Рисуем и вычисляем
Формирование умения иллюстрировать условие текстовой задачи схемой.
Формировать умение иллюстрировать с помощью схемы условие текстовой задачи.
Способствовать формированию умения обозначать предметы символами.
Формировать умение понимать информацию, представленную на схеме.
Способствовать формированию умения обозначать на схеме числовые данные задачи.
Формировать умение выбирать арифметическое действие для решения текстовой задачи.
Формировать умение соотносить рисунок и схему, условие задачи и схему, условие задачи и запись её решения.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание в пределах 10.
Развивать внимание, логическое мышление, графические навыки, математическую речь учащихся.
Установление соответствия между рисунками и схемами.
Подбор к рисунку схемы, иллюстрирующей действие сложения.
Подбор к рисунку схемы, иллюстрирующей действие вычитания.
Обозначение на схеме числовых данных задачи.
Выбор схемы, соответствующей условию задачи.
Составление схемы, иллюстрирующей условие задачи.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Запись равенства для решения текстовой задачи.
Сложение и вычитание в пределах 10.
- Задача, решение задачи, схема, сложение, вычитание.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между рисунком и схемой. Учитель обращает внимание детей, что каждый предмет на рисунке заменили кругом. Учащиеся составляют пары рисунок — схема. Можно предложить детям назвать наибольшее и наименьшее число предметов, назвать числа в порядке увеличения или уменьшения. Дополнительно: «На какие группы можно разделить предметы на рисунке? (Овощи и фрукты.) Сколько всего овощей? (6 морковок и 3 помидора, 6 + 3 = 9, всего девять овощей.) Сколько фруктов? (5 яблок и 4 груши, 5 + 4 = 9, всего девять фруктов.) Чего больше — овощей или фруктов? (Овощей столько же, сколько фруктов.)» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Подбор схемы к рисунку. Учитель предлагает описать ситуацию, изображённую на рисунке: «В букете 3 ромашки и 2 колокольчика, всего 5 цветов» или придумать задачу с вопросом «сколько всего»: «Саша подарил маме букет цветов. В нём 3 ромашки и 2 колокольчика. Сколько всего цветов в букете?». Учащиеся отмечают схему, подходящую к рисунку. Можно предложить ученикам объяснить, какие схемы иллюстрируют действие сложения и какие — действие вычитания. Работа с заданием № 1 учебника. Работа с текстовой задачей на сложение. Подробно изложен алгоритм работы со схемой, иллюстрирующей задачу. Можно нарисовать схему на доске. Выделяются ключевые вопросы при работе с текстом: «Что известно? Что нужно узнать?». Учащиеся выбирают действие для решения задачи и записывают равенство. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с интерактивным заданием. Подбор схемы к рисунку. Учитель предлагает описать ситуацию, изображённую на рисунке: «3 конфеты и 2 фантика от конфет» или придумать задачу со словами «было» и «осталось»: «У Лены было 5 конфет. Две конфеты она съела. Сколько конфет осталось у Лены?». Учащиеся отмечают схему, подходящую к рисунку. Работа с заданием № 2 учебника. Работа с текстовой задачей на вычитание. Подробно изложен алгоритм работы со схемой, иллюстрирующей задачу. Выделяются ключевые вопросы при работе с текстом: «Что известно? Что нужно узнать?». Учащиеся рисуют схему в тетради, выбирают действие для решения задачи и записывают равенство. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Работа над текстовой задачей на сложение. Можно предложить учащимся нарисовать схему и решить задачу самостоятельно используя изученный алгоритм: 1) нарисовать схему; 2) ответить на вопрос «Что известно?» и обозначить ответ на него числами на схеме; 3) ответить на вопрос «Что нужно узнать?» и обозначить ответ на него знаком «?»; 4) составить и записать равенство. Если учащиеся хорошо подготовлены к решению задач, то можно ориентироваться не на схемы, а на рассуждения. «Как найти, сколько пирожков? (Сложением, с помощью знака «+».) Почему сложением? (Потому что нужно узнать, сколько всего пирожков.) Часть пирожков с капустой, часть — с грибами, а найти нужно общее количество». Работа с интерактивным заданием. Обозначение на схеме числовых данных. Схема иллюстрирует условие задачи, с которой дети работали в задании 3 учебника. Учащиеся записывают числа на схеме. Учитель может обратить внимание детей, что при нахождении суммы 3 + 6 в этом случае нужно использовать свойство перестановки чисел при сложении: удобнее сложить числа 6 и 3. |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между условием задачи и схемой. Учащиеся читают (или слушают ) условие задачи, отвечают на вопросы «Что известно?» и «Что нужно узнать?» и выбирают схему, иллюстрирующую данную задачу. Можно предложить детям объяснить, какое действие нужно выполнить и записать решение в тетради. Работа с заданием № 4 учебника. Вопрос к этой задаче нестандартен — спрашивается, сколько пирожков съела фрекен Бок, а не сколько осталось. При затруднении выбора арифметического действия можно нарисовать схему или озвучить рассуждения. «Сколько было плюшек? (Было 10 плюшек.) Записываем: 10. Сколько съели? (Съели 4 плюшки.) Записываем: 10 … 4. Увеличилось или уменьшилось количество плюшек? (Уменьшилось.) Какой знак нужно поставить между числами? (Знак «–».) Записываем: 10 – 4.» Учитель подводит итог: «Всего было 10 плюшек, часть съели Малыш и Карлсон, часть — фрекен Бок; мы нашли часть плюшек с помощью вычитания». |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Установление соответствия между условием задачи и записью решения. Учащиеся читают (или слушают) условие задачи, отвечают на вопросы «Что известно?» и «Что нужно узнать?» и выбирают запись, которая является решением данной задачи. Дети могут нарисовать схему к условию в тетради и записать равенство. Работа с заданием № 5 учебника. Тренировка в вычитании чисел. Учащиеся должны определить, что ответы в каждом столбике уменьшаются на 1, тогда они справятся и с трудными случаями (7 – 5, 8 – 5, 9 – 5). Учитель может пояснить: чем больше число, которое вычитают из одного и того же числа, тем меньше получается число в ответе. Можно выполнить вычитание, используя равенства, полученные ранее: 7 – 2 = 5, значит, 7 – 5 = 2. |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Закрепление умения выполнять сложение и вычитание в пределах 10. Учащиеся выполняют вычисления и заполняют пропуски в равенствах, вставляя знак «+» или «–» и объясняя свой выбор. |