Секрет сложения
Закрепление представлений о составе чисел 2, 3, 4, 5. Формирование умения выполнять сложение, применяя перестановку чисел в сумме.
Способствовать формированию умений составлять равенства на основе знания состава чисел 2, 3, 4, 5.
Закреплять умение понимать информацию, представленную на схеме.
Закреплять умение использовать знак «+» для записи сложения.
Продолжить формирование умения выполнять сложение чисел в пределах 10.
Формировать умение использовать правило перестановки чисел при сложении.
Развивать наблюдательность, внимание, математическую речь учащихся.
Составление числовых равенств, иллюстрирующие состав чисел 2, 3, 4 и 5.
Запись суммы с помощью знака «+».
Вычисления в пределах 10.
Заполнение схем, иллюстрирующих состав чисел 4 и 5.
Установление соответствия между схемой и равенством.
Заполнение пропусков в равенствах, используя правило перестановки чисел при сложении.
Установление соответствия между количеством изображённых предметов и числом.
Состав чисел 2, 3, 4, 5; сумма, схема, равенство, перестановка чисел при сложении.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на актуализацию состава чисел 4 и 5 с опорой на рисунки. Учащиеся отмечают тарелки, на которых изображено 5 фруктов или ягод. Можно предложить детям объяснить свой выбор. «На первой тарелке 2 банана и 2 ананаса. Всего 4 фрукта, значит, этот рисунок не нужно отмечать. На второй тарелке 3 яблока и 2 груши. Всего 5 фруктов, значит, отмечаю этот рисунок.» и т. д. Работа с заданием № 1 учебника. Задание направлено на закрепление знания состава числа 5. Учащиеся с опорой на наглядность выявляют закономерность, связанную с перестановкой чисел в сумме: при перестановке чисел результат не меняется. Ученики записывают равенства, показывающие, сколько всего животных жили на островах (3 + 2 = 5 и 2 + 3 = 5), определяют по записям, что на каждом острове было одинаковое количество животных. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Задание способствует закреплению состава числа 4. Ученики определяют, что схемы иллюстрируют состав числа 4, и заполняют пропуски числами. Работа с заданием № 2 учебника. Состав числа 4, работа со схемой. Учащиеся определяют общее расстояние по рисункам и составляют равенства. Ответ для каждого случая — 4 метра. Дети делают вывод, что получился одинаковый результат, основанный на составе числа 4: 3 + 1 = 4, 1 + 3 = 4. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 3 учебника. Установление соответствия между записью сложения и схемой, сравнение сумм с опорой на схемы, запись равенств. В результате наблюдений дети делают вывод, что при перестановке чисел сумма не меняется. Важно, чтобы при формулировке этого правила ученики не теряли слово «сумма». Работа с интерактивным заданием. Объект 3. Задание направлено на закрепление умения применять правило перестановки чисел при сложении. Учащиеся заполняют пропуски в равенствах, не выполняя вычислений. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа с заданием № 4 учебника. Задание направлено на применение правила перестановки чисел при сложении. Вычисления основаны не на составе чисел, а на движении по числовому ряду: мысленно переставляем числа в сумме (если необходимо), увеличиваем число на 1 и называем следующее число. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения записывать равенства, используя правило перестановки чисел при сложении. Ученики переставляют числа в сумме и дополняют равенства. |
5 | 5. Обобщение и систематизация | Работа с заданием № 5 учебника. Задание направлено на закрепление состава чисел 2, 3, 4, 5. Ученики называют результаты сложения чисел. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление состава чисел 4 и 5. Учащиеся дополняют числами схемы, иллюстрирующие состав числа. |
6 | 6. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения устанавливать соответствие между схемой и равенством. Учащиеся соединяют линией схему и соответствующее равенство. |