиц. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Вычислительный тренинг с опорой на последовательность чисел: чтобы прибавить 1, нужно назвать следующее число в числовом ряду; чтобы вычесть 1, нужно назвать предыдущее число. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся прибавляют число 1 к каждому числу и записывают результаты. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся вычитают число 1 из каждого числа и записывают результаты. |