Рычаг – что мы знаем о нем?
Цели урока:
- Образовательные: сформировать понятие «простые механизмы», «выигрыш в силе»; выяснить условие равновесия рычага, научить моделировать простейшие рычаги.
- Развивающие: развить общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся, интерес к предмету, сформировать умения применять знания в решении учебных и жизненных задач.
- Воспитательные: стимулировать творческую активность учащихся, способствовать воспитанию толерантности в ходе групповой и индивидуальной работы по вопросам изучаемой темы.
Основные понятия: простые механизмы, рычаг, плечо, условие равновесия рычага.
Задачи:
- Образовательная: объяснить назначение простых механизмов, дать понятие выигрыша в силе, установить условие равновесия рычага.
- Развивающая: развивать умения делать выводы по результатам опытов, создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу, показывая применение физических явлений.
- Воспитательная: содействовать развитию умения общаться между собой, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Оборудование: оборудование для моделирования рычагов (доска – качели с опорой), весы напольные, линейка метровая.
Ход урока
«Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю».
Архимед
Здравствуйте, дорогие, ребята! Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, что такое рычаг и где в жизни мы можем его встретить.
Итак, люди давно столкнулись с ограниченностью своих физических возможностей, поэтому всегда стремились возместить ее какими-то техническими решениями. На помощь пришли простые механизмы.
Включается презентация с картинками катапульт, рычагов, детских качелей.
Немного об истории возникновения простых механизмов. Один из примеров – это изобретение катапульты. Ее «рождение» приписывают в 399 до н. э. сиракузскому тирану Дионисию I, который собрал ремесленников в Сиракузах на Сицилии, чтобы те изготовили ему передовое оружие. Дионисий положил ремесленникам высокое жалованье, щедро одарял и приглашал к столу, а те в ответ создали катапульты разных видов, изготовили комплекты доспехов, построили новые мощные типы весельных судов. Уже в 397 до н. э. Дионисий применил стреломёты с берега против кораблей Карфагена. Новое оружие нанесло немалые потери и оказало большой психологический эффект на карфагенян.
Итак, рычаг – это жесткий стержень, который может свободно поворачиваться относительно неподвижной точки, называемой точкой опоры. Такое определение вам давали на уроке физики.
Примером рычага могут служить лом, тачка, метла. Системой рычагов является и человеческое тело, в котором точками опоры служат суставы.
Сегодня на уроке мы сами постараемся создать рычаг и выяснить условия его равновесия.
У вас на столах лежат таблицы, которые мы с вами в процессе урока заполним и сделаем выводы.
Работать вы будете парами.
Первое, что мы с вами сделаем – узнаем каждый свой вес с помощью напольных весов.
Второе – заполняем таблицу – вписываем свой вес и еще одного из своего одноклассника или одноклассницы, с которым(ой) вы будете работать в паре. Там же сразу рассчитываем и записываем действующую на вас силу тяжести.
Третье – встаем парами на качели и уравновешиваем их, передвигаясь вдоль доски относительно центра. После того как качели уравновешены, необходимо отметить на них свое место положения.
Отмеряем расстояния l1 и l2 – плечи рычага – и записываем эти данные в наши таблицу 1.
Таблица 1
№ |
масса, |
F1 = m1g, |
F2 = m2g, |
l1, |
l2, |
F1/F2 |
l2/l1 |
1 |
m1 = |
|
– |
|
– |
|
|
2 |
m2 = |
– |
|
– |
|
После того, как таблица заполнена полностью, проверяем условие равновесия рычага по известной формуле:
F1 | = | l2 | . |
F2 | l1 |
Полученные данные округляем до десятых.
Сравниваем числа, записанные в последних двух колонках таблицы 1. Они должны быть примерно одинаковы. Чем ближе значения этих чисел, тем точнее был проведен этот опыт.
Вопрос: может ли один ученик уравновесить двоих учеников, чья масса явно превосходит массу одного ученика.
Отвечаем на этот вопрос, практически подтверждая.
На одну сторону «качелей» поставим двоих учеников, на другую сторону – одного ученика или одну ученицу с небольшой массой.
Делаем расчеты и записываем в таблицу 2.
Таблица 2
№ |
масса, |
F1 = m1g, |
F2,3 = m2g, |
l1, |
l2,3, |
F1/F2,3 |
l2,3/l1 |
1 |
m1 = |
|
– |
|
– |
|
|
2 |
m2 = m3 = |
– |
|
– |
|
Итак, подводим итоги наших экспериментов.
Две заполненные последние колонки – это и есть условие равновесия рычага или качелей в нашем случае.
Вопросы для закрепления:
- Рычаг – …
- Для того, чтобы качели находились в равновесии, надо…
На этом мы заканчиваем наш урок экспериментов. Всех благодарю за активное участие в работе.
Рефлексия
Внизу, под таблицей, изображен круг. Нарисуйте лицо человечка, соответствующее вашему настроению в конце нашего урока.
Спасибо всем за внимание!
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.