Резание металла и пластмассы слесарной ножовкой
Организовать деятельность обучающихся по изучению инструментов и приспособлений для резания заготовок из металла и пластмассы, правил безопасной работы; научить учащихся качественно вырезать заготовки из металла и пластмассы по разметке, развивать аккуратность, трудолюбие.
1. Обучение – сформировать понятие о резании заготовок из металла и пластмассы на уровне применения в сходной ситуации, т. е. по образцу, и применения в новой ситуации, т. е. творчески; обеспечить усвоение учащимися приёмов резания заготовок из металла слесарной ножовкой по разметке; научить оценивать результаты работы.
2. Развитие – способствовать развитию мыслительных операций (анализировать, сравнивать, конкретизировать), моторных навыков (точности движений, их скорости и силы, координации), общетрудовых политехнических умений.
3. Воспитание – воспитывать мотивы учения (познавательную потребность, интерес и активность); коллективизм (привычку считаться с общественным мнением, ответственность перед коллективом); творческое начало личности.
- Рассказ, беседа, фронтальный опрос, работа с учебником, демонстрация инструментов и приёмов работы, практическая работа.
- Слесарная ножовка, механическая ножовка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть уроков. Проверка домашнего задания | Заслушать презентации учащихся, выполнивших домашнее задание творческого уровня. Задать им следующие вопросы. 1. Перечислите оборудование и приспособления для ручной обработки металлов. 2. Какими инструментами вы разрезали заготовки из жести в 5 классе? 3. Какие инструменты применяют для разметки металлических заготовок? 4. Почему после разрезания металлической заготовки требуется её зачистка напильником? |
2 | 2. Актуализация знаний | После просмотра изображений обсудить их содержание. |
3 | 3. Изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний | После просмотра анимации: ― сформировать малые группы; ― предложить учащимся в составе групп выполнить самостоятельное исследование с продвижением по указанному маршруту. |
4 | 4. Этап закрепления и первичной проверки | 1. Перед началом выполнения учащимися практической работы № 19 из учебника: ― ознакомить с правилами безопасной работы слесарной ножовкой; ― подготовить заготовки из сортового проката и пластмассы; ― ознакомить с правилами настройки слесарной ножовки; ― обсудить с учащимися алгоритм технологической последовательности операции резания заготовок из металла и пластмассы; ― продемонстрировать приёмы работы ножовкой. 2. При выполнении операции резания следить за недопущением учащимися следующих ошибок: ― делают по линии разметки очень неглубокий пропил трёхгранным напильником, в результате чего в процессе резания ножовочное полотно скользит по поверхности заготовки; ― неправильно держат ножовку правой рукой: не за ручку, а за рамку; ― во время резания слабо удерживают ножовку в вертикальном положении, что сопровождается её резкими колебаниями вправо или влево и может привести к поломке зубьев ножовочного полотна; ― допускают перекос ножовки во время пиления, в результате чего получается косой пропил; ― не соблюдают заданные размеры из-за невнимательности во время работы; ― режут в слишком быстром темпе, что приводит к перегреву ножовочного полотна и его преждевременному износу. 3. По окончании работы: ― оценить качество работы учащихся по приведённым критериям. |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроках | После прохождения теста задать учащимся вопросы. 1. Каким образом ножовочное полотно закрепляют в слесарной ножовке? 2. С какой целью ножовочное полотно устанавливают в слесарную ножовку с натягом? 3. Почему при движении ножовки вперёд следует перемещать её с нажимом на заготовку? 4. Каким образом следует держать ножовку при распиливании длинной заготовки, если ножовочное полотно повёрнуто на 90º по отношению к рамке? |
6 | 6. Информация о домашнем задании | Сообщить учащимся, что они могут самостоятельно выбрать вариант домашнего задания: стандартный минимум (репродуктивный уровень) или творческий уровень. |