Сказки народов Поволжья
Тема: День родного языка. Сказки народов Поволжья.
Цели и задачи:
- Познакомить учащихся с культурой народов Поволжья, с особенностями народных сказок.
- Узнать о быте и обычаях основных народов Ульяновской области.
- Воспитание уважительного отношения к духовному и историческому наследию народов края, их культуре.
- формировать у детей интерес к самобытности, фольклору народов Поволжья.
- Развивать творческие способности учащихся.
Форма организации: исследование
Ход занятия
1. Чтение отрывка из стихотворения писателя-симбирянина Д.П.Ознобишина «Городок»
(4 чтеца в национальных костюмах)
Ну, садитесь, детки, в ряд!
Сказочку, на новый лад,
Вам сказать хочу я.
Чур же слушать! Ни гуту!
Шум подымете ль, не лгу.
Тотчас замолчу я!
Наверху приволжских гор
Зеленел когда-то бор,
Ветер выл без смены;
Вот, в средине пустыря,
Глядь-поглядь монастыря
Поднялися стены.
Козней дьявола боясь,
Там. от мира затаясь,
Сестры приютились;
Вкруг чуваши и мордва.
Свой ясак платя едва,
Мирно заселились.
Не по дням, а по часам
Городок разросся там.
Ветреный — прозваньем.
Назван был ли так от гор.
Иль по милости сестер,
Смолчано преданьем.
Видел он набег татар.
Пало царство как болгар,
Как в стенах Казани
Грозным юношей-царем
Задан был орде погром
Вместо прежней дани.
Городок был сам в боях;
Охранял он царский стяг,
Жизни не жале…
2. Беседа
О чем стихотворение? (О народах, населявших территорию нашего края в древние времена)
Что вам известно о заселении края? (Первые племена появились здесь 80-100 тысяч лет назад, наиболее известны ильменковцы, буртасы и булгары).
О каких народах упоминается в стихотворении? (Чуваши и мордва. Это одни из первых народов, освоивших территорию нашего края, в 13 веке сюда пришли татары, а в 17 веке осваивать волжские земли пришли русские.
Сколько народов сейчас проживает в нашей области? (Более 120 народностей. Самые многочисленные – русские, татары, чуваши, мордва.)
Наше занятие посвящено Дню родного языка. Скажите, что помогает народу сохранить свой родной язык? (Традиции, культура, народная литература.
3. Целеполагание
Мы с вами уже познакомились с былинами, а сегодня познакомимся со сказками народов нашего края. Какие цели перед собой поставим?
(Сравнить сказки разных народов, выявить в них особенности языка, а также найти сходства между ними.)
4. Работа творческих групп.
Задания:
- дать небольшую историческую справку о своем народе и его расселении на территории края,
- найти в сказке особенности народной лексики,
- художественный пересказ в лицах или инсценирование сказки с использованием данных слов
1 группа. Русские. Сказка «Илья-пророк и Миколай-угодник»
2 группа. Татары. Сказка «Татарская легенда об Алыпе-Великане»
3 группа. Чуваши. Сказка «Как Улып-Великан появился на Волге»
4 группа. Мордва. Сказка «Перя-богатырь»
5. Выступления творческих групп.
1 группа. Московское государство XVI—XVII вв. с юга не граничило с другими государствами. К освоенным обжитым местам примыкало слабо заселенное пространство, называемое в то время «дикое поле».Через это пространство приходили на Русь кочевые народы: татары, монголы, ногаи, нападая на местных жителей, уводя их в плен, разоряя города. Правительство было вынуждено искать наиболее эффективных путей защиты.
Постепенно в государстве были созданы две линии обороны от кочевников
В конце XVI в. начался первый поток колонизации юго-восточной окраины государства. Засечная черта Алатырь — Арзамас не могла долго служить границей русского заселения в Среднем Поволжье. Уже в середине XVII в. правительственная колонизация переходит р. Суру на восток, по ее притокам Бездне и Чилиму к р. Свияге, и на юг, к верховьям рек Суры и Барыша, и от р. Алатыря по р. Инсару к Саранску. Таким образом, заселяется территория между реками Сурой и Свиягой, которая в свою очередь нуждалась в ограждении от возможных нападений с юга.
В 1647 г. строится ряд укрепленных городов в этом районе и первым из них г. Карсун. Руководил этим строительством стольник Богдан Матвеевич Хитрово, один из самых доверенных лиц царя Алексея Михайловича. На строительство этих городов и Карсунской черты посылались служилые люди из соседних понизовых городов — Арзамаса, Курмыша, Алатыря и других.
Сразу же после постройки Карсуна строится г. Симбирск на Волге. По всей линии Карсунско-Симбирской черты па протяжении 92 верст, на некотором расстоянии друг от друга были построены остроги или укрепленные городки Юшанск, Тагай, Уренок, Карсун, Аргаш, Сурск.
Народные русские имена и слова в сказке «Илья-пророк и Миколай-угодник»
- Илья-пророк
- Миколай-угодник
- Батюшка
- Дак узнает
- Пшенички зародил
- Десятина
- По сту целковых
- Умолот
- Овин
- Больше пяти пудовок не сойдёт
- Обедня
Вывод: В русской народной сказке много слов, связанных с земледелием и бытом народа, а также употребляются имена особо чтимых на Руси святых: Ильи-пророка и Николая (просторечное Миколай)-угодника, что свидетельствует об основных занятиях и вере народа.
2 группа. Около рубежа нашей эры на основе ананьинской культуры сформировалась пьяноборская. Потомками пьяноборцев являются финские народы Среднего Поволжья и Прикамья.
Некоторые из этих финских народов были покорены и ассимилированы булгарами — тюркским народом, пришедшим с юга во второй половине I тысячелетия н. э. Еще в степях Поволжья и Приазовья, т. е. до переселения в Прикамье, в состав булгар влилась часть аланов— ираноязычного народа, предками которого считаются сарматы, а потомками современные осетины. Булгаро-аланские племена создали в Прикамье государство, известное под названием Волжской Булгарии. Значительная, если не большая, часть населения Волжской Булгарии являлась потомками местных финских народов. Язык волжских булгар, относящийся к тюркской языковой семье, наиболее близок был, вероятно, к современному чувашскому.
В 1236—1238 гг. Волжская Булгария была разгромлена монголами, которые были известны их соседям под названием татар. Позднее название «татары» стало применяться к тем тюркским народам, которые были покорены монголами и входили в состав монгольских армий. После распада монгольской империи Волжская Булгария вошла в состав Золотой Орды, подавляющее большинство населения которой составляли тюркские народы, главным образом кыпчаки (половцы). За ними и закрепилось наименование «татары». Пришельцы стали селиться на булгарских землях, преимущественно в южных местах, постепенно переходя на оседлость и сливаясь с коренным населением, внося в его быт, и особенно в язык, немало своих черт.
Народные татарские имена и слова в сказке «Татарская легенда об Алыпе-Великане»
- Пророк Яфес
- Алып
- Итиль-Волга
- Булгар, булгары
- Буртас, буртасы
- Батыр
Вывод: В татарской народной легенде много слов-топонимов, так как речь здесь идет о расселении народа, что позволяет нам лучше узнать историю нашего края (Итиль – древнее название Волги, булгары и буртасы заселяли наш край в 8-13вв), а также упоминается имя мусульманского пророка Яфеса.
3 группа. Чуваши - одна из основных этнических групп Ульяновской области. Название народа – «чуваш», «чаваш» производят от булгарского племени сувар, суваз. Чувашский этнос формировался с конца 1-ого тысячелетия в лесостепных районах Правобережья и Волги. Начало чувашскому этносу положили тюркоязычные племена булгар и сувазов, а также финно-угорские племена марийцев. Булгары и сувазы, переселившись после разгрома Волжской Булгарии монголо-татарами на правобережье Волги, смешивались с племенами «горных» марийцев и сформировали этническую группу чувашей – верьялов (верховые), живущих ныне в северо - западных районах Чувашии. В то же время, тюркоязычное племя сувазов, осев в центральных и южных районах современной Чувашии, образовали группу анатри (низовые). В материальной культуре имели сходство с культурой поволжских татар. Низовые чуваши занимали землю между рек Цивиль и Свияга, верховые – преимущественно лесистую местность междуречья Цивиль и Сура. На территории Ульяновской области живут преимущественно потомки низовых чувашей-анатри. Они являются потомками переселившихся с чувашского края, в XVI – XIX вв. крестьян.
Народные чувашские имена и слова в сказке«Как Улып-Великан появился на Волге»
- Арамазейские горы
- Улып-великан
- Бог-громовержец Аслати
- Весенний праздник Калама
- Атыл-Волга
- Земля Улыпа
Вывод: В чувашской народной сказке тоже много слов-топонимов, указывающих на территории расселения народа (откуда пришли икуда), только название Волги у чуваш – Атыл, еще мы узнали о чувашском народном празднике Калама и языческом Боге- громовержце Аслати.
4 Группа. Мордва - представители финской ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи. Финноязычные народы - первый этнический слой по времени формирования в Среднем Поволжье. Предки мордвы, древнемордовские племена, образовались в начале I века н.э. в междуречьи Оки и Волги на основе местного финоязычного населения. Одни из них на южных границах своего расселения долго контактировали с тюркоязычными племенами, другие, на северо-западе, с восточными славянами.
К середине XVI века у мордвы сложились этнические группы эрзи и мокши, каждая с особенностями в языке и культуре. В XVII – XVIII вв. в связи с русской колонизацией происходило постепенное движение мордвы в Заволжье на новые земли. С другой стороны, в юго-восточном направлении шло продвижение служилой мордвы, которые строила засечные линии и осваивала незаселённые земли.
К концу XIX века мордва расселилась на большой территории среди русских, чуваш и татар.
Народные мордовские имена и слова в сказке «Перя-богатырь»
- Перя-богатырь
- Речка Лупье
Национальные ритуальные блюда: пирог с рыбой, варёные куриные яйца
- Ворса (леший), злодей ворса
- Нодья (костёр)
- Лесовать (охотиться)
- Вражий богатырь
- Шмякнул (уронил, стукнул о земь)
Вывод: В мордовской народной сказке наряду с именами собственными встречается много диалектных слов, помогающих «услышать» красоту языка, это единственная из представленных сказок, в которой упоминаются названия и традиционных ритуальных блюд.
6. Вывод. Рефлексия.
В результате нашей работы мы пришли к выводам: сказки народов Поволжья имеют много общего. Эти сказки дают представления о фольклорных традициях русских, особенностях языка татар, чувашей и мордвы. Бросается в глаза характерная близость сюжетов, героев и художественных форм, вытекающая из длительных культурных связей народов, издревле живущих на одной земле. Взаимопонимание и уважение, сострадание и теплота сердец, способны объединить наши народы в любых испытаниях и бедах.
7. Заключение. Выступление чтецов
Поволжский край, моя земля
Родимые просторы!
У нас и реки и поля
Холмы, леса и горы
Народы, как одна семья,
Хотя язык их разный.
Но дружбой мы своей сильны
И мы живём прекрасно!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.