Новогодний сценарий: «Танцевальные новогодние игрища»
Цель: возродить народные традиции русского народа для расширения кругозора поликультурного пространства младших школьников.
Задачи:
- содействие сплочению детских коллективов, воспитанию интереса к культуре, традициям народов, проживающих в Республике Татарстан;
- использование национального и духовного наследия народов республики;
- привлечение ребят к подготовке и проведению мероприятия, способствующей их самовыражению и развитию навыков организаторской работы;
- укрепление идей добрососедства и взаимопонимания посредством совместной детско –взрослой деятельности.
Формы организации деятельности детей.
Программа танцевальная. Но ее нельзя назвать дискотекой. Скорее ее можно назвать танцевально-конкурсной программой. Ребята собираются в команды, проводят вместе время весело. Они соревнуются команда с командой в своем танцевальном мастерстве.
Эти соревнования проходят весело с «хохмами и приколами», в них сохраняется дух свободной импровизации и задора. Главное в этих соревнованиях - не профессионализм танцующих, а согласованность действий, взаимовыручка и взаимопомощь.
В течение всего новогоднего вечера ребятам предстоит танцевать в кругу своих друзей по классу, а не в одиночку.
Классы должны подготовить свою коллективную танцевальную импровизацию к этому вечеру. Подготовить классам - командам,- придумать и изготовить какой-то единый элемент одежды: одинаковые кепочки или косынки, нагрудные визитки или значки. Желательно, чтобы праздничная одежда участников вечера соответствовала более комфортному стилю: некоторые конкурсы трудно выполнять в бальных платьях.
На вечере могут присутствовать родители. Организаторам вечера нужно записать фонограмму из танцевальных мелодий. Важен подбор музыкальных композиций. Определенные конкурсы можно проводить только под определенную музыку. Каждое «игрище» сопровождает красочное сценическое оформление к программе («Презентация к игрищам»).
Заранее стоит подготовить качество звука и светотехники.
\Ключевой фигурой этой программы является ведущий- педагог-организатор. Здесь диджей- просто технический работник из ребят-старшего звена, звукооператор, который вовремя нажимает кнопки и обеспечивает работоспособность аппаратуры. Главная забота ведущего-зал, аудитория, т.е. команды-участницы конкурсной программы. Ведущий должен общаться с командой, объяснять им конкурсные задания, комментировать и оценивать выполнение, если нужно - подбадривать, вдохновлять, утешать.
В предложенном сценарии есть примерный текст ведущего. Но он во многом лишен той эмоциональности, которую может привнести в напечатанные строчки только живой человек. Поэтому текст можно взять лишь на основу, по ходу вечера он может быть изменен, уточнен, или все, что написано, может быть сказано другими словами, более понятными для аудитории, более подходящими к сложившейся ситуации. А еще ведущий сам должен уметь танцевать, потому, что в некоторых случаях ему нужно, ничего не говоря, просто продемонстрировать какое-то движение или действие. Если танцевальные навыки ведущего «оставляют желать лучшего», то можно решить проблему за счет привлечения специальной группы. Такие группы часто сопровождают выступления эстрадных исполнителей, на их профессиональном сленге они называются «подтанцовка». Эта группа может насчитывать от двух до восьми человек из представителей команд-конкурсантов -число не имеет большого значения. Главное, чтобы действие группы были согласованы и отточены. Потому что на эту группу будут равняться все танцующие в зале.
Так как эта программа заявлена как конкурсная, то должны быть те, кто оценивает качество или быстроту выполнения заданий - это обязательное условие организаций любых соревновательных, конкурсных программ. Своеобразное жюри предполагается и здесь. Это «совет старейшин». Членами этого «совета» могут быть учителя.
А еще для успеха программы нужны призы. Призы - это стимул к выигрышу, к активному участию в конкурсах. Поскольку это программа - не соревнование «в чистом виде», а скорее игра в соревнование, то призы должны получить все участницы- команды. А это можно сделать, только о том, что без внимания и поощрения не должна остаться ни одна из остальных команд. А для этого «совет старейшин» и ведущий в конце каждого конкурса должны отдавать предпочтение разным командам, не выделяя до поры до времени лидера. А чтобы одарить всех, призов надо приготовить много. Если вам все понятно, то посадите рядом с собой будущего ведущего и вместе с ним изучите следующий далее сценарий.
