Рубка металла
Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с инструментами и приспособлениями для резания заготовок из металла и пластмассы, правилами безопасной работы; научить учащихся качественно вырезать заготовки из металла и пластмассы по разметке, развивать аккуратность, трудолюбие.
1. Обучение – сформировать понятие о рубке заготовок из металла на уровне восприятия, осмысления, узнавания объектов и применения в сходной ситуации, т. е. по образцу; обеспечить усвоение учащимися приёмов рубки металлических заготовок по разметке; научить оценивать результаты работы.
2. Развитие – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, систематизировать), моторных навыков (точности движений, их силы, координации), общетрудовых политехнических умений.
3. Воспитание – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом).
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация инструментов и приёмов рубки металлических заготовок, практическая работа.
- Рубка металла, зубило, рубка в тисках, рубка на плите.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Какими инструментами можно разрезать тонколистовую металлическую заготовку? 2. Какими инструментами можно разрезать металлическую проволоку? 3. Назовите инструмент для разделения на части заготовки из сортового проката. 4. Приходилось ли вам пользоваться зубилом? |
2 | 2. Актуализация знаний | Учитель рассказывает о зубиле. Зубило представляет собой стальной стержень, имеющий режущую кромку в форме клина. Ученики выполняют интерактивное задание. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимаций: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 20 из учебника: ― ознакомить с правилами безопасной работы; ― подготовить заготовки и слесарные инструменты (зубила затачивает учитель!); ― продемонстрировать приёмы рубки металлических заготовок в тисках и на плите. 2. Во время работы: 1) при рубке заготовок применять защитные шайбы диаметром 60―70 мм из толстой резины, надеваемые на зубило выше руки учащегося; 2) следить за недопущением учащимися следующих типичных ошибок при рубке заготовок: ― вырубленный контур не соответствует разметке, что связано со слабым или неточным закреплением заготовки в тисках, а также с невнимательностью в процессе работы; ― вырубленная заготовка имеет рваные края, получившиеся из-за неточной установки зубила на разметочную риску; ― поверхность заготовки повреждена из-за неточных ударов молотком; ― поверхность заготовки при зажиме смята губками тисков из-за того, что не установлены нагубники. 3. По окончании работы: ― оценить качество работы учащихся по приведённым критериям. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Что такое кистевой, локтевой и плечевой удары? 2. Как должна располагаться разметочная риска при рубке заготовки в тисках? 3. Каким должен быть угол наклона зубила к кромкам губок при рубке заготовки в тисках? 4. Почему при рубке на плите заготовки большой толщины лист прорубают с двух сторон? 5. Почему вырубленную листовую заготовку нужно обязательно править и зачищать напильником? 6. Можно ли рубить заготовки из пластмассы? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |