Семь раз отмерь
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Повторение: длина, площадь, объём. Знакомство с понятиями «единичный отрезок», «единичный квадрат», «единичный куб».
Задачи урока
- Актуализировать представления о ломаной и её длине, о многоугольниках и нахождении периметра, площади и объёме фигур.
Закреплять умение определять количество звеньев ломаной.
Закреплять понятия о замкнутых и незамкнутых ломаных и уметь различать их изображения.
Закреплять умение определять количество сторон многоугольника.
Формировать представления об измерении длины с помощью единичного отрезка, площади — единичного квадрата, объёма — единичного куба.
Закреплять умение вычислять длину ломаной и периметр многоугольника.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, логическое мышление, пространственные представления учащихся.
Способствовать развитию математической речи учащихся.
Виды деятельности
- Определение количества звеньев ломаной.
Определение количества сторон многоугольника.
Определение длины ломаной и периметра многоугольника в единичных отрезках.
Вычисление площади фигур в единичных квадратах.
Вычисление объёма фигур в единичных кубах.
Вычисление площади и объёма фигур, составленных из частей.
Ключевые понятия
- Ломаная, длина ломаной, многоугольник, периметр многоугольника, единичный отрезок, площадь фигуры, единичный квадрат, объём фигуры, единичный куб.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Можно предложить ученикам вспомнить, в каких единицах можно измерять длину. Они могут ответить по-разному: в сантиметрах, в километрах, в миллиметрах (возможно, кто-то из детей скажет «в шагах», «в локтях»). Учитель предлагает рассмотреть рисунок, вспомнить, как называется изображённая линия (ломаная), из чего она состоит (из отрезков), как называются эти отрезки (звенья), что означают числа на рисунке. Дети могут ответить: «сантиметры», «длину отрезков». Учитель обращает внимание учащихся на маленький отрезок, который называется единичным отрезком, и предлагает подумать и объяснить, что такое единичный отрезок и что означают числа на рисунке. Объяснения могут быть такими: «Взяли линейку и нарисовали отрезки по 3 см, 7 см» и т. д. Учитель корректирует ответ: «Это единичный отрезок меньше сантиметра. Можно взять любой единичный отрезок и измерить отрезки с его помощью». Школьники приходят к выводу: «Числа на рисунке означают, что в первом звене ломаной умещается 3 единичных отрезка, во втором — 7 единичных отрезков, в третьем — 4, в последнем — 1». Вопрос. Может ли единичный отрезок быть больше сантиметра. Ответ. Может. Вывод. Длина единичного отрезка может быть любой, и на каждом рисунке может быть свой единичный отрезок. Учитель или учащиеся читают определение ломаной (заучивать его не нужно). Вопрос. Как найти длину ломаной? Ответ. Нужно сложить числа, которые показывают длину звеньев ломаной. Учащиеся записывают равенство или выполняют вычисления устно. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения определять длину ломаной в единичных отрезках. Учитель обращает внимание детей, что ломаные разделены на единичные отрезки разной длины. Учащиеся отвечают на дополнительные вопросы по каждому рисунку: «Сколько звеньев у ломаной? Сколько единичных отрезков на каждом из звеньев? Чему равна длина ломаной в единичных отрезках?» Ученики отмечают ломаную, длина которой равна 10 единичным отрезкам. |
2 | 2. Актуализация знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Учащиеся читают определение периметра. Вопрос. Чем многоугольник отличается от ломаной? Ответ. Многоугольник — это замкнутая ломаная, звенья которой не пересекаются. Учитель подводит учащихся к выводу, что периметр — это тоже длина ломаной, чтобы найти периметр многоугольника, нужно сложить числа, показывающие длины его сторон. Ученики вычисляют периметры многоугольников, изображённых на рисунке. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения определять периметр многоугольника в единичных отрезках. Вычислительный тренинг. Учащиеся складывают числа, обозначающие длины сторон, и записывают результаты под каждой из геометрических фигур. Дополнительные вопросы: «Какой многоугольник изображён на рисунке? Как найти периметр этой геометрической фигуры? Какие фигуры имеют одинаковый периметр?» |
3 | 3. Закрепление | Работа с заданиями № 3 и 4 учебника. В задании 3 происходит знакомство с понятием «единичный квадрат», пропедевтика вычисления площади. Учащиеся находят площади изображённых фигур в единичных квадратах. Задание 4 направлено на развитие вычислительных навыков. Учитель поясняет, что не нужно расчерчивать фигуры на единичные квадраты, можно записать цифрами, сколько единичных квадратов умещается в фигуре. Вопрос. Как найти площадь составленной фигуры? Ответ. Нужно сложить числа, которые показывают площади частей фигуры. (Чтобы найти целое, нужно сложить части.) Учащиеся находят площади изображённых геометрических фигур, записывая равенства в тетради. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычислять площадь фигуры, составленной из частей. Учащиеся определяют, из скольких частей состоит фигура, и складывают числа, которые записаны на частях фигуры. Затем они сравнивают числа и закрашивают фигуру с наибольшей площадью. После выполнения задания можно предложить детям ответить на дополнительные вопросы: «Какое наименьшее значение площади получилось? На сколько закрашенная фигура больше фигуры с наименьшей площадью?» |
4 | 4. Самостоятельная работа | Работа с заданием № 5 учебника. Нахождение объёма первой фигуры не представляет трудности. Учащиеся либо пересчитывают число кубиков, либо складывают число кубиков в каждом ряду: 6 + 6 = 12. Чтобы вычислить объём второй фигуры, нужно посчитать и «невидимые» кубики. Передний и задний слои кубиков одинаковые, значит, можно составить сумму 7 + 7 = 14. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения определять объём фигуры в единичных кубиках. Учащиеся считают, сколько кубиков в каждой постройке, и записывают результаты под каждой из фигур. После выполнения задания можно предложить детям ответить на дополнительные вопросы: «На какие буквы похожи изображённые фигуры? (Буквы Ш, Г, П.) Какое наибольшее и наименьшее значение объёма получилось?». |
5 | 5. Итог урока | Работа с заданием № 6 учебника. Вычислительный тренинг. Учащиеся находят объёмы изображённых фигур, записывая равенства в тетради. Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения вычислять объём фигуры, составленной из частей. Учащиеся определяют, из скольких частей состоит фигура, и складывают числа, которые записаны на частях фигуры. Затем они сравнивают числа и отмечают фигуру с наименьшим объёмом. |