Разделительный мягкий знак
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК Т. М. Андриановой, Л. Я. Желтовской. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Тренировать учащихся в чтении слов с разделительным мягким знаком.
Виды деятельности
- Научиться различать слова с разделительным мягким знаком. Правильно их читать. Сравнивать написание и произношение слов с разделительным мягким знаком. Воспроизводить информацию по памяти, необходимую для решения учебной задачи. Сочинять путаницу методом перестановки слов. Осуществлять сравнение по заданным критериям.
Ключевые понятия
- Разделительный мягкий знак, колья, Персия, Голландия, Иван Купала, одолень–трава, Афродита, легенда, хризантема, папоротник, кувшинка.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Отгадайте загадку и обоснуйте своё мнение. Хозяин лесной просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь.) |
2 | 2. Актуализация знаний | Сделайте звуковую схему данного слова. Можно ли утверждать, что в слове медведь звуков меньше, чем букв? Обоснуйте. |
3 | 3. Первичное усвоение новых знаний | Ситуативное задание. Маша и Саша записали под диктовку предложение. Определите, кто из них прав, а кто ошибся, и обоснуйте. Маша. Коля вбивает колья. Саша. Коля вбивает коля. Каких знаний вам не хватает, чтобы решить этот спор? Произнесите слова, сопоставьте и найдите отличие в звучании. (Коля, колья.) Назовите слово из текста, где встречается ь. Верно ли, что мягкий знак разделяет это слово? Обоснуйте. Попробуйте объяснить название ь «разделительный». Сформулируйте тему урока. |
4 | 4. Первичное усвоение новых знаний | Выделите в словах ь, раскрасьте красным цветом гласную, после ь. Выделите зелёным цветом согласную, перед ь. Варенье, льёт, воробьи, вьюга, друзья. Посмотрите на местонахождение разделительного мягкого знака. Дополните фразу. |
5 | 5. Первичное усвоение новых знаний | Вставьте подходящие слова в предложение. Разделительный мягкий знак пишется после _____________ перед ______________ . |
6 | 6. Первичное усвоение знаний | Откройте букварь на с. 88. Прочитайте тему урока. Что вы можете сказать о букве мягкий знак? (Не обозначает звука.) С какой ролью мягкого знака мы уже с вами познакомились. (Мягкий знак — показатель мягкости согласного звука). Сегодня мы узнаем о второй роли мягкого знака и поучимся различать мягкий знак — показатель мягкости от разделительного мягкого знака. Прочитайте первую пару слов. Назовите мягкие согласные звуки в первом слове. Чем обозначена их мягкость на письме? Сколько звуков обозначают в словах эти буквы? (По одному.) Произнесите второе слово — семья. Чем оно отличается от первого слова? (В слове семья появился звук [й].) Где находится этот звук? (После согласного перед гласным.) Если звук [й] находится после согласного звука перед гласным, то он обозначается на письме мягким знаком. В этом случае мягкий знак называется разделительным. Буква Я, которая находится после мягкого знака, обозначает два звука [йа]. Аналогичная работа проводится и со словами других столбиков. |
7 | 7. Первичное усвоение знаний | Прочитайте предложения (букварь, с. 88). Сравните их. Изменяется ли значение слова с появлением в нём разделительного мягкого знака? |
8 | 8. Первичное усвоение знаний | Прочитайте четверостишие. Слова собрал я здесь не зря: Деревья, листья и скамья, Колосья, братья и семья. Что в них за правило, друзья? Ответьте на вопрос из этого стихотворения. Назовите слова, в которых есть разделительный мягкий знак. |
9 | 9. Первичное усвоение знаний | Выполните звуковую схему слова листья. |
10 | 10. Первичное закрепление | Прочитайте слова, распределите их в две группы в зависимости от роли мягкого знака. Коньки, день, пеньки, лень, воробьи, пьёт, вьют, вьюга. |
11 | 11. Первичное закрепление | Давайте познакомимся ещё с несколькими удивительными легендами. Персия и Голландия прославили этот красивый цветок. Поэты посвятили ему стихи. Легенда рассказывает, что именно в бутоне тюльпана было заключено счастье, но никто не мог до него добраться... Именно детская душа, беззаботное счастье и смех открыли бутон. На Востоке этот осенний цветок называют цветком белого дракона. Есть такая легенда: хитрый и злой белый дракон, желая досадить людям, вздумал посягнуть на само Солнце, но не по силам выбрал себе добычу. Зубами и когтями рвал дракон Солнце, а горячие искры превращались в цветы и падали на Землю. Сказывают, что папоротник цветёт только раз в году в ночь на Ивана Купала, а его цветок обладает свойством указывать места, где зарыты клады. Согласно народному преданию, тот, кто найдёт волшебный цветок папоротника, станет мудрым и счастливым в жизни. Многим растениям приписываются сверхъестественные силы. Кувшинка — не что иное, как знаменитая сказочная одолень–трава. Молва приписывает ей волшебные свойства. Она могла дать силы одолеть врага, оградить от бед и напастей, но могла и погубить того, кто искал её с нечистыми помыслами. Этот цветок родился из морской пены вместе с Афродитой и поначалу был он белым, но от капельки крови богини любви и красоты, уколовшейся о шип, стал красным. Древние верили, что этот цветок вселяет мужество и поэтому вместо шлемов надевали венки из этих цветов, их изображение выбивали на щитах, а лепестками усыпали путь победителей. |
12 | 12. Первичное закрепление | Рабочая тетрадь, с. 41, № 1, 2, 3. |