Россия – многонациональная страна
Создавать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.
Актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы государства, познакомить детей с различными национальностями, традициями, культурой народов России.
Развивать наблюдательность, любознательность, внимание, мышление.
Развивать речь детей.
Учить детей ориентироваться в материалах учебника.
Делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию
развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
проводить анализ с целью выделения указанных признаков
отвечать на вопросы учителя.
- Конституция, народы России, национальность.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Постановка и принятие мотива учебной деятельности | Учитель. Вы, наверное, слышали слова: «Мы, многонациональный народ России…» Такими словами начинается наша Конституция. А хотите узнать, что они означают? Тема нашего урока сегодня так и называется: «Россия – многонациональная страна». Учитель. Посмотрите видеоматериалы. Ответьте на вопрос: представителей каких народов вы узнали по их национальной одежде? Сделать это нелегко, но попробуйте. |
2 | 2. Основная часть урока | Ответы детей. Учитель. Каждый гражданин Российской Федерации имеет национальность, принадлежит к какому-то народу. В России живет более ста народностей. Предлагаю путешествие по нашей стране и знакомство с ее народами. О всех мы сегодня не сможем узнать, но постепенно, учась в школе, вы узнаете о жизни, культуре, истории многих народов России. Едем на Север нашей страны. Смотрите видеоматериалы и слушайте мой рассказ. До самого Тихого океана простирается территория Севера – тундры, тайги. Коренных народностей здесь проживает около 50, среди них много малочисленных, то есть население которых не более полмиллиона человек. Это коряки, чукчи, ханты, саамы, эвены, эвенцы, нанайцы и многие-многие другие. Представителя северного народа можно узнать по внешним признакам: небольшой рост, светлая кожа, волосы черные прямые, плотное телосложение, темные глаза с узким разрезом. Северные земли не пригодны для земледелия, поэтому народы Севера в основном занимаются оленеводством. Это дает им мясо, молоко, шкуры. Олени и средство передвижения по тундре. Северные народы, которые живут на границе с тайгой, занимаются охотой, рыболовством. Якутов насчитывается почти полмиллиона человек. Они живут в Якутии (Республика Саха, столица Якутск), по берегам реки Лены, Колымы, Индигарки и других рек Сибири. С давних пор якуты занимаются скотоводством (разводят коров), а также коневодством (разводят лошадей). Кроме этого якуты успешно занимаются рыбной ловлей и охотой. А теперь я предлагаю побывать в Забайкалье, в республике Бурятия. Здесь на территории вокруг Байкала с давних пор жили буряты. Бурятов в России насчитывается около 700 тысяч человек. История этого народа повествует о том, что в древности буряты верили во множество богов, совершали шаманские ритуалы, жертвоприношения, и только пять веков назад среди этого народа стала распространяться религия – буддизм. Жили в старину буряты в юртах – теплых и удобных для жизни жилищах, которые при необходимости достаточно легко складывались. Конечно, сегодня построены дома из дерева и кирпича со всеми удобствами, а юрты остались в далеком прошлом. Труд этого народа связан с особенностями природы, которая их окружала, традициями. Они разводили лошадей, верблюдов, коз, в некоторых поселениях были коровы и бараны. У бурятов были особые способы переработки мясных и молочных продуктов, которые позволяли долго держать продукты питания без льда и холода. Среди занятий были и охота, рыболовство. Буряты хранят традиции своего народа, хорошо знают историю своей семьи, могут назвать своих далеких родственников. С давних пор сохранились бурятские праздники, например Новый Год, на которых обычно проходят соревнования на ловкость, игры с детьми, танцы и забавы. |
3 | 3. Итог урока. Анализ результатов деятельности детей | Учитель. А теперь группами выполните следующее задание. На основе прослушанных рассказов составьте план рассказа о любом народе, проживающем на территории Российской Федерации. Названия некоторых народов даны на интерактивной доске. Класс проверит результаты работы групп. Учитель. Сегодня мы начали путешествовать по нашей стране, знакомиться с народами, проживающими в разных ее краях. Мы обязательно продолжим это знакомство. |