Решение задач с применением инструментов ТРИЗ
Технические средства обучения: проектор для презентации, пять наборов на каждую группу детей, состоящие из зеркала, сосуда с водой, пуговиц (деревянной, пластмассовой, металлической), бусин из оргстекла, магнита, спичек, стеклянной или эбонитовой палочек, кусочков шерсти, бумаги, кубиков льда в термосе, камертона, пружины.
Тип урока - урок формирования способов самостоятельного добывания знаний через решение качественных задач с применением МАТХЭМ.
Форма организации урока – групповая (5 групп по 4 человека)
Цель урока: научиться применять инструмент воздействия ТРИЗ – МАТХЭМ через решение эвристических задач.
Задачи урока:
повторить понятие теплопроводности в сравнении для разных веществ, закон Архимеда, атмосферное давление;
развивать умение организовывать собственный труд и оценивать свою работу, формировать умения формулировать цель и задачи собственной деятельности и подводить результат.
Ход урока:
1.1. Орг момент. Приветствие.
1.2. Вводная беседа.
1.3. Сообщение темы урока.
1.4. Определение цели урока.
1.5. Формулирование задач урока.
2.1. Начало инструктажа, оценка первого этапа.
2.2. Презентация задач, раздача листов.
2.3. Завершение инструктажа.
2.4. Работа в группах.
3.1. Заслушивание вариантов ответов учащихся, дополнения, пояснения вида воздействия, просмотр одного из возможных вариантов решений через проектор.
3.2. Придумывание конца сказки.
4. Рефлексия, подведение итогов урока.
№этапа/№слайда |
Действия учителя |
Действия учеников |
1.1.¤ |
Приветствие. На столах у вас оценочные листы. По ходу урока вы будете выставлять друг другу оценки на каждом этапе урока в соответствии с критериями. |
Учащиеся сидят в 5 группах. На каждом столе один оценочный лист. |
1.2.¤ .
|
Если бы я попросила вас забить гвоздь в стену, что вы бы у меня попросили?
|
Молоток и гвоздь. |
Правильно, молоток. А что такое молоток? Молоток – это инструмент, который используют и для забивания гвоздей. А для открытия законов природы у физиков есть свои инструменты – методы научного познания. Зная их, исследователь наиболее оптимально организует свою деятельность для решения проблемы или задачи исследования. С одним из таких инструментов мы сегодня с вами познакомимся. Это виды воздействий: М – механическое, А – акустическое или звуковое, Т – тепловое, Х – химическое, Э – электрическое, М – магнитное. |
Молоток – это инструмент… |
|
У вас на столах есть оборудование. Поднимите предмет, с помощью которого можно показать магнитное воздействие |
Поднимают магнит. |
|
электрическое воздействие |
Поднимают стеклянную или эбонитовую палочку. |
|
звуковое воздействие |
Поднимают камертон с молоточком. |
|
тепловое воздействие |
Поднимают спички. |
|
механическое воздействие |
Показывают пружину. |
|
химическое воздействие |
Спички. |
|
1.3./1 |
А поможет нам МАТХЭМ решать качественные задачи. Тема нашего урока: «Решение задач с применением инструментов ТРИЗ» Вы знаете, что такое ТРИЗ? |
Дают ответы. (После ответов детей просмотр 1 слайда) |
1.4./2 |
Как вы думаете, чем мы будем заниматься? Какой цели сегодня на уроке вы хотели бы достигнуть? |
Мы будем решать задачи. И хотели бы их решить. |
2 |
А я поставила такую цель: научиться применять инструмент воздействия ТРИЗ – МАТХЭМ через решение эвристических задач. |
|
1.5./2 |
Спасибо. Какие понятия нам помогут? Продолжите фразы. Это и будут задачи нашего урока. |
Продолжают фразы Узнать… Научиться… Провести… |
2.1./ |
Мы будем работать в группах. Оцените себя на первом этапе. |
Ставят оценки в оценочных листах |
2.2./3 |
Второй этап – решение задач, но задачи у нас необычные. У каждого листок с задачами. Побудем в роли Ивана и поможем ему. |
Смотрят начало сказки. |
2,3./4 |
Задач пять. У каждой группы есть условия этих задач, но решение выделенной задачи ваша группа будет объяснять. Ответы других групп можно будет дополнять своими вариантами. Свою работу вы оцениваете в оценочных листах. Есть вопросы? |
Знакомятся с условиями, напечатанными на листочках и таблицами воздействий |
2.4. |
Начинаем работу. Время решения – 5-7 минут (учитель дает консультации, направляет, помогает). |
Работают в группах. В конце ставят баллы на этом этапе. |
3.1./ |
Время вышло. Послушаем, что мы наработали. Предполагаемый вопрос учителя: какое воздействие вам помогло справиться с решением задачи? |
По очереди представляют решения, дополняют версии групп. Знакомятся с одним из решений через проектор. |
/5 |
|
Первая группа читает условие задачи и предлагает решение: «Мы предлагаем взять зеркало и посмотреть в него на те предметы, которые находятся сзади нас. Они станут видимыми. Это механическое воздействие. Можно взять спички и поджечь их - мы увидим дым, значит, воздух станет видимым. Это химическое воздействие». |
/6 |
