С девяткой работать легко
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Формирование умения выполнять сложение с числом 9 и вычитание числа 9.
Задачи урока
- Познакомить учащихся с числовыми закономерностями, которые связаны с прибавлением и вычитанием числа 9.
Закреплять умение выполнять прибавление и вычитание числа 10.
Закреплять умение дополнять число 9 до десятка.
Закреплять умение складывать и вычитать числа в пределах 20 с переходом через десяток.
Закреплять умение моделировать условие задачи с помощью схемы.
Закреплять умения осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Закреплять умение использовать при вычислениях переместительное свойство сложения.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Виды деятельности
- Прибавление и вычитание числа 10.
Сложение с числом 9.
Вычитание числа 9.
Закрепление состава чисел 12, 15 и 18.
Сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток.
Сложение однозначных чисел.
Вычитание однозначного числа из двузначного числа.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись решения текстовых задач.
Составление задачи по краткой записи.
Выбор ответа задачи.
Ключевые понятия
- Прибавление и вычитание числа 10, сложение с числом 9, вычитание числа 9, состав чисел 12, 15, 18, сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток, решение задач.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Повторение прибавления и вычитания числа 10. Учитель записывает равенства на доске и подводит учащихся к выводу: когда мы прибавляем или вычитаем 10, число единиц не меняется. Работа с таблицей. Прибавление однозначных чисел и числа 10 по цепочке. Учащиеся выполняют вычисления в соответствии с указанными действиями и записывают результаты в нужные ячейки таблицы. Учитель должен обратить внимание детей, как изменяется число единиц в каждой строке (при прибавлении числа 2 число единиц увеличивается на 2, при прибавлении числа 6 — на 6, при прибавлении числа 10 число единиц не меняется). |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Прибавление чисел, дополняя число 9 до десятка. Учащиеся рассматривают рисунки и объясняют, как прибавить число к девяти. Вопросы. Какое число прибавили к девяти? Сколько единиц получилось в ответе? Учащиеся ещё раз рассматривают рисунки, сравнивают числа и формулируют вывод: число единиц в ответе получается на 1 единицу меньше, чем в числе, которое прибавляли к девяти. Дополнительно. Учитель предлагает, используя этот вывод, угадать последнюю цифру в ответе: 9 + 8, 9 + 7, 15 + 9, 9 + 26, 49 + 9. Прибавление числа к девяти, сложение десятков и единиц. Заполнение пропусков в равенствах. Вопросы. Какое число прибавили к девяти? Какое число пропущено в сумме? Какую цифру нужно записать в ответе? Учащиеся приходят к выводу, что в ответе нужно записать одну и ту же цифру, обозначающую 1 десяток. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Актуализация умения выполнять вычитание числа 9 на основе изученных приёмов (на основе десятичного состава двузначных чисел и состава чисел 12, 15 и 18 из двух однозначных). Учащиеся располагают разности в порядке увеличения результатов. Можно обратить внимание учеников, что поскольку вычитается в каждом случае число 9, то достаточно сравнить уменьшаемые. Работа с заданием № 3 учебника. Вычитание числа 9. Учащиеся рассматривают рисунки, объясняют, как вычесть число 9, и формулируют вывод: число единиц в ответе получается на 1 единицу больше, чем в уменьшаемом. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Тренировка в прибавлении и вычитании девяти. Работа в паре. Закрепление умения прибавлять и вычитать число 9. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают неверные равенства. |
5 | 5. Первичное закрепление | Сравнение выражений. Учащиеся выполняют вычисления и вставляют знак равенства или неравенства. Работа с заданием № 5 учебника. Вычисления рациональным способом — применение группировки слагаемых. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 6 учебника. Решение задачи. Обязательно нужно обсудить ситуацию, описанную в задаче: нужно найти, сколько бочонков на пристани. Вопрос. «На катер погрузили 6 бочонков — уменьшилось или увеличилось количество бочонков на пристани?» Ответ. Уменьшилось. (Записываем первое действие: 12 – 6 = 6.) Вопрос. «С катера выгрузили 9 бочонков — уменьшилось или увеличилось количество бочонков на пристани?» Ответ. Увеличилось. (Записываем второе действие: 6 + 9 = 15.) Объект 6. Составление задачи по таблице. Запись ответа. Учащиеся могут записать решение задачи в тетради двумя способами. Способ 1: 1) 6 – 1 = 5; 2) 12 – 8 = 4; 3) 5 + 4 = 9. Способ 2: 1) 6 + 12 = 18; 2) 1 + 8 = 9; 3) 18 – 9 = 9. |
7 | 7. Итог урока | Работа с заданием № 7 учебника. Опорой при решении задачи может служить схема. Вопрос. Какие бочки стояли в трюме корабля? Ответ. С водой, солониной и пустые. (Ставим на схеме буквенные обозначения и числовые данные.) Учащиеся записывают решение задачи: 1) 54 – 20 = 34; 2) 54 + 34 = 88. Решение текстовой задачи. Учащиеся могут составить к задаче краткую запись и записать решение в тетради, а затем отметить верный вариант ответа. |