Реакции замещения и обмена. Химия. 8 класс. Конспект урока
УМК «Химия. 8 класс» О. В. Габриеляна.
Тип урока: комбинированный.
Цели:
- образовательные: дать понятие о сущности реакций замещения, обмена; продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций и предвидеть продукты реакций замещения и обмена.
- развивающие: развитие самостоятельных умений и навыков; развитие практических умений и навыков; развитие бережливости и аккуратности.
- воспитательные: продолжить формирование взаимопомощи; доброжелательное отношение друг к другу; умения выслушать других при работе в классе, группе.
Задачи: развивать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, распознавать реакции замещения и обмена среди остальных типов химических реакций.
Использованные источники:
- О.С.Габриелян. Химия. 8–9 классы: Методическое пособие-2-е издание. – М.: Дрофа, 2000.
- О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. «Химия. 8 класс». Настольная книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
– Фронтальный опрос (что такое химическая реакция, назовите признаки химических реакций, какие типы химических реакций вы знаете, что такое реакция соединения, что такое реакция разложения).
– Опрос у доски (выполнение упражнений после §27, упр. 3).
III. Актуализация знаний учащихся
– Допишите уравнения реакций и определите, к какому виду они относятся:
Fe + Cl2 → ? (FeCl2 – реакция соединения.)
2CaO → 2Ca + ? (O2 – реакция разложения.)
Fe + CuSO4 → FeSO4 + ? (Cu –реакция замещения.)
IV. Изучение нового материала
– К какому типу относится эта реакция? Это мы и узнаем сегодня на уроке. (Проведение лабораторного опыта.)
Инструкция по выполнению опыта №1
Техника безопасности:
- Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
- Используйте небольшое количество раствора сульфата меди (II).
- На столе соблюдайте чистоту и порядок.
- Работу выполняйте на своём рабочем столе над подносом.
- Будьте внимательны и аккуратны при выполнении лабораторного опыта.
Содержание и порядок выполнения опыта:
- Налейте в 2 пробирки по 2 мл раствора сульфата меди(II) – CuSO4. Опишите цвет вещества.
- Осторожно погрузите в 1 из пробирок железный гвоздь. Опишите условия протекания реакции. Наблюдения и выводы сделайте через 7–10 минут (на реакцию нужно время). Назовите признаки реакции.
- Извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения. Образованием, какого вещества они вызваны?
- Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.
- Напишите уравнение реакции взаимодействия CuSO4 с Fe, учитывая, что при этом образуется сульфат железа (II) – FeSO4.
– Что же называют реакцией замещения? (Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе).
Демонстрация
– В пробирку с раствором щёлочи (NaOH) прильём несколько капель ф-ф, а затем – избыток кислоты (HCl): раствор обесцвечивается:
NaOH + HCl
(Работа с таблицей индикаторов.)
– А что получилось? (NaCl + HOH, т.к. разноимённые частички притягиваются).
– Верно, в 1-й пробирке реакция была щелочная, в другой – кислотная, а получилась нейтральная. Отсюда и название реакции – нейтрализации.
– Реакции нейтрализации – это случай реакций обмена, т.е. реакций, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями, например ионами.
Na+OH– + H+Cl– = NaCl + H2O
– А только ли щёлочи дают реакцию нейтрализацию? Ведь есть ещё и нерастворимые основания (проведение лабораторного опыта).
Инструкция по выполнению опыта №2
Техника безопасности:
- Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
- Используйте небольшое количество раствора сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
- На столе соблюдайте чистоту и порядок.
- Работу выполняйте на своём рабочем столе над подносом.
- Будьте внимательны и аккуратны при выполнении лабораторного опыта.
Содержание и порядок выполнения опыта:
- Налейте в одну пробирку 2 мл раствора раствора сульфата меди(II) – CuSO4 . Опишите цвет вещества.
- Осторожно добавьте в пробирку, содержащую раствор сульфата меди(II) – CuSO4 2 мл гидроксида натрия – NaOH (опишите цвет гидрокида натрия).
- Опишите произошедшие изменения. Образованием, какого вещества они вызваны? Назовите признаки реакции.
- Опишите и сравните цвет образовавшихся веществ и исходных растворов.
- Напишите уравнение реакции взаимодействия CuSO4 с NaOH, учитывая, что при этом образуется гидроксид меди(II) – Cu(OH)2 и сульфат натрия – Na2SO4. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.
– Запишите уравнение реакции.
CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4
– Проведём реакцию нейтрализации (демонстрация) – к полученномуCu(OH)2 добавимсерную кислоту (H2SO4). Реакция прошла успешно, т.к. осадок растворился:
Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O
V. Закрепление
Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», с. 105 – упр.1а,б,в. – у доски; с. 106 – упр. 4; с. 107 – упр. 2.)
VI. Подведение итогов урока
VII. Домашнее задание
§31, упр.1 – 3; §32, упр.1 – 4.