Сила
Предмет: физика.
Класс: 7.
Тема раздела: Взаимодействие тел.
Тема урока: Сила.
Цели урока: создать условия для развития у обучающихся ключевых компетенций:
учебно-познавательной компетенции:
- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; планирование, анализ, рефлексия, самооценка своей учебно-познавательной деятельности;
- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;
- ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; формулировать выводы;
коммуникативной компетенции:
- владеть способами совместной деятельности в паре, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;
- развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
Задачи:
- Образовательная: раскрыть сущность физического понятия «сила»; способствовать формированию умений практического приложения полученных знаний в новой ситуации - в повседневной жизни; помочь осмыслить практическую значимость и полезность приобретённых знаний и умений.
- Развивающая: формировать навыки исследовательской деятельности, производить наблюдения, обобщать, выделять главное, делать выводы.
- Воспитательная: содействовать воспитанию интереса к предмету и как следствие – позитивному отношению к учению; создание ситуаций для самостоятельного поиска решений проблемных ситуаций; воспитывать навыки культуры общения и умения работать в парах;
Представление о результате:
Личностные (ЛР): смыслообразование; самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений; формирование ценностных отношений авторам открытий и изобретений,
Метапредметные (МПР):
- регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; целеполагание, осуществлять самооценку своей деятельности; оценивать свои достижения на уроке;
- познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выдвижение гипотез и их обоснование, подведение под понятие;
- коммуникативные: обмениваться знаниями в паре для принятия эффективных совместных решений; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные (ПР): умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, объяснять полученные результаты и делать выводы; формулировать понятие «сила»;
Применяемые методы, педтехнологии: системно-деятельностный подход; методы: исследовательские, словесные, проблемно-поисковый.
Этап урока |
Цель этапа |
Взаимодействие в образовательном процессе |
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||
1. Организационный, мотивация |
1. Включить детей в учебную деятельность. 2. Организовать самооценку предстоящей деятельности. |
Приветствие. Проверка готовности к уроку Наш урок начну с истории о великом ученном, именем которого названы теоремы, законы, единицы измерения. Он родился вьюжной зимой 1643 года, после Рождества, когда метель особенно тоскливо выла в высоких каминных трубах Вулсторпа. Рос ребенок болезненным и необщительным. Трудным было для него начало школьной жизни. Учился плохо, был слабым мальчиком, и однажды одноклассники очень сильно избили его. Переносить такое было невыносимо, и оставалось только одно... – Ребята, я предлагаю вам подумать и закончить это предложение. Предположения и высказывания учащихся. |
Слушают.
|
…выделиться успехами в учебе. Упорной работой он добился того, что стал великим английским физиком, математиком и астрономом.
– Ребята, как вы думаете, что помогло Ньютону достичь таких успехов в науке? (Слайд 3) Предположения и высказывания учащихся. |
Высказывают мнение. |
||
Выбирая перемены в своей жизни, человеку необходимо приложить определенные усилия, требующие огромных духовных, умственных и физических сил:
Не зря этот сильный духом человек исследовал проявление сил в природе. |
Высказывают мнение.
|
||
2. Постановка учебной задачи |
1. Актуализировать знания. 2. Создание проблемной ситуации. 3.Фиксация новой учебной задачи. |
Выделим ключевое понятие На примере жизни великого ученного рассмотрели влияние силы в становлении личности человека. Скажите с этим понятием вы встречались в своей жизни.? А в физике, есть понятие «сила», какой имеет смысл??? (Слайд 4) Тема урока «Сила». Со словом «сила» каждый из нас знаком с детства, однако, отождествляли его с понятием далеким от физики. Какую цель мы поставим сегодня на уроке: узнать, что такое «сила» с позиции физики. (Слайд 5) Сегодня мы познакомимся с силой как физической величиной Что нужно знать о любой физической величине? Посмотрите на план обобщенного характера о физической величине. Сегодня на уроке мы будем работать в парах. У вас на столах лежит рабочий лист (приложение 1), карточки (приложение 2). Вспомним о Взаимодействии тел. (Слайд 6,7) Взаимодействие тел – это действие одного тела на другое тело Действие одного тела на другое тело не может быть односторонним |
«Сила» сила ветра, знание- сила и т.д. План ответа о физической величине 1.Явление или свойство, которое характеризует данное понятие (величина). 2.Определение понятия (величина). 3.Формулы, связывающие данную величину с другими. 4.Единицы величины. 5.Способы измерения величины. |
