ЕГЭ по обществознанию: разбор заданий с учителем
Разбираем задания и выстраиваем ответы на вопросы экзамена по обществознанию.Экзамен состоит из двух частей, в них представлено 29 заданий: На первые 20 заданий (№ 1–20) необходимо дать краткий ответ — выбрать верное из предложенного, соотнести различные варианты между собой, выставить пропущенное слово. На оставшиеся 9 заданий (№ 21-29) необходимо отвечать развернуто.
На выполнение работы дается 235 минут.
Критерии оценки экзамена. Проходной балл за экзамен — 19 первичных баллов, для этого нужно безошибочно выполнить первые 13 заданий.
Несмотря на то, что при оценке результатов применяется стобалльная шкала, многих интересует, какую же оценку по пятибалльной шкале он получил. Приведем эквивалент: «удовлетворительно» — 42-54 балла, «хорошо» — 55-66 балла, «отлично» — от 67 баллов.
Кис Романа Николаевна, учитель истории и обществознания, стаж работы 20 лет: «Перед тем, как приступать к выполнению работы, я рекомендую своим ученикам прочитать весь текст работы для того, чтобы иметь общее представление о материалах, представленных в работе. В условиях мозгового штурма задействуется внутренний ресурс организма и при дальнейшем выполнении заданий, будет устранен эффект новизны, ученик будет готов к восприятию каждого нового задания. В качестве материалов для работы используем комплекс материалов для подготовки учащихся по обществознанию ФИПИ ЕГЭ 2017. Вариант №7».
При выполнении данного задания всегда необходимо смотреть на название таблицы. В данном случае таблица называется «Факторы производства», в ней указан один из факторов — Земля, дана его характеристика. Известны основные факторы производства: земля, труд, капитал (физический и денежный), предпринимательские способности и информация. Смотрим на указанную характеристику — деятельность людей, использование умственных и физических способностей, полученных в процессе обучения и т.д. отсылают нас к такому фактору производства, как труд. Учащимся важно помнить и о факторных доходах каждого фактора производства, это позволяет более точно ответить на вопросы, связанные с факторами производства.
Данное задание требует знания родового понятия (в вопросе звучит, как обобщающее понятие). В данном случае мы видим: способности как индивидуальные особенности человека; мировоззрение как система взглядов, понятий и представлений человека о мире и его месте в нем; характер как некие свойства и качества личности, которые влияют на поведение личности; интерес как осознанная потребность, характеризующая отношение людей к предметам и явлениям действительности. Т.е., при выполнении данного задания рекомендуется мысленно каждому понятию дать объяснение. При таком подходе скоро становится понятным, что в данном задании родовым, т.е. обобщающим для всех указанных понятий, будет понятие личности — набора социально значимых свойств и качеств, который будут включать в себя способности, интересы, характер и мировоззрение.
При выполнении данного задания обращаем внимание на понятие, о котором идет речь. В данном случае — «наука» и вопрос звучит о характеристиках данного понятия. Мы знаем, что термин «наука» относится к темам: «Духовная сфера жизни общества» и «Познание». Здесь речь идет об «элементах духовной культуры»: науке, религии, морали, образовании, искусстве. В задании представлены характеристики науки: системность, обоснованность, доказательность и творчество. Такие характеристики, как образность и эмоциональность могут быть отнесены к искусству и религии. Поэтому мы их отметим как верные в данном случае. Творчество можно рассматривать в качестве общей характеристики человеческой деятельности: творчество может быть и в научной деятельности, и в искусстве.
В данном задании мы должны обнаружить суждения о глобальных проблемах современности. Я рекомендую учащимся перед выполнением подобных заданий вспомнить ключевые моменты темы. Здесь: особенности глобальных проблем и виды глобальных проблем. Тогда легче будет находить правильные суждения.
Первое суждение определяет глобальные проблемы — поэтому верно. Второе суждение неверное — глобальные проблемы носят планетарный характер и требуют коллективных усилий для их решения, а значит, не могут быть решены отдельными странами. Третье суждение характеризует проблему «Север-Юг», которая связана с преодолением отсталости развивающихся стран, а значит, проявляется и в разрыве уровня экономического развития стран мира, поэтому суждение верно. Четвертое суждение верно, т.к. показывает следствие экономической деятельности людей — истощение природных ресурсов, что относится к экологической проблеме. Точно так же мы не можем сказать, что абсолютно все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации, т.к. существуют еще проблемы войны и мира, международного терроризма. Они связаны с экономической глобализацией, но не являются ее следствием.
Данное задание относится к теме «Познание» и рассматривает вопрос проблемы истины. Нам даны виды истины: абсолютная, относительная. Поэтому, при выполнении данного задания важно вспомнить определения. Так же указывают на то, что есть признаки свойственные и абсолютной и относительной истине. Таким является признак под буквой А. Истина носит объективный характер, т.е. не зависит от воли познающего субъекта. Поэтому А-3; ограниченность возможности познания — это часть определения относительной истины (неполное, неточное, ограниченное знание…). Поэтому Б-2; Незавершенность и условность также являются характеристиками относительной истины (знание, которое соответствует определенному уровню развития общества). Поэтому В-2; Невозможность опровержения при дальнейшем развитии познания это часть определения абсолютной истины (знание о мире, которое не может быть опровергнуто). Поэтому Г-1; Объективный характер это свойство любой истины. Поэтому Д-3.
Важно при выполнении заданий вести внутренний диалог с собой. Не торопиться, чтобы не допустить ошибок при кажущейся легкости выполнения задания. Отвечать себе на вопрос: почему выбранный ответ — верный, опираясь на обществоведческие знания.
В данном задании нас спрашивают о социальных чертах (качествах) Галины. Помним, что человек — биосоциален, вспоминаем — какие черты человека выражают его социальность (важнейшие свойства личности: знания о мире и о себе, умения, социальный опыт, моральные ценности). Поэтому — светлые волосы и карие глаза показывают природные, индивидуальные черты Галины. А вот то, что она добрая и отзывчивая — это социально значимые свойства ее личности. Ответ 2 — верный. Внешняя привлекательность девушки указывает так же на ее индивидуальные особенности, данные ей от природы, как и ее рост. А вот то, что Галина честный человек, а еще и дружит со многими своими одноклассниками, показывает, насколько она умеет жить и взаимодействовать в обществе. Значит: 2,5,6.
Помним, что важным элементом рыночного саморегулирования является конкуренция, а также не забываем виды рыночной конкуренции и их сущностные характеристики (чистая (свободная) конкуренция, монополистическая, олигополия, чистая монополия, монопсония). Рассматривая первое суждение, мы не можем однозначно сказать, что монополия имеет только недостатки. С одной стороны да — рыночный механизм демонстрирует тенденцию к монополизации производства, так как в целях защиты от конкурентов происходят сговоры и слияния. Но мы знаем о санирующей или оздоровительной функции рынка. В условиях рынка банкротятся нерентабельные предприятия, экономика освобождается от неэффективной хозяйственной деятельности, усиливаются и процветают более мощные производства. Поэтому однозначно говорить о недостатках монополии сложно. Второе суждение верно, ведь монополист, не имея конкурентов, самостоятельно устанавливает цены на производимую продукцию. Поэтому так важна роль государства, проводящего антимонопольную политику. Третье суждение верно. Олигополия характеризуется существованием на рынке нескольких крупных фирм — от двух до пяти, которые контролируют основную часть рынка. В четвертом суждении даны признаки чистой (свободной) конкуренции, когда цена устанавливается в результате уравновешивания спроса и предложения, а отдельные продавцы не могут влиять на цену товара, поэтому ответ неверный. Пятое суждение — верное, т.к. при монопсонии единственный покупатель диктует цену и объем продаж. Ответ:2,3,5.
В 8 задании нужно знать виды ценных бумаг (акции: обычная и привилегированная, облигация, вексель) и выделять их сущностные характеристики. В данном случае речь идет об обыкновенной акции и облигации. Исходя из определения акции, как ценной бумаги, дающей право на долю собственности в капитале компании и получении дохода (дивиденда), характеристика А — предоставляет право на участие в управлении компанией — будет относится к такому виду ценной бумаги, как обыкновенная акция; характеристика Б — право на получение фиксированного процента — отражает характеристику такой ценной бумаги, как облигация, поскольку именно эта ценная бумага выражает долговые обязательства, поэтому характеристики В и Г будут относиться к облигации, потому что еще одной характеристикой данного вида ценной бумаги является право на безусловный возврат номинальной стоимости по истечении срока. Ответ Д является составляющей понятия обыкновенной акции.