Ход мероприятия
(В первые 10-15 минут вечера, пока ребята собираются в зале, звучит обычная музыка)
1.Вход классов в зал под песню «Новогодние игрушки».(слайд1) 2. Вальс (слайд 1)
Перед появлением ведущего звучит сигнал, привлекающий всеобщее внимание к сцене (помосту, возвышению), на которой установлен микрофон. Кстати, эта сцена должна быт достаточно большой, чтобы на ней могли работать танцоры из группы поддержки. Появляется ведущий.) ( слайд2)
Ведущий. Доброго дня, ребята и гости нашего вечера. Я должна всего лишь объяснить, зачем вы здесь собрались. Сегодня состоится суперконкурс 21 века. (слайд 3), мы будем возрождать традиции, сегодня мы будем встречать Новый год, как это было принято в наших краях сто, а может и тысячу лет назад. (слайд 4)
Когда-то на этом месте стояло недалеко друг от друга 5 деревень. И каждый год 31 декабря молодые хлопцы и девчата из этих деревень сходились на Красной Горке, чтобы посоревноваться и выяснить, в какой деревне самые веселые и заводные ребята. Вы спросите, что за Красная горка? Было такое место, очень высокий холм. (слайд 5). И был он покрыт лесом, а под ним текла река, и было там красиво, что и называли это место «красивым», т.е. Красным. Вот на этом красивом холме – Красной горке - и представьте, что мы собрались, чтобы устроить игрище, как в старину. Каждый класс - деревня. Остается только выяснить, как эти деревни назывались. Сейчас будет играть музыка, и, пока она звучит, вам надо собраться всей деревней и посчитать каких имен в вашей деревне больше всего. В честь самого распространённого имени и будет называться деревня. Музыка! ( слайд 6)
Вед. Чувствую, что готовы. Громко скажите, как же ваши деревни называть?
В самый раз станцевать общий танец «Разрешите пригласить» (слайд 7)
Вед.: Вот и я знаю, как вам обращаться и должна сказать еще об одной традиции. (слайд 8) Кроме молодых парней и девок приходили на Красную горку и старики. Они не стояли в сторонке, веселились смотрели на молодежь и обсуждали ее, вспоминали свои юные годы, принимали решение: в какой деревне живут самые задорные и неугомонные. Какая сегодня деревня окажется веселее и дружнее других - определять эту деревню будут это делать люди опытные. Поэтому назовем их «совет старейшин». А вот и они. Поприветствуйте их!
Вед. А начнём мы наш спор с того, что попробуем понравиться нашим старейшинам. Ведь, как известно, первое впечатление играет не последнюю роль. А для этого надо каждой деревне надо встать в свой круг. А когда музыка заиграет, надо так весело танцевать, чтобы Совет старейшин поверил, что вы действительно народ весёлый. Итак, Музыка! (слайд 9).
Вед. Ну, не знаю, какое вы впечатление произвели на старейшин. Это им решать. А я лучше расскажу, как там на Красной горке всё происходило. Начиналось всё обычно с катания с гор. (слайд 10) Заранее горку водой поливали, чтобы лёд был, и вот по этому льду и съезжали стоя на ногах (слайд 11) В какой деревне больше народу не падало, ту деревню победительницей считали. А чтобы не упасть, что только парни и девушки не делали: и приседали, и руками балансировали, и друг за дружку цеплялись. Представим, что пол в этом зале ледяной и скользкий. И на этом полу танцевать надо, не отрывая ног от пола. Кто ногу поднимет – будет считаться, что упал. Поэтому встаньте твёрдо на одном месте, ноги не поднимайте, а руками и туловищем что хотите делайте. Поехали!
Вед. Что ж, славненько покатались! А теперь вместо горки ледяной будем кататься с горки снежной. И не на ногах, а на санях. (слайд 12) Была в старину такая забава. Выстраивали санки в длинный ряд и связывали их друг с другом, называлось это «поезд». А тогда поезда санные были. Вот на таком поезде с горки и съезжали. Правда, не у всех это получалось. Как у кого сани переворачивались, тут такая куча - мала начиналась! (слайд 13)
Вам тоже сейчас надо «поезд» сделать. Встаньте всей деревней в колонну, руки друг другу на плечи или на пояс положите и вот таким образом попробуйте танцевать. И ещё одно условие: поезд на месте стоять не должен, нужно по всему залу передвигаться. А победителя мы просто определим: чей поезд сам по себе или от столкновения с другим не развалится, тот, стало быть, лучший. А если ясно, давайте поезд организуйте. Победителем в этом конкурсе будет считаться та деревня, которая не допустила ни одного разрыва. Музыка! (слайд 14)
Вед. А сейчас я приглашаю подняться ко мне на сцену по одному человеку от каждой деревни. Для меня важно, чтобы этот человек умел читать, чтобы умел читать стихи в стиле «рэп» и, чтобы умел читать в стиле «рэп» и при этом мог двигаться в стиле «рэп». Стихи я уже приготовила, теперь жду, кто их продикламирует. (слайд 15 пока выходят на сцену)
Вед. Пригласила я вас, чтобы завершить забаву с катанием с гор. Под конец катания выходили самые смелые на вершину, вставали на большие охотничьи лыжи и так съезжали с горки, что у всех дух захватывало. Через много лет из этой забавы возник целый вид спорта, название получил «фристайл». Нужны были для этой забавы смельчаки, вот вы у нас такими смельчаками и будете. Надо перед всем залом прочитать стихотворение и при этом танцевать в стиле, о котором я уже говорила (Ведущий раздаёт всем участникам конкурса один и тот же текст отрывок стихотворения И. Сурикова «Детство») (приложение1).
А теперь в самый раз пришло время станцевать!
Вед. (слайд 16) Обычай наряжать елку тоже очень давний: ему около 2 тысяч лет. Древние племена верили в добрых и злых духов. Добрые духи зимовали в тучах, а вот злые прятались в густых елях. Поэтому людям приходилось задабривать высшие силы подарками. Пора и нам украсить новогоднюю ёлку, и не одну, а сразу пять, причём живые. Каждая деревня выбирает среди присутствующих «ёлку» повыше и по команде начинают её украшать подручными средствами. Итак, музыку в зал!
Ёлки у нас наряжены. Пора и спеть вокруг главной ёлки праздничного зала традиционную песню «В лесу родилась ёлочка».
Вед., Когда заканчивались новые танцы, приходил на Красную горку Дед Мороз! Это мы сейчас называем его Дед Мороз, а в те времена его называли в одной деревне «Лютый старец», а другой – «Стуженик», а третьей – «Костолом», или– просто «Зимний воевода». (слайд 17) Пока не явился сюда Дед Мороз, ответьте на каждый вопрос (на экране) (слайд 18, приложение2)
Пока Кыш бабай в дороге, стоит станцевать татарский танец. Кто ловок в этом танце, прошу выйти на сцену! (слайд19)
Пора Дед Мороза пригласить к себе в гости! Итак, громко зовём! (Выход Деда Мороза.) Дедушка наш, покажи нам свою удаль-станцуй!
А теперь дети подарят тебе песню. Послушай, отдохни!
Вед. Когда Дед Мороз приходил на Красную горку, он всегда приходил с маленькой девочкой. Сейчас мы называем её Снегурочка. (Слайд 20) Молодёжь устраивала для них большую игру: все вставали в большой круг, Деду Морозу и Снегурочке завязывали глаза. И должен был дед поймать девочку. Считалось, что он её поймал–он её заморозил, в снег превратил. А кому охота в ледышку превращаться? Поэтому, во время игры Снегурочка должна была убегать от деда. Но при этом Мороз мог спрашивать: «Ты где, Снегурочка?» А она должна была отвечать: «Я здесь, дедушка!»
Вот и давайте, в целях возвращения добрых традиций, приглашаю из каждой деревни самых активных хлопцев на сцену. Вы по команде должны надеть халат, застегнуть его, головной убор, заплести косу (ленты). Кто первым всё выполнит, должен сказать «Вот я - Снегурочка!».