3. Решение учебной задачи. |
1. Организовать деятельность по исследованию проблемной ситуации. 2. Обеспечить усвоение способов, средств, которые привели к решению учебной задачи. |
Исследуем какие изменения происходят с телами при взаимодействии. Проведем эксперименты в парах. Выполните задание 1 (приложение 2) |
|
Часто не указывают, какое тело и как действовало на данное тело. Просто говорят, что на тело действует сила или к нему приложена сила. Под действием силы тело меняет свою скорость. Мерой действия одного тела на другое является физическая величина, называемая силой. СИЛА_ МЕРА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ |
В результате взаимодействия изменяется скорость тел. Скорость тел меняется по величине и направлению под действием других тел. |
||
Сила, причина изменения скорости по величине и направлению. Сила причина изменения формы тела, т.е. деформации. В таких случаях говорят, что тело деформируется. Деформацией называется любое изменение формы и размера тела. Мы установили, что при взаимодействии тел у них может меняться скорость (численно и по направлению) или тела деформируются (меняют форму или объем). Причиной этих изменений является сила. (Слайд 8,9) |
Линейка изменила форму (прогнулась)
|
||
Сила - физическая векторная величина, характеризующая действие одного тела на другое. Сила обозначается буквой F [F] = 1Н сила измеряется в ньютонах. Под действием силы 1Н тело массой 1 кг изменяет свою скорость на 1м/с за 1с. Динамометр – прибор для измерения силы. На последующих уроках вы познакомитесь с устройством и принципом действия этого прибора. ФИЗМИНУТКА. Выполним силовые упражнения. Отжимаемся от пола, поднимаем штангу вверх, взяли гантели в руки и делаем наклоны вправо-влево. Закончили упражнения. Продолжим работу. |
Заполняют рабочий лист (приложение 1) |
||
4. Первичная проверка |
1. Установить правильность и осознанность изученного материала 2. выявить пробелы, провести коррекцию пробелов |
Опыт со штативом. Вывод: результат действия силы может быть различным, Исследуйте от чего зависит результат действия силы (приложение 3) Три группы показывают опыты и делают выводы. (Слайд 10) Результат действия силы зависит:
|
Под действием силы видим разный результат. Выполняют практическую работу. Демонстрация опытов и выводов. Результат действия силы зависит от численного значения , направления и точки приложения |
5. Самостоятельная и творческая деятельность учащихся |
1.Обеспечить повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
|
Проявление силы мы встречаем не только в природе, характере людей, но и в русских сказках и баснях. (Слайд 11) Басня И.А. Крылова "Лебедь, щука, рак" Когда в товарищах согласия нет, на лад их дело не пойдет, И выйдет из него не дело, только мука. Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись, И вместе трое все в него впряглись; Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу! Поклажа бы для них казалась и легка: Да Лебедь рвется в облака, Рак пятится назад, а Щука тянет в воду. Кто виноват из них, кто прав - судить не нам; Да только воз и ныне там. Ребята, как вы думаете почему воз и ныне там? |
Читают |
Исходя из морали этой басни какая сила важнее? Физическая или сила разума? Вывод: очень важно, когда обе силы идут в одном направлении. Сила разума, сила мысли направляет физическую силу. Ребята приведите пример литературного творчества, где эти силы действовали сообща. Сказка про репку.(Слайд 12) |
Высказывают мнение.
|
||
Как изобразить силу? Направленный отрезок в определенном масштабе. Изобразить силу в 2 Н и направленную вниз, а вторую равную 4 Н и направленную вверх. Изобразите это на чертеже. |
Работают в рабочем листе.
|
||
Чем отличаются эти силы? Как показать на рисунке что одна сила больше другой? Возвратимся к задачам нашего урока. Решили мы их? (Слайд 13) |
Обсуждают. |
||
6.Домашнее задание |
1.Обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
§24. Найти и записать пять пословиц и поговорок о силе. (Слайд 14). |
|
7.Рефлексия. |
1. Организовать рефлексию деятельности на уроке. 2. Организовать процесс самооценки учениками собственной деятельности на уроке.
|
Наш урок подходит к концу. Надеюсь, что знания, умения и навыки, полученные сегодня, помогут вам лучше ориентироваться в окружающем вас мире, а физические явления станут для вас более понятными. Оценить, вашу работу на уроке я предлагаю с помощью листов самооценки (приложение 4) (Слайд 15). Ребята, подумайте, на сколько ценен для вас этот урок , что он вам дал. Перед вами три вектора сил, направленные в разные стороны. Выберите свой вектор силы стремления к знаниям. Зеленый вектор ОА имеет направление на приобретение новых знаний на уроке. Выбирая это направление, отметьте на сколько ньютонов вы поднялись к знаниям. Желтое направление – ничего не приобрели, а красный вектор- я не продвинулся в изучении физики. |
Заполняют листы самооценки и рефлексивный лист. |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.