9 задание требует знания темы «Экономические системы», помнить типы экономических систем (традиционная, плановая (командно-административная, централизованная), рыночная, смешанная), и выделять их сущностные характеристики. В данном задании необходимо обратить внимание на вопрос: какие признаки указывают на то, что в стране Z командная (плановая) экономика? Значит, мы должны в ответах обнаружить характеристики плановой экономики. Проблему ограниченных ресурсов решают все экономические системы, поэтому мы не можем отнести данный ответ к поставленному вопросу. Ответ 2 — отсутствие конкуренции производителей будет верным, потому что при командной экономике происходит директивное определение номенклатуры производства, а не через механизм свободной конкуренции. Ответ 3 — ситуация зависимости продовольственного рынка от импортных товаров может присутствовать в любой экономической системе. Например, в современной России такая экономическая ситуация наблюдалась до введения санкций и сегодня проводится политика импортозамещения. Хотя Россия живет в условиях действия рыночной экономики. Ответ 4 — директивное ценообразование является еще одной характеристикой (признаком) плановой экономики, как и ответ 5 — господство государственной собственности на средства производства. Ответ 6 — наличие трудового законодательства показывает правовое обеспечение плановой, рыночной или смешанной экономики, не является отличием плановой. Ответ: 2, 4, 5.
Задание 10 требует очень внимательного прочтения вопроса. Необходимо четко понять, о чем спрашивают: об изменении величины спроса или величины предложения. В данном случае изменился спрос на биологически активные добавки к пище для улучшение зрения. Наблюдая за изменением кривой спроса, можно сказать, что спрос увеличился. Выполняя задание, нужно помнить, что помимо ценовых факторов, существует целый набор неценовых факторов, влияющих на спрос (цены на взаимозаменяемые товары, сезонность, ожидания потребителей, мода, традиции, доходы потребителей). Так, ответ 1 — массовые положительные отзывы покупателей может служить тем самым неценовым фактором. Ответ 2 — пропаганда профилактики глазных болезней так же является неценовым фактором, приведшим к увеличению спроса. Ответ 3 мог бы повлиять на спрос на компьютерную технику или, наоборот, снизить спрос на БАДы из-за безопасности компьютерной техники для глаз, но не привести к увеличению спроса. Ответ 4 мог бы привести к увеличение цены, а значит и снижению спроса из-за уменьшения объемов производства добавок. Ответ 5 автоматически ведет к снижению спроса, т.к. снижение доходов чревато снижением спроса на товары и услуги.
Выполняя задание 11, обращаем внимание на вопросы: что такое семья как социальный институт, функции семьи и какие типы семьи существуют. Одной из важнейших функций семьи является функция первичной социализации, поэтому ответ 1 будет верным. Семья не просто агент социализации, она выполняет функцию агента первичной социализации. Ответ 2 также верный, т.к. в суждении перечисляются важнейшие задачи семьи по воспитанию ребенка, как записано в Семейном Кодексе РФ. В 3 суждении говорится о демократическом типе семьи (принятие решений всеми членами семьи, справедливое распределение домашних обязанностей), но в характеристике приводится признак расширенной семьи — два-три поколения прямых, кровных родственников (совместное проживание нескольких поколений). Соответственно, суждение неверное. В суждении смешали характеристики двух типов семьи. Точно так же в 4 суждении смешали досуговую функцию семьи с характеристиками социально-статусной функции — предоставление определенного социального статуса в выполнении роли социального лифта. Ответ неверный. Суждение 5 верное, т.к. является частью понятия семья, отражает важнейшие сущностные признаки семьи как малой группы — общность быта, взаимная материальная и моральная ответственность.
Выполняя задание 12 в ЕГЭ по обществознанию, нужно внимательно прочитать условия социологического опроса. В данном случае выясняли, какое количество отