Складываем и вычитаем
Закрепление представлений о взаимосвязи действий сложения и вычитания. Формирование умений выполнять сложение и вычитание с опорой на наглядность.
Способствовать формированию умений составлять равенства на основе знания состава чисел 5, 6, 7.
Формировать умение выполнять сложение и вычитание на основе знания состава чисел.
Способствовать формированию умения обозначать количество предметов символами.
Продолжить формирование умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10.
Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся.
Составление числовых равенств, иллюстрирующих состав чисел 5, 6, 7.
Запись суммы и разности с помощью знаков «+» и «–».
Вычисления в пределах 10.
Заполнение схем, иллюстрирующих состав чисел 5, 6 и 7.
Заполнение пропусков в равенствах.
Установление соответствия между названием и записью действия.
- Состав чисел 5, 6, 7; сумма, разность, равенство.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Повторение состава числа 7 с опорой на количество предметов на рисунках. Ученики определяют количество фруктов в верхнем ряду и добавляют в нижний ряд столько фруктов, чтобы всего их стало 7. Можно записать соответствующие равенства в тетрадь. Работа с заданием № 1 учебника. Пропедевтика решения текстовых задач. Повторение состава числа 7. Формирование представлений о связи сложения и вычитания. Учитель предлагает рассмотреть рисунок и равенства, объяснить, что означают числа в равенствах, и придумать задачи к равенствам. Учитель начинает, показывая на числа в первом равенстве: «В аквариуме 5 маленьких рыбок и 2 большие. Какой можно задать вопрос? (Сколько всего рыбок?) В аквариуме 7 рыбок. Что показывает число 5? (Количество маленьких рыбок.) Какой можно задать вопрос? (Сколько больших рыбок?)». Ответ на вопрос задания с помощью учителя: «Когда мы находим общее количество, то мы складываем, когда находим часть — вычитаем». |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Повторение состава чисел 5 и 7. Пропедевтика решения текстовых задач. Ученики отвечают на вопросы со словом «сколько», считают объекты на рисунке, записывают числа и дополняют равенства. Можно предложить определить по рисунку, что означает запись 2 + 2 (количество зелёных фруктов), и записать соответствующее равенство, иллюстрирующее состав числа 4. Работа с заданием № 2 учебника. Формирование представлений о взаимосвязи сложения и вычитания, повторение состава чисел 5 и 7. Беседа по рисунку. Что изображено на первом рисунке? (Морские звёзды.) Какие они? (Красные и жёлтые.) Сколько их? (3 красные и 2 жёлтые.) Сколько всего звёзд? (Пять.) Какие равенства можно составить? (Равенства 3 + 2 = 5 и 2 + 3 = 5.) Можно составить и другие равенства по этому рисунку. Всего 5 звёзд, 2 жёлтые. Если их убрать, то сколько останется звёзд? (Записываем 5 – 2 = 3, останется 3 звезды.) Учащиеся записывают четыре равенства к первому рисунку. Ко второму рисунку они составляют равенства самостоятельно. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 3 учебника. Вычисления в первом столбике с объяснениями: 5 – 1 = 4 (чтобы вычесть 1, называем предыдущее число); 5 – 4 = 1 (при вычитании соседних чисел в ответе получается 1 или можно объяснить с опорой на состав числа: 5 — это 1 и 4, значит, 5 – 4 = 1). Вывод: чтобы выполнить вычитание, нужно вспомнить соответствующий случай сложения. Далее учащиеся выполняют вычитание, опираясь на случаи сложения и используя суммы в рамке (при возникновении затруднений). Работа с интерактивным заданием. Объект 3. Установление соответствия между записью разности и соответствующим случаем сложения. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа с заданием № 4 учебника. Пропедевтика решения текстовых задач (как найти целое, как найти часть). Задание способствует переходу от вычислений с опорой на изображения предметов к операциям с числами. Учитель поясняет рисунки: карточки загораживают предметы, на них записано число предметов, на цветной карточке — сколько всего предметов. Беседа по рисунку. Что означают числа на карточке на рисунке слева? (3 красные розы и 2 жёлтые.) Сколько всего? Как найти? (3 + 2 = 5.) Что означают числа на карточках на втором рисунке? (Всего 7 игрушек, 3 машинки.) Как найти, сколько корабликов? (7 – 3 = 4.) Можно предложить учащимся составить задачи по эти рисункам-схемам. Учитель поясняет: чтобы найти общее количество, используем сложение, чтобы найти часть — вычитание. Работа с интерактивным заданием. Учитель предлагает придумать задачу по рисунку с таким началом: «В детский сад привезли…» Ученики используют числа, записанные на карточках под соответствующими рисунками, отвечают на вопросы и делают записи. |
5 | 5. Обобщение и систематизация | Работа с заданием № 5 учебника. Закрепление состава чисел. Задание выполняется в рабочей тетради. Учитель предлагает детям записать ответы к тем случаям сложения, которые они хорошо запомнили. Результат выполнения задания покажет, какие случаи сложения нужно выучить. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на повторение состава чисел. Выбор знака действия способствует формированию осмысленного отношения к вычислениям. Учащиеся расставляют в равенствах знаки «+» и «–». Учитель может предложить вариант рассуждения: первое число в записи — 3, в ответе — 5, значит, первое число увеличили, выбираю знак «+». |
6 | 6. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между записью действия и результатом вычисления. Учащиеся распределяют суммы и разности в таблице в соответствии с результатом. |