Школа носит имя Героя (экскурсия в школьном музее)
Пояснительная записка
Бавленская средняя школа имени Героя Советского Союза Павла Акимовича Рачкова представляет на конкурс экскурсию «Школа носит имя Героя». Экскурсия эта имеет особенное значение для нашей школы, для музея «Мои земляки». Экскурсовод Юлия Мурашова знакомит посетителей с уникальными экспонатами (воспоминаниями, фотографиями и др.), собранные учениками всей нашей школы в ходе подготовки к краеведческой конференции памяти П.А. Рачкова.
Юлия Мурашова, ученица 9 класса – экскурсовод эмоциональный, она способна заинтересовать каждого посетителя историей легендарного для нашей школы человека. Предоставим ей слово:
Узнать всё, узнать в подробностях, узнать, пока ещё живы люди! Так у нас возникла идея акции «Школа берёт интервью». Каждый класс школы заполнил свой бланк вопросами. Какими разными получились они. Вот вопросы задают ученики четвёртого класса. Им интересно знать, как ласково звали Павла родители. А девятиклассники спрашивают: «Была ли в жизни Павла любовь?» Все вопросы мы свели в общий бланк. И полетели письма в Юрьев, в Кольчугино, в Нижний Новгород, а обратный адрес на конвертах один: «Бавленская средняя школа». Краеведческие экспедиции классов отправились в гости к родственникам и одноклассникам Павла Акимовича. Маршруты экспедиций говорят сами за себя! Школа ждала ответов, очень ждала! В музейных альбомах ответы собраны. Эти работы хранятся рядом, потому что мы, все такие разные, были рядом, когда пришло время собраться вокруг истории одного человека, ИМЯ которого носит наша школа.
Ссылка на видеоролик (экскурсия)
Экскурсия «Школа носит имя Героя» создана в следующей системе целеполагания.
Цель: средствами музейной педагогики внести лепту в формирование патриотического мировоззрения школьников
Задачи:
- сформировать необходимый комплекс знаний о человеке, имя которого носит наша школа
- развивать исследовательский потенциал учеников
- создать особую атмосферу сопереживания, в которой и рождаются истинно патриотические чувства
Формы организации деятельности детей:
- посещение школьного музея
- беседа в школьном музее
- демонстрация музейных экспонатов
- презентация музейных исследований
Ход мероприятия
Приглашение
Экскурсия «Школа носит имя Героя» имеет особое значение для нашей школы. За счет сочетания исследовательского и эмоционального компонентов она ориентирована на многие возрастные группы. В нашей сельской школе обучаетcя 250 человек, мы приглашаем на экскурсию всех и всех гостей приглашаем тоже!
Беседа в школьном музее
Несколько лет назад мы, ученики и учителя Бавленской школы, задумали провести краеведческую конференцию и посвятить её памяти Героя Советского Союза Павла Акимовича Рачкова. Ведь наша школа носит имя Павла Акимовича, он здесь учился. Идеи, находки, исследования стекались в музейную комнату школы. Сегодня я, как школьный экскурсовод, хочу представить Вам материалы нашей конференции и рассказать о своей работе.
Павел Акимович Рачков родился 22 июня 1923 года. Годы жизни известных людей, кто из нас учит их наизусть? Рассуждаем так: важна сама жизнь, а не её рамки. А здесь история другая, восемнадцатилетние Павла Рачкова пришлось на день начала Великой Отечественной войны. Такое не забудешь, такое запомнишь на всю жизнь… Перед глазами сразу встаёт этот день, как будто видела его сама. Вот утром просыпается молодой человек, солнечный луч блестит на подушке. Юноша думает о том, что, наконец, стал взрослым. А вскоре он узнает, что детство действительно закончилось, началась война…
Таким ли был этот день, как я его себе представила? Каким был день следующий? Какой получилась жизнь? Узнать всё, узнать в подробностях, узнать, пока ещё живы люди! Так у нас возникла идея акции «Школа берёт интервью». Каждый класс школы заполнил свой бланк вопросами. Какими разными получились они. Вот вопросы задают ученики четвёртого класса. Им интересно знать, как ласково звали Павла родители. А девятиклассники спрашивают: «Была ли в жизни Павла любовь?»
Все вопросы мы свели в общий бланк. И полетели письма в Юрьев, в Кольчугино, в Нижний Новгород, а обратный адрес на конвертах один: «Бавленская средняя школа». Краеведческие экспедиции классов отправились в гости к родственникам и одноклассникам Павла Акимовича. Маршруты экспедиций говорят сами за себя! Школа ждала ответов, очень ждала! В музейных альбомах ответы собраны. Эти работы хранятся рядом, потому что мы, все такие разные, были рядом, когда пришло время собраться вокруг истории одного человека, ИМЯ которого носит наша школа.
Мы были рядом, и каждый сделал своё открытие. А начиналось всё со статьи в газете, мы обратились ко всем, кто знал Павла Акимовича с просьбой откликнуться. И раздался в школе телефонный звонок. Случилось настоящее открытие, ради которого и стоит заниматься краеведением! Нам в школу позвонил Борис Ильич Кузнецов. Он рассказал нам, что они и жили с Павлом Акимовичем рядом: один в Малом Кузьминском, другой - в Ежово; и учились в Бавленской школе вместе; в военное училище вместе поступали; на фронте вместе воевали: Павел – на штурмовике, Борис – на истребителе!
Борис Ильич рассказал нам, что в 1938 году он вместе с Павлом Рачковым занимался в Кольчугинском аэроклубе. Они прошли строгий отбор, ведь тогда в аэроклуб приходили поступать сотни мальчишек, брали не всех – лучших. Здание аэроклуба и сегодня существует. А тогда на первом этаже размещался настоящий самолет «У–2», только без крыльев, крылья там не умещались. В клубе занимались изучением самолёта, учились им управлять. А ведь Павлу приходилось каждый день ездить в аэроклуб из Юрьев – Польского педучилища. Уезжал он после занятий в аэроклубе на поезде в 2 часа ночи! Поэтому отучился Павел на педагога всего два курса и сделал свой выбор в пользу авиации. А вскоре приехали в аэроклуб представители военных лётных училищ. Павел отправился учиться в Чкаловское высшее авиационное училище в Молотов, а Борис – в Высшее лётное училище города Армавира. Им предстояло стать военными лётчиками. Сколько мальчишек мечтало об этом!
Борис Ильич помог нам разобраться в особенностях самолёта - штурмовика «Ил-2», на котором летал Павел Акимович. Показал, на каком самолёте сам летал, у него до сих пор хранится модель истребителя Як-3. Истребители защищают в бою штурмовиков. Борис Ильич дважды защищал в бою своего друга Павла Акимовича!
Борис Ильич рассказал, что 100 боевых вылетов были основанием для представления к званию Героя Советского Союза. Ведь каждый боевой вылет – это схватка за жизнь, это всегда предельное нервное напряжение, выдержка и воля к победе. А теперь подумаем, о чём говорят эти несколько строк: 123 боевых вылета совершил Павел Акимович, и всякий раз возвращался на аэродром без потерь. На счету Бориса Ильича – 70 боевых вылетов. Когда мы спросила его, какое время в его жизни было лучшим, то получила неожиданный ответ: военное. А как же кровь, смерть, ужас войны, неужели это забывается? «Нет, конечно, - ответил Борис Ильич, - но вы и представить себе не можете, какое это счастье - вернуться с задания без потерь!»
Борис Ильич не смог тогда приехать на нашу конференцию, он болел. Но приехали сёстры Павла Рачкова Софья Акимовна и Антонина Акимовна. Они передали в музейную комнату школы уникальный экспонат – автограф Павла Рачкова. Удивительно, но в этой подписи заглавные и первая, и последняя буквы. Думаю, это означает, что человек и начинал, и заканчивал всякое дело с большой буквы! Сёстры Павла Акимовича рассказали нам, что живёт сейчас в городе Михайловске молодой человек по имени Павел Рачков, это внук младшего брата Павла Акимовича. Ему сейчас около 30 лет. Рассказывали об этом старенькие сёстры, и слёзы блестели на глазах. И мы им сказали: «Ваш Павел не забыт, Героев не забывают, страницы таких жизненных рукописей не горят!» Наши учителя спели тогда любимую песню Павла Акимовича «Случайный вальс». Наверное, и Вы помните эту красивую мелодию, эти простые слова:
Хоть я с вами совсем не знаком,
И далёко отсюда мой дом,
Я как будто бы снова
Возле дома родного…
В ходе экскурсии демонстрируются следующие экспонаты:
1. Портрет Героя Советского Союза П.А. Рачкова, его автограф
2. Статья в газете «Голос кольчугинца» от 22 июня 2003 года «Его имя носит школа»
3. Лист вопросов «Школа берёт интервью»
4. Маршрут краеведческой экспедиции Бавленской школы
5. Фотографии краеведческой экспедиции Бавленской школы
6. Генеалогическое древо семьи Рачковых
7. Видеозапись песни «Случайный вальс» в исполнении учителей Бавленской школы
8. Общая фотография участников краеведческой конференции в Бавленской школе
Постскриптум
После экскурсии взрослым ученикам мы предлагаем поработать с тестовыми заданиями или создать свои образы Дня Победы в рисунках.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.