Род имен существительных. Русский язык. 3 класс. Разработка урока
УМК: РИТМ
Учебный предмет: русский язык.
Авторы учебника: Т.Г.Рамзаева. Русский язык II часть. Дрофа, 2013г.
Цель урока (предметные): познакомить с понятием рода имён существительных и научить определять род имён существительных.
Формирование УУД (задачи):
Личностные:
- сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
- способствовать проявлению самостоятельности в разных видах деятельности.
Регулятивные:
- развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
- принимать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
- развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать;
- работать над формированием умений выполнения действий по алгоритму;
- способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке.
Коммуникативные:
- создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- способствовать осуществлению взаимодействия ребенка с соседом по парте.
Оборудование: учебники, тетради, компьютер, таблицы правил.
Ход урока
1. Организационный момент
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте, всё в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки.
Все ли правильно сидят,
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5»?
2. Чистописание
На доске слова: За_ц, ш_ссе, б_ранка, м_тро. (Слайд)
На минутке чистописания будем писать буквы, а какие – вы сами назовёте.
Какие это буквы? (Непроверяемые безударные гласные, которые надо запомнить, т.к. это словарные слова.)
на доске ЯОАЕ (чередуем гласные, отрабатываем соединение букв)
К какой части речи относятся эти слова? Что уже можем рассказать об имени существительном? (ученики называют признаки, прикрепляем карточки с грамматическими признаками)
- предмет
- кто? что?
- ед.ч. и мн.ч.
- одушевлённые, неодушевлённые
- собственные, нарицательные
- ?
Вы уже много знаете грамматических признаков имён существительных, но это ещё не всё.
3. Актулизация знаний
Река Волга, город Боровичи, озеро Байкал, улица Пушкинская, писатель Алексей Толстой, село Михайловское. (Слайд)
Прочитайте задание. Разделите слова на две группы. Объясните, что нужно сделать? По какому признаку можно разделить слова на две группы? (нарицательные и собственные).
Назовите нарицательные имена существительные (река город, озеро, улица, писатель, село. Какие имена существительных собственные? (….). Молодцы.
4. Постановка проблемы
В русском языке очень много тайн, в том числе и у имени существительном. Наша задача– раскрыть ещё одну «тайну» данной части речи.
Проявите смекалку и разгадайте ребус. Что получилось? Эти слова какой части речи?
шаР + зОнт + Душ = РОД (Слайд )
Значит тема нашего урока? Род имён существительных.
Физкультминутка
Цель нашего урока? Знать род имён существительных и научиться определять род имён сущ.
Послушайте сказку.
Давным-давно Имя Существительное путал своих родственников, т.к. они были очень похожи. Однажды он издаёт указ: "Кто узнает "секрет" как их различить, тот будет награжден". Услышали про это муж и жена из другого города. Муж набрал много слов и сказал: "Пусть они будут мои". Жена схватила слова себе и сказала: "Мои". А все остальные остались на середине – лишние.
Выполняем в парах, а потом проверим.
Разделите нарицательные имена существительные на три группы (дети делят слова на группы, объясняют свой выбор)
(река город, озеро, улица, писатель, село.) ( Слайд)
– Послушаем продолжение сказки…
Пришли они к существительному и говорят:
Вот ключ к моим словам, и муж говорит: "ОН, МОЙ".
А вот ключ к моим словам, и жена говорит: "ОНА, МОЯ".
Как назвать род слов мужа? (МУЖСКОЙ)
А род слов жены? (ЖЕНСКИЙ)
Как назвать род слов посередине? (СРЕДНИЙ) которые остались ничьи
Какой ключ к ним? (ОНО, МОЁ)
С тех пор существительное не путает род.
Проверяем слова
С помощью каких слов мы смогли определить род имён существительных?
(Ответы учеников.)
5. Работа с правилом
Давайте обратимся к учебнику на странице 19 и проверим правильность ваших предложений. (Читают правило, делают вывод.)
-Что скажете?(наш вывод совпал с выводом учебника)
Наша задача: выучить слова-помощники и научиться определять род имён существительных.
Работа в группах
Составьте алгоритм определения рода имени существительного.
– Какой алгоритм вы составили?
- Назовите слово.
- Подберите слово-помощник.
- По слову-помощнику определить род.
А чтобы вам легче было запомнить правило, я вам предлагаю вот такое стихотворение.
На доске: Слайд
Женский род запомню я
И скажу: "Она – моя".
И запомню род мужской
И опять скажу: "Он – мой".
Средний род:"Оно – моё".
Это правило – моё!
6. Повторение и систематизация изученного материала
Сейчас вы попробуете полученные знания применить на практике.
Работа с учебником № 404 на стр. 19
тема урока ? напомним– Наша цель?
1ряд пишет слова Ж.Р.
2 ряд – слова М.Р. Потом проверьте друг у друга. Сверить с доской. + или – знаки
3 ряд – слова Ср.Р (Слайд )
Физкультминутка
Работа по учебнику упр. 405
Как мы определяем род имён существительных? Нам нужны слова– помощники.
Сейчас вам надо проявить сообразительность и знание правила при выполнении упр. 405
Составьте словосочетания. Проверка.
7. Дидактическая игра «Найди лишнее слово» (Слайд )
Ключ к игре находится в теме урока. Повторение темы урока. Самостоятельно выпишите лишнее слово.
Деревня, дядя, воля, земля;
Дерево, перо, стул, село;
Поле, огонь, конь, окунь;
Место, стена, ведро, весло
Проверка.
Учитель: Какое открытие сделали на уроке?
8. Итог. Рефлексия
– Какова была цель нашего урока?
– Назовите рода имён существительных?
– Какие слова-помощники можно использовать для определения рода?
Оцените свои знания и умения на уроке.
– Я узнал…
– Я научился…
Теперь пришло время добавить ещё карточку, где указаны рода.
Учитель:
– Поднимите руку, кто доволен своей работой на уроке (активностью, правильностью ответов, письменной работой).
– Кто не доволен? Чем? Почему?
– Я доверяю вам выставить себе отметку в тетради за урок на полях, а рядом появится моя отметка и, я уверена, наши мнения совпадут.
Д.з. упр. творческого характера 407, правило с. 19.