Вед. (Слайд21) Далее показывала молодёжь программу придуманную специально к игрищам. И старались молодые люди включить что-нибудь такое, чего никогда ни у кого ещё не было, все эти придумки держали в секрете. А уж во время главного спора все своё мастерство и творчество демонстрировали без утайки и старались других переплясать. Вот и я сейчас объявляю конкурс на лучший произвольный танец. Прошу все деревни организовать свои круги, на сцену подняться зачинщиков деревни... Все остальные жители деревень в точности повторять движения зачинщиков. музыку в студию! (слайд 22)
Вед. (слайд 23) А как становилось ещё темнее, расходились парни и девушки по чужим деревням. И в этих чужих деревнях стучали они в окна к жителям и выпрашивали у них подарки и сладости. В этих песнях - «калядованиях» говорилось в них о том, какие чудесные люди – хозяева дома, и грех будет, если эти замечательные люди не подарят что-нибудь поющим. Собирала молодёжь гостинцы, а ближе к полуночи возвращалась на Красную горку. А там начиналось выяснение кто больше наколядовал.
Следующий конкурс игра «Подарки Деда Мороза». Приглашаю на сцену по 2 человека от каждой деревни. Ваша задача – иллюстрировать рассказ. По ходу игры каждое новое движение прибавляется к предыдущему. Выигрывает тот, кто сумел, не сбившись, показать все заданные движения. Приложение3.(слайд 24)
Вед. Что-то засиделся наш совет старейшин. Просим всех вас встать в круг молодёжи своих деревень. (слайд 25) Этот танец ваш!!!
Вед. Игрище на Красной горке продолжалось до вечера. А как начинало темнеть, разводили костры. (слайд 26) И вокруг костров продолжали играть и плясать. Любима была такая забава. Нужно было перепрыгнуть через костёр, сделав в воздухе какое-либо движение. У нас сейчас тоже будет конкурс с прыжками. Только костров разжигать мы не будем – сами знаете почему. А вот вместо костра положим лист красной бумаги в центре каждого деревенского круга. Надо по очереди через костёр перепрыгнуть и во время полёта продолжать танцевать. Оценивается в конкурсе красота, оригинальность «полёта». Музыка!
Вед. Когда на Красной горке зажигались первые звёзды, наряжались парни и девушки в звериные шкуры, надевали на плечи звериные головы и танцевали что-то ну совсем уж дикое, можно даже сказать, первобытное. Мы сейчас тоже будем танцевать дикие пляски. Главное – мимикой и жестами показать, что за зверей вы изображаете. Поэтому, прошу вновь организовать круги по деревням и под музыку прошу показать страшных неведомых чудищ. Просим музыку!
Вед. Молодёжь начинала последнюю игру, где парни из одной деревни могли пообщаться с девушками из другой деревни. И называлась эта игра ручеёк! Вот и давайте поиграем в ручеёк не по деревням, а всем вместе. (Слайд 27)
(слайд 28) Вот на этом и заканчивалось большое соревнование на Красной горке до следующего 31 декабря. Старики подводили итоги и определяли самых весёлых и раздавали подарки. Дальше были пляски для всех жителей в деревенском клубе! Дискотека.
Приложение 1. Прочитать в стиле рэп
Вот моя деревня,
Вот мой дом родной.
Вот качусь я в санках
По горе крутой.
Вот свернули санки,
И я на бок – хлоп!
Кубарем качуся
Под гору в сугроб.
И друзья – мальчишки
Стоя надо мной
Весело хохочут
Над моей бедой
Всё лицо и руки
Залепил мне снег,
Мне в сугробе горе,
А ребятам смех!
Приложение 2. Викторина сопровождается на слайде 18.
- В какой стране новогоднего старика зовут Пер Ноэль? (во Франции).
- В какой стране его зовут Вайнахтоман? (В Австрии, Германии).
- Где зовут его Санта Клаус? (В Англии, в США).
- В какой стране дедушку зовут Тосигами? (В Японии)
- Юлеманд? (в Норвегии)
- Микулаш? (в Чехии)
- Кыш Бабай? (в Татарстане).
Приложение3. Игра «Подарки Дед Мороза»
«Под Новый год Дед Мороз приносит в семью подарки. Папе он подарил мясорубку. Пусть все правой рукой покажут, как вращают мясорубку. Дедушке подарил расчёску. Левой рукой покажите как причёсывается дед. (Мясорубку продолжаем вращать). Маме – обруч. Сыну – лыжи. Как сын идёт на лыжах? Дочке он подарил куклу, которая хлопает ресницами и говорит «Ма-ма». А бабушке достался китайский болванчик, который качает головой. Молодцы, практически у всех члены семьи получили подарки от Деда Мороза!.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.