ЕГЭ по русскому языку: пишем сочинение
Главный методист по русскому языку и литературе Корпорации «Российский учебник» Ольга Вячеславовна Донскова раскрывает некоторые секреты подготовки к ЕГЭ по русскому языку.Сочинение (задание №26, бывшее С-1) – одно из самых важных заданий в ЕГЭ по русскому языку. При правильной подготовке оно дает учащемуся до 24 баллов. Подготовке к этой весомой части экзамена всем педагогам стоит уделить максимум внимания.
Первый шаг к успеху – это правильный выбор УМК по русскому языку. Удобнее всего, если выбранный вами учебник, во-первых, содержит достаточное количество тренировочных заданий на написание сочинений и эссе, во-вторых, – при формулировке заданий опирается на КИМ ЕГЭ. Например, в УМК Шмелева уже с 5 класса ученикам предлагаются разнообразные творческие задания по работе с текстом: ясно, что научиться писать сочинение за один-два года крайне сложно.
Как писать сочинение по русскому языку на ЕГЭ?
- Четко следовать алгоритму. Сочинение – формализованный жанр, и чтобы его соблюсти, нужно знать схему изложения:
- выявить поставленные в тексте проблемы;
- выбрать одну проблему и прокомментировать, пояснить;
- сформулировать авторскую позицию;
- затем – выразить собственную позицию, при этом аргументировать, доказать свою точку зрения;
- сделать логический вывод.
- Избегать излишнего цитирования. В заданиях учебника, как и в ЕГЭ, очень важно создавать самостоятельный текст. При написании можно опираться на читательский опыт, а также на личный жизненный опыт и универсальные знания.
Как готовить учащихся к сочинению по русскому языку?
Во-первых, важно на уроках вместе с классом работать над текстом в формате ЕГЭ: читать, разбирать согласно алгоритму, затем сверяться с данным образцом. В УМК к каждому тексту есть таблица, в которой даны готовые примерные отрывки из сочинения: вступление, комментарий, выраженная позиция автора, возможные аргументы при доказательстве личной позиции и т.д.
Во-вторых, написание самостоятельных текстов – это навык, который необходимо тренировать. Полезно давать ученикам задания на написание публицистических текстов – эссе, рецензий, очерков. В рамках этой деятельности прорабатываются отдельные задачи: формулировка личной позиции автора, поиск слов и приемов, передающих мнение автора о проблеме, и т.д. Такую подготовку удобнее всего вести при помощи учебных пособий Е.Л. Ерохиной.
Круг возможных тем сочинения
Он достаточно широк, но вполне обозрим. Как правило, при обучении по УМК Шмелева учащимся предлагается писать сочинение на следующие темы:
- философские: развитие общества, природы, человека;
- социальные: устройство и жизнь социума;
- политические: деятельность государственной власти;
- экологические: взаимодействие человека с окружающей средой, гуманное и жестокое отношение к животным, способы уберечь мир от экологической катастрофы;
- нравственные: духовная жизнь человека, взаимоотношения людей.
Впоследствии на ЕГЭ дети встретятся с очень похожим кругом проблем: человек и мир, природа, искусство, наука, язык, война, история.
Как грамотно сформулировать проблему?
Существует три оптимальных способа формулирования проблемы:
- «проблема чего-либо»;
- вопросительное предложение;
- цитата из текста, раскрывающая основную мысль автора.
Часто учащемуся удобно двигаться от позиции автора к общей проблеме: сначала выявить основную мысль, затем записать в виде законченного предложения, после чего восстановить вопрос, на который отвечает это предложение. Этот прием позволяет с большой точностью определить проблему.
Учимся комментировать проблему и личную позицию автора
Здесь уместны два пути: текстуальный (направление мысли от текста к проблеме) и концептуальный (от поставленной проблемы к тексту). В обоих случаях нет ничего плохого в том, чтобы умело использовать верные текстуальные клише. Например:
- Автор: убежден, обращает внимание на, доказывает, разделяет мнение, в качестве примера рассматривает, раскрывает проблему на примере, изображает, сочувствует, одобряет и т.д.
- Поступки и действия героев: свидетельствуют, показывают, характеризуют, объясняют и т.д.
Чтобы раскрыть авторскую позицию, достаточно ответить на вопрос, ради чего он писал данный текст, что именно хотел сказать, доказать читателю.
Искусство аргументации
Аргументировать позицию, как свою, так и автора, удобнее всего согласно схеме: тезис, два аргумента, вывод.
Важно запомнить, что при оценке сочинения в ЕГЭ эксперт имеет право «засчитать» только два аргумента, поэтому нет смысла давать их больше, лучше потрудиться над качеством и найти наиболее убедительные доводы.
Как оцениваются аргументы? Примеры из личного опыта, обобщения «из жизни», предположительные примеры (то есть выдуманные), пословицы, афоризмы, ссылки на кинофильмы – оцениваются всего в 1 балл.
Примеры из художественной литературы, публицистики, научной или научно-популярной литературы будут оценены в 2 балла.
О жанрах и стилях речи
Чтобы написать достойное сочинение, нужно разбираться в особенностях письма как вида речевой деятельности, различать основные жанры письменной речи и чувствовать их стилистическую обусловленность. Эти задачи хорошо решать, работая на уроках в парах, оценивать сочинения друг друга.
Коротко напомним основные свойства текста:
- он подчинен единой теме; имеет адресата;
- создан в соответствии с целевой установкой;
- тема раскрывается по авторскому замыслу.
Что касается жанров письменной речи, то применительно к сочинению мы чаще всего вспоминаем жанр эссе. При этом эссе является далеко не самым простым жанром. Ему присуща некоторая парадоксальность, оно должно удивить читателя. Эссе не терпит формальных рамок: это свободная композиция, непринужденное повествование, предполагающее тесный контакт с читателем. Оно позволяет увидеть своеобразие позиции пишущего. Это открытая форма, ей свойственна некоторая незавершенность – и, тем не менее, схема повествования должна соблюдаться строго.