Реки. Части реки. Речная система. География. 6 класс. Разработка урока
Цели:
Образовательная:
- Продолжить формирование понятия: «Воды суши»; сформировать представление о реке - как о виде «Внутренних вод» (вод суши) посредством демонстрации картин, видеофрагмента.
- Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.
Развивающая: продолжить формирование:
- умений и навыков работы с физической и контурной картами;
- умений: называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системы по плану.
Воспитательная:
- Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний (работа с видеофрагментом, анализ картин и т.п.) учащимися.
- Продолжить систему экологического воспитания учащихся посредством обозначения: отрицательного влияния человека на все виды вод суши; экологических проблем рек России и мира, на всём протяжении изучения раздела; побудить учащихся к бережному отношению к природе, посредством экологических акций: «Чистые родники», «Чистые реки Волгоградской области».
Оборудование: Карта полушарий, физическая карта России. Карточки с терминами: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река», «Приток 1порядка», «Приток 2 порядка», «Речная система», картины и фотографии с изображением рек. Карточки с изображением различных типов устьев.
Термины: «река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт».
Тип урока по дидактическим целям: урок изучения нового материала.
Тип урока по характеру познавательной деятельности: проблемный.
Методы:
- частично-поисковый;
- репродуктивный;
- исследовательский.
УМК: В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Землеведение. 6 класс- М.: Дрофа, 2014.
Структура урока |
Время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. Организационный |
|
Учитель приветствует учащихся. Проверяет посещаемость в классе. |
Учащиеся приветствуют учителя. Делают последние приготовления к уроку. |
2. Изучение нового материала. Вводная беседа.
|
|
На предыдущих занятиях мы ввели в учебный процесс понятие «Воды суши». Рассмотрели подземные воды как вид внутренних вод. Вы знаете…
Вода - чудесный дар природы! Сегодня мы рассмотрим очередной вид внутренних вод (вод суши). Темой сегодняшнего урока будет отгадка на загадку:
«Чуть дрожит на ветерке |
|
|
Вы уже поняли, ребята, что тема урока… Верно! Открываем тетради, записываем тему урока: «Реки. Части реки. Речная система». |
Река. |
|
|
Учитель записывает тему урока на доске. Ребята!
В природе давно отмечает народ |
Учащиеся записывают тему урока в тетради. |
|
Постановка педагогических задач: |
|
Сегодня на уроке мы:
Ребята! Обратите внимание на оформление сегодняшнего урока. Перед нами репродукции картин разных художников. Многие деятели искусства изображали в своих картинах величие рек. - Кто из вас видел реку? - А как вы поняли, что это именно река, а не болото или озеро, к примеру? Посмотрите на картину: - Что здесь изобразил художник? - А как вы решили, что это именно река? Какие из предложенных признаков мы можем отметить на основе картины и собственных наблюдений для реки? |
|
Понятие река.
|
|
Учитель по ходу анализа картины, предлагает учащимся выбрать понятия, характерные для реки: река, котловина, водоток, питание, режим, русло, водоупорный горизонт. Молодцы! Мы выделили признаки на основе картины. А сейчас я предлагаю вам посмотреть фильм о реке. Вы должны внимательно, не отвлекаясь посмотреть видеофрагмент и выделить признаки реки. Это могут быть признаки, подобные тем, что мы только что выделили. Просмотр фильма. Выделение признаков. |
|
|
Ребята! Используя все признаки реки, давайте попробуем ответить на вопрос: что такое река? - Молодцы! А теперь, давайте сверим Ваши определения с тем. Что записано в учебнике. Прочитайте определение. Если определения совпали, учитель даёт отличную оценку, а если есть резкие отличия, следует отметить: почему не обратили внимание на эту деталь определения? Запишите определение с учебника в тетради. Выделим ключевые слова в определения. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. А теперь вместе со мной немного пофантазируем и порисуем. Однажды, на белом свете жил ручеёк. Его отцом был Родник Ключевой. |
Дети, на основе анализа картины, выбирают понятия, характерные для реки: река, водоток, питание, режим, русло. |
|
Составные части реки: Исток, русло, устье.
Работа с рисунком.
|
|
Учитель рисует на доске.
И вот, однажды, ручеёк решил отправиться в путешествие, посмотреть, как красива Земля- матушка. Во время течения по земной поверхности, в наш речек дружно вливались слева и справа такие же водные потоки- ручейки, превращая нашего героя в полноводную реку. Звонкое журчание сливалось с живописной природой и пением птиц. И однажды, рано утром река впала в огромный водоём – это было море. Вот такая судьба у каждой реки. |
Дети дают свои определение. Река- это поток воды, текущий в углублении, называемом руслом. Учащиеся записывают определение в тетрадь с учебника. Ребята выделяют слова. Учащиеся рисуют в тетради. |
|
Посмотрите, на доске термины: «Исток», «Русло», «Устье», «Главная река». Нам их надо запомнить. - Вы знаете, как называется начало реки? Кто из вас видел в природе исток у ручья, у реки может быть? Исток - это место, где ручей-водоток только что начинает жить! |
Исток. |
|
|
- Посмотрите на рисунок: где берёт начало главная река? Верно! Родник- это и есть исток нашей реки, т.е. именно отсюда река берёт своё начало, она истекает. Учитель ставит табличку «Исток» на рисунке. |
В роднике. |
|
|
Запишите определение понятия «исток» в тетради. Исток - начало реки. - А что еще может служить истоком рек? Всё правильно! Например, Волга - величавая русская река, берёт своё начало в хвощовом болотце, со дна которого бьют родники. На арке есть название: «Исток великой русской реки Волги». Учитель показывает исток реки на карте:
Вот от сюда. именно отсюда, Н.Палькин. |
Записывают определение в тетради. Болото, горы, озеро. |
|
|
- Вернёмся к определению реки, где протекает водоток? Учитель прикрепляет таблицу: «Русло». У реки выделяют устье. - Кто из вас видел устье? - А что это такое? Даже если не каждому из вас довелось видеть устье большой реки, то наверняка все видели, как один ручей впадает в другой. Это и есть устье. Демонстрирует репродукции картин и читает текст:
Устье, ребята, это место, куда, Существуют различные виды устьев. |
В углублении - русле. |
|
|
Демонстрирует схемы: Эстуарии - воронкообразное устье, расширяющееся в сторону моря. Дельта - форма устья с потоками, на которые делиться главное русло. Откройте в атласах физическую карту России и полушарий. Приведите примеры рек, имеющих устье в виде дельты или эстуарии. Схема:
|
Выполняют работу. Схема:
|
|
|
Помните, в наш ручеёк по мере течения дружно вливались другие ручейки. Как бы вы их назвали? Ведь, они приносят воду в главную реку! Правильно! Дополним рисунок термином «Приток». Прикрепляет табличку «Приток» к рисунку. |
Притоки. |
|
|
Притоки, берущие начало из озера, гор, болота. - Сколько всего получилось? - Как их будем различать? |
Три. Выдвигаются варианты. (Левый и правый). Встать по течению лицом к устью. Если река впадает справа, то это правый приток, если слева - то левый. |
|
|
- Как мы определим, какой левый приток, а какой правый? |
Они левые. |
|
|
- Посмотрите на притоки, берущие начало в горах и в озере. Что вы можете сказать о них? - А как же здесь быть? - Один из них первого порядка, другой - второго порядка. Как бы вы их назвали? |
Варианты детей. |
|
|
В совокупности это и есть речная система. Сделайте подзаголовок рисунка в тетради: «Речная система». Прочитайте в учебнике определение: что принято называть речной системой? |
Читают определение в учебнике: Совокупность главной реки и её притоков. |
|
Речная система. |
|
На Физической карте полушарий в атласе найдите самые крупные речные системы мира. |
Амазонка, Конго, Обь с Иртышем, Миссисипи с Миссури. |
Работа с рисунком.
|
|
Вам в тексте встретились понятия: «Бассейн реки» и «Водораздел». Запишите определения этих понятий в тетради. - Что вы записали в определении «Бассейн реки»? «Водораздел»? В чём различия между понятиями «Речная система» и «Речной бассейн»? |
Читают текст учебника. Записывают определения в тетради. Бассейн реки - площадь, с которой река собирает воду. Водораздел - линия, разделяющая смежные бассейны рек Речная система- черта- длина. Бассейн-площадь. |
|
1. Пользуясь физической картой России в атласе, ответе на вопрос: Водоразделом каких рек, являются Уральские горы? |
Обь и Волга |
|
|
2. Найдите на Физической карте России р. Лена. Давайте вместе опишем речную систему по плану: 1. Главная река. 2. Исток главной реки, устье главной реки. 3. Левые и правые притоки. 4. Притоки 1 и второго порядка. |
р. Лена хр. Прибайкалья. море Лаптевых (дельта) л. р. Вилюй п. р. Алдан |
|
|
А как можно определить длину реки? Правильно. Нитку накладывают на изгибы реки. Затем отрезок нитки совмещают с линейкой, получившееся расстояние в сантиметрах умножают на именованный масштаб карты. Измерьте длину рек: 1 вариант - р. Обь. 2 вариант - р. Енисей. |
С помощью линейки, нитки. 1. = 4250км 2. = 3000км. |
|
|
3. Самостоятельно по плану описать речную систему: 1 вариант – р. Амур 2 вариант – р. Енисей. |
|
|
3. Закрепление изученного материала.
|
|
Давайте вернёмся к загадке, которую я загадал вам в начале урока. По её содержанию мы вместе определим те знания, которые получили на уроке.
«Чуть дрожит на ветерке |
|
|
|
|
|
4. Итог урока. |
|
Что ёщё нового вы узнали и научились выполнять на уроке? |
|
5. Задание на дом. |
|
Записывает задание на доске. §30 (1 пункт). Обозначить на контурных картах реки, изученные на уроке. Подписывать названия по течению карандашом. |
Учащиеся записывают задание в дневнике и в тетради. |