Вход
Войти как пользователь
Вы можете войти на сайт, если вы зарегистрированы на одном из этих сервисов:
Войти с помощью
Зарегистрироваться

Реакции замещения и обмена. Химия. 8 класс. Конспект урока

УМК «Химия. 8 класс» О. В. Габриеляна.

Тип урока: комбинированный.

Цели:

  • образовательные: дать понятие о сущности реакций замещения, обмена; продолжить формирование умения записывать уравнения химических реакций и предвидеть продукты реакций замещения и обмена.
  • развивающие: развитие самостоятельных умений и навыков; развитие практических умений и навыков; развитие бережливости и аккуратности.
  • воспитательные: продолжить формирование взаимопомощи; доброжелательное отношение друг к другу; умения выслушать других при работе в классе, группе.

Задачи: развивать умения записывать уравнения реакций и расставлять коэффициенты, распознавать реакции замещения и обмена среди остальных типов химических реакций.

Использованные источники:

  • О.С.Габриелян. Химия. 8–9 классы: Методическое пособие-2-е издание. – М.: Дрофа, 2000.
  • О.С.Габриелян, Н.П.Воскобойникова, А.В.Яшукова. «Химия. 8 класс». Настольная книга для учителя. – М.: Дрофа, 2004.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

– Фронтальный опрос (что такое химическая реакция, назовите признаки химических реакций, какие типы химических реакций вы знаете, что такое реакция соединения, что такое реакция разложения).

– Опрос у доски (выполнение упражнений после §27, упр. 3).

III. Актуализация знаний учащихся

– Допишите уравнения реакций и определите, к какому виду они относятся:

Fe + Cl2 → ? (FeCl2 – реакция соединения.)

2CaO → 2Ca + ? (O2 – реакция разложения.)

Fe + CuSO4 → FeSO4 + ? (Cu –реакция замещения.)

IV. Изучение нового материала

– К какому типу относится эта реакция? Это мы и узнаем сегодня на уроке. (Проведение лабораторного опыта.)

Инструкция по выполнению опыта №1

Техника безопасности:

  1. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  2. Используйте небольшое количество раствора сульфата меди (II).
  3. На столе соблюдайте чистоту и порядок.
  4. Работу выполняйте на своём рабочем столе над подносом.
  5. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении лабораторного опыта.

Содержание и порядок выполнения опыта:

  1. Налейте в 2 пробирки по 2 мл раствора сульфата меди(II) – CuSO4. Опишите цвет вещества.
  2. Осторожно погрузите в 1 из пробирок железный гвоздь. Опишите условия протекания реакции. Наблюдения и выводы сделайте через 7–10 минут (на реакцию нужно время). Назовите признаки реакции.
  3. Извлеките гвоздь из раствора и опишите произошедшие с ним изменения. Образованием, какого вещества они вызваны?
  4. Опишите и сравните цвет образовавшегося и исходного растворов.
  5. Напишите уравнение реакции взаимодействия CuSO4 с Fe, учитывая, что при этом образуется сульфат железа (II) – FeSO4.

– Что же называют реакцией замещения? (Атомы простого вещества замещают атомы одного из элементов в сложном веществе).

Демонстрация

– В пробирку с раствором щёлочи (NaOH) прильём несколько капель ф-ф, а затем – избыток кислоты (HCl): раствор обесцвечивается:

NaOH + HCl

(Работа с таблицей индикаторов.)

– А что получилось? (NaCl + HOH, т.к. разноимённые частички притягиваются).

– Верно, в 1-й пробирке реакция была щелочная, в другой – кислотная, а получилась нейтральная. Отсюда и название реакции – нейтрализации.

– Реакции нейтрализации – это случай реакций обмена, т.е. реакций, в результате которых два сложных вещества обмениваются своими составными частями, например ионами.

Na+OH + H+Cl = NaCl + H2O

– А только ли щёлочи дают реакцию нейтрализацию? Ведь есть ещё и нерастворимые основания (проведение лабораторного опыта).

Инструкция по выполнению опыта №2

Техника безопасности:

  1. Соблюдайте осторожность при работе со стеклянной посудой.
  2. Используйте небольшое количество раствора сульфата меди (II) и гидроксида натрия.
  3. На столе соблюдайте чистоту и порядок.
  4. Работу выполняйте на своём рабочем столе над подносом.
  5. Будьте внимательны и аккуратны при выполнении лабораторного опыта.

Содержание и порядок выполнения опыта:

  1. Налейте в одну пробирку 2 мл раствора раствора сульфата меди(II) – CuSO4 . Опишите цвет вещества.
  2. Осторожно добавьте в пробирку, содержащую раствор сульфата меди(II) – CuSO4 2 мл гидроксида натрия – NaOH (опишите цвет гидрокида натрия).
  3. Опишите произошедшие изменения. Образованием, какого вещества они вызваны? Назовите признаки реакции.
  4. Опишите и сравните цвет образовавшихся веществ и исходных растворов.
  5. Напишите уравнение реакции взаимодействия CuSO4 с NaOH, учитывая, что при этом образуется гидроксид меди(II) – Cu(OH)2 и сульфат натрия – Na2SO4. Расставьте коэффициенты в уравнении реакции.

– Запишите уравнение реакции.

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2 + Na2SO4

– Проведём реакцию нейтрализации (демонстрация) – к полученномуCu(OH)2 добавимсерную кислоту (H2SO4). Реакция прошла успешно, т.к. осадок растворился:

Cu(OH)2 + H2SO4 → CuSO4 + 2H2O

V. Закрепление

Выполнение упражнений («Рабочая тетрадь», с. 105 – упр.1а,б,в. – у доски; с. 106 – упр. 4; с. 107 – упр. 2.)

VI. Подведение итогов урока

VII. Домашнее задание

§31, упр.1 – 3; §32, упр.1 – 4.

  • Реакции замещения и обмена. Химия. 8 класс. Конспект урока

Учебные издания по теме

Ограничение доступа

Для доступа к материалу требуется регистрация на сайте

Поделиться в социальных сетях:
Оставайтесь с нами на связи
Оставьте свой электронный адрес, и мы будем оповещать Вас обо всех новинках, а также о вебинарах и других интересных мероприятиях
Восстановление пароля
Забыли пароль?

Просто укажите адрес электронной почты, на указанный адрес будет отправлена ссылка для смены пароля

Еще не зарегистрированы?

Вы можете сделать это прямо сейчас. Регистрация займет не более 2 минут.

Зарегистрироваться