Где находится школа без классов, кабинетов и смартфонов
Образование в Дании занимает лидирующую позицию среди учреждений, следящих за мировыми трендами и направлениями. Особой популярностью пользуется датская школа Hellerup School. Она выделяется не только своей необычной архитектурой, но и методиками обучения.Школа будущего
Hellerup School — это государственная школа недалеко от Копенгагена. Одна из ярких особенностей планировки здания — отсутствие кабинетов. В школе нет классных комнат, которые мы привыкли видеть в каждом учебном заведении. В Hellerup School есть помещения внутри здания, расположенные рядом с центральной лестницей и сообщающиеся между собой. Кроме того, каждое помещение изменчиво, за ним не закреплена навсегда функция только классной комнаты или только кабинета учителей. С помощью модульной мебели и складных стен помещение с лёгкостью превращается в зал для встреч, аудиторию для лекций или комнату для семинаров. Такие «трансформации» напоминают школу чародейства и волшебства Хогвартс, где комнаты иногда исчезали, а лестницы меняли направление (серия книг Дж. Роулинг про Гарри Поттера).Благодаря уникальному расположению комнат директор или учитель, находясь на главной лестнице, может наблюдать практически за всеми учащимися. Более шестисот школьников учатся в открытых зонах, а свободные от занятий учителя собираются для обсуждений в открытых кабинетах. Директор школы Лассе Рейхштейн считает, что такая особая планировка способствует действительному единению учителей и учащихся.
Индивидуальный подход
Отличие Hellerup School от других школ состоит не только в отсутствии традиционных классных комнат и наличии широкой главной лестницы, здесь всё особенное, даже процесс обучения. Стены датской школы буквально дышат свободой — свободная планировка, свободный график занятий. В расписании учеников есть как занятия под руководством преподавателя, так и время для уроков, которое дети планируют самостоятельно. Учащиеся могут выбирать время, место и форму получения знаний (индивидуально или вместе с другими учениками).
Hellerup School стала первой датской школой, применяющей метод индивидуального подхода к своим ученикам. Благодаря высоким показателям и успешному обучению опыт этой школы стал примером для многих других мировых образовательных организаций. Возможность выбирать форму обучения, время для занятий, место, где удобнее учиться — всё это помогает формировать ответственность за свои действия, осознанность по отношению к процессу учёбы.
Такая свобода во многих аспектах школьной жизни формирует и несколько иную систему оценки полученных знаний и умений, нежели та, к которой привыкли мы. Акцент развития направлен на коммуникацию, креативное мышление и технологические знания.
Обычный день в школе Hellerup
По словам директора Рейхштейн, у Hellerup School такие же цели, как и у любой другой государственной школы. Дети учатся по одобренной государством учебной программе, а оценка знаний учащихся проходит по системе оценивания тестов, кейсов и проектов. Отличие Hellerup лишь в том, что целью обучения становится коммуникация, межличностная и социальная, а не привычное овладение знаниями из учебников.
Школьный день учеников проходит не так, как мы привыкли. Ученики десяти ступеней разделены на группы с общим залом и закреплены за одним конкретным учителем. Утром учащиеся в первую очередь идут на встречу с педагогом, чтобы определить задачи и, таким образом, распланировать работу на день. С началом занятий в специально отведённом для «летучек» месте преподаватель в течение четверти часа вводит школьников в курс дня. После того, как все приоритеты выявлены, а цели поставлены, ученики расходятся и приступают к занятиям.
Несмотря на такие утренние линейки и достаточно свободный график учеников, учитель не бросает своих подопечных на произвол судьбы в течение дня. Школьники определяют для себя способ получения знаний, согласовывают время работы с преподавателем и всегда могут обратиться к нему в любое время по разным вопросам.
Поскольку в обучении идёт «ставка» на индивидуальность каждого ученика, все преподаватели организовывают свою работу со школьниками так, чтобы детские способности раскрывались как можно раньше и ярче. Если ученик справляется с заданным материалом, во время всё сдаёт, ему разрешается заниматься в любом месте — и в помещениях внутри здания, и в школьном дворе. Естественно, такая свобода даётся школьникам не с первого дня обучения, и большей самостоятельностью выбора награждены старшие ученики. Благодаря учительскому контролю преподаватели всегда в курсе влияния свободного графика учеников на их успеваемость.
Проекты, кейсы, исследования
Особенностью обучения в Hellerup School является популярность проектных работ. В специально отведённое для этого время несколько раз в год классическое обучение приостанавливается и начинается этап проектных работ для всех учащихся. Школьники, объединяясь в команды, за неделю выполняют дисциплинарные проекты, которые потом проверяются преподавателями.
Однако при включении проектных работ в учебный план важно не забывать и про традиционное обучение, сохранять равновесие классических занятий и проектов. Так, несколько лет назад проектные работы занимали значительное место в школьном обучении школы Hellerup. Как итог — выявившиеся на экзаменах проблемы учеников с родным языком и литературой. Стало ясно, что соотношение видов работ нужно изменить, чтобы важные предметы не пострадали от нехватки учебного времени. На данный момент проектные работы и классическое обучение достигли баланса и занимают примерно равное время изучения.
Ещё по теме:
- Профориентация в старшей школе
- Школа без отстающих: благие намерения или реальные возможности?
- Проекты, меняющие школу. Agile-трансформация
- Проверка тетрадей: дополнительный заработок или бесплатная повинность?
- Как собрать рюкзак в школу
Работа над ошибками
Свобода планировки и обучения в датской школе Hellerup представляется нам очень необычной и... пленительной. Но настолько ли эффективно и желанно подобное образовательное учреждение? Для всех ли эта школа — настоящая мечта?
В Дании семьи могут выбирать любую понравившуюся государственную школу. Если места в школе есть, всех желающих обязаны в неё принять. Однако не каждая семья стремится записать своего ребёнка в Hellerup School. Не все дети (да и родители) чувствуют себя комфортно в открытых пространствах, не все дети хорошо справляются с ответственностью и предоставленной свободой.
Для того, чтобы верно оценить своё решение получать образование именно в этой школе, Hellerup представляет к услугам родителей специального консультанта. Профессионал помогает не только сориентировать семью по действующим методам обучения до поступления, но и объясняет всё, что происходит с учеником в стенах школы, семьям, чей ребёнок уже учится в Hellerup.
Подверглась осуждению не только некоторая свобода, предоставленная ученикам, но и преувеличенно индивидуальный подход, который в будущем может плохо отразиться в коллективной работе. Учитывая подобные негативные отзывы методистов, школа скорректировала учебную программу, сделав акцент на улучшение коммуникации между учителем и учениками, а также школьников друг с другом. Специальные сообщества, периодическая работа в группах помогают решить проблему с навыками общения.
Цифровое образование
Соответствуя современным тенденциям и развивая технологическое мышление, школа Hellerup активно использует интернет в учебном процессе. Доступ к сети свободен, многие виды работы нацелены на использование компьютеров. Большую часть учебного времени школьники проводят за монитором — это нужно для реализации проектов, исследований, для общения с другими детьми.
Однако при такой доступности интернета использование смартфонов чётко регламентировано. Сначала нормы были введены только для учеников старших классов, так как мобильные телефоны разрешались только им. Чуть позже ограничения коснулись и учащихся остальных ступеней. Хотя о полном запрете мобильных устройств в стенах школы пока речь не идёт (как во Франции), руководство Hellerup пытается ограничить зависимость детей от излишнего пребывания в виртуальном мире.
Hellerup School — это передовая школа в Дании, которая не только следит за тенденциями в развитии и обучении детей, но и, пересматривая личный опыт, делает выводы и устраняет собственные ошибки. Именно такому подходу и стоит поучиться всем современным образовательным школам мира.
#ADVERTISING_INSERT#