Хорошо. Поставьте галочки в своих таблицах для первой задачи в механическом и химическом воздействии. Посмотрим, как решил эту задачу Иван. Какое это воздействие? |
Читают ответ на слайде, анализируют решение и ставят галочку в таблице в тепловом воздействии. |
/7 |
|
Вторая группа: «Мы думаем, что воду можно нагреть до кипения, и она испарится. Это тепловое воздействие. Можно воду выпить. Это механическое воздействие. Можно разлить по полу, она тоже испарится. Это тепловое воздействие». |
/8 |
Хорошо. Поставьте галочки в своих таблицах для второй задачи в механическом и две в тепловом. Посмотрим, как решил эту задачу Иван. |
Один наш ответ совпал с версией Ивана. |
/9 |
|
Третья группа: « Можно накрыть стакан листом бумаги и перевернуть. Воду будет удерживать атмосферное давление. Это механическое воздействие. А можно воду заморозить. Это - тепловое воздействие». |
/10 |
Поставьте галочки в видах воздействия и посмотрим решение Ивана. |
|
/11 |
|
Четвертая группа:» У нас получилось много решений. Начнем с акустического воздействия. У разных материалов свое звучание, поэтому мы предлагаем определить материалы по издаваемым звукам. Тепловое воздействие. Можно начать пуговицы нагревать, деревянная воспламенится, пластмассовая начнет плавиться быстрее, а металлическая дольше будет нагреваться. Электрическое воздействие. Можно начать пуговицы электризовать. И по притяжению соринок определить дерево и пластмасс, металл электризоваться не будет. Магнитное воздействие. Можно определить металлы, но не все. Механическое воздействие. Можно бросить пуговицы в воду - деревянная не будет тонуть, на нее будет действовать самая большая архимедова сила. Если подождать, то металлическая пуговица в воде заржавеет - это химическое воздействие». |
/12 |
Вы угадали ответ Ивана и нашли свои. |
Ставят галочки в таблице. |
/13 |
|
Пятая группа: « Нам очень понравилось решение Ивана первой задачи. Мы предлагаем тепловое воздействие. Нужно подышать на бусы. Если они запотеют, то они стеклянные. Можно по ним ударить молотком. Это механическое воздействие. Стекло хрупкое, а алмаз прочный и он не рассыплется». |
/14 |
Посмотрим ответ Ивана. |
Ставят галочки в таблице. |
3.2./15 |
Мы решили задачи? Какая задача решается большим количеством воздействий? Меньшим? А как закончится сказка? |
Ответы учащихся. После - просмотр слайда. Выставление баллов на этом этапе. |
4./ 15 |
Подведем итоги. Достигли ли вы цели? Как достигли цели? Что вам помогло? |
Высказываются, что получилось, что не получилось, что узнали нового и т д Продолжают фразы: Узнали… Научились… Сделали… Выставляют баллы и оценки в оценочных листах. |
|
Сдайте оценочные листы. Спасибо за хорошую работу на уроке. |
|
Оценочный лист
№ |
Фамилия, имя участника группы |
Баллы на этапе урока |
Оценка за урок |
|
|
|
|
|
Постановка целей и задач урока |
Работа в группе по решению задач |
Представление решений, дополнения |
Выводы по уроку |
|
|
|
баллы |
|
|
|
|
|
|
0 – 2 балла |
0 – 5 баллов |
0 – 5 баллов |
0 – 2 балла |
0 -14 |
|
|
критерии |
|
|
|
|
|
|
0-не проявил активности, 1-проявил слабую активность, 2-был активен, высказывал свои версии |
0-ничего не делал, 1-5 в зависимости от степени активности |
0-ничего не делал, … 5-участвовал в представлении, дополнял ответы других групп |
0-не проявил активности, 1-проявил слабую активность, 2-был активен, высказывал свои версии |
0-3 баллов – 1, 4-6 баллов – 2, 7-10 баллов – 3, 11-12 баллов – 4, 13-14 баллов - 5 |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
Условия задач:
- Говорит принцесса: «Сделай так, чтобы то, что тебя окружает, но невидимо, стало видимым» …Что сделал Иван, чтоб решить эту задачу? Что могла увидеть принцесса?
- Удивилась принцесса и задает Ивану вторую задачу: «Вот тебе стакан с водой. Испари воду за пять минут» Иван обрадовался: «Нет ничего проще – это часто делают слуги в Вашем дворце» Что имел в виду Иван? Как он испарил воду?
- Принцесса не унимается: «Вот тебе третья задача. «Как сделать так, чтобы вода из перевернутого стакана не выливалась?» Отвечает Иван: «И с этим я справлюсь, а поможет мне самое легкое». Что сделал Иван? А что же самое легкое? И самое ли оно легкое?
- «Вот тебе моя четвертая задача, - говорит принцесса: возьми пуговицы и определи, из чего они изготовлены». « Это простая задача. Путь ее решения мне объяснял древний ученый», - радуется Иван. Как справиться с этой задачей? О каком ученом вспомнил Иван?
- Заметалась принцесса. Так взмахнула руками, что рассыпались по полу ее бусы. Нагнулся Иван, поднял бусину …и говорит: «Ваши ювелиры Вас обманывают. Эти бусины стеклянные…» Что сделал Иван и как доказал, что бусины не драгоценные?
№ задачи |
используемые воздействия |
|||||
|
механическое |
акустическое |
тепловое |
химическое |
электрическое |
магнитное |
1. |
|
|
|
|
|
|
2. |
|
|
|
|
|
|
3. |
|
|
|
|
|
|
4. |
|
|
|
|
|
|
5. |
|
|
|
|
|
|
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.