Синонимы в тексте
- наблюдать за возможностями использования синонимов в речи; учиться редактировать предложения
- синонимы, повторы слов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | 2. Закрепление изученного материала | Упражнение 1 в учебнике — наблюдение за уточняющей, конкретизирующей значение слова функцией синонимов (при близком расположении в тексте). Выполняется фронтально. Обратите внимание. Слова каплет, брызжет, хлещет, льёт являются синонимами только в данном тексте. При выполнении упражнения рекомендуем напомнить ученикам те функции синонимов, с которыми они уже познакомились: функция замещения (позволяет разнообразить речь, избежать неоправданных повторов) и функция толкования (объясняет значение слова). |
3 | 3. Закрепление изученного материала | Упражнение 2 в учебнике — наблюдение за текстом, в котором повтор слов оправдан авторскими задачами. Выполняется фронтально (не рекомендуется проводить упр. 2 раньше упр. 1). Ученики самостоятельно или при помощи учителя должны прийти к выводу: слово спят постоянно повторяется в тексте для того, чтобы у читателя (слушателя) возникло ощущение сна, покоя (чтобы ученики услышали звукопись, рекомендуем стихотворение читать учителю, выделяя голосом — нараспев — слово спят и подчёркивая сочетание согласных сп). |
4 | 4. Дополнительный материал | Упражнение 3 в учебнике (по выбору) — повторение изученных функций синонимов. Может быть предложено для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам. В этом случае учитель рекомендует тем, кто будет выполнять упражнение, записывать в тетрадь пары слов: слово из текста — его синонимическую замену (при необходимости на доске можно записать образец: побежал — кинулся). Если упражнение выполняется фронтально, учитель записывает на доске синонимы, которые предлагают ученики, а затем читает исправленный текст (текст также может быть прочитан хорошо читающим учеником). |
5 | 5. Закрепление изученного материала | Упражнение 4 в учебнике (работа в группе) — редактирование предложений. После обсуждения результатов работы (на доске учитель записывает правильные варианты) исправленные предложения записываются в тетрадь. 1. В детстве произошёл со мной один случай. 2. Кустики были совсем невысокие, и нам приходилось низко наклоняться. 3. Мы бредём по лесной тропинке. Идёт мелкий дождь. Серые облака медленно плывут по небу. (Вариант — идём; капает; тянутся, ползут.) |
6 | 6. Закрепление изученного материала | Упражнение 5 в учебнике (по выбору) — расширение лексического запаса учеников. Предлагается для самостоятельной работы хорошо успевающим ученикам с обязательным объяснением всему классу по окончании работы. Варианты выполнения. 1. К доске вызываются три ученика, каждый из которых записывает синонимы к одному из слов; класс работает самостоятельно, затем организуется проверка. 2. Фронтальное выполнение упражнения (предлагаемые учениками синонимы учитель записывает на доске). |
7 | 7. Дополнительный материал | Упражнение 6 в учебнике (по выбору) — самостоятельное использование синонимов в тексте. Проводится только в классах с высоким уровнем подготовки (даже в таких классах не рекомендуем задавать упражнение на дом). Если не осталось времени, упражнение может быть выполнено на одном из уроков блока «Развитие речи» (см., например, урок 119). |
8 | 8. Дополнительный материал | Работу с рубрикой «Из истории языка» учитель проводит в паузах между упражнениями. |
9 | 9. Словарная работа | Записать слово быстро, подчеркнуть непроверяемую орфограмму. Составить несколько предложений с этим словом, записать их в рабочие тетради. |
10 | 10. Каллиграфическая минутка | Тренировка навыка письма на широкой разлиновке. Учащиеся прописывают предложенные учителем на доске соединения, которые он считает необходимым отработать (по результатам проверки тетрадей). |
11 | 11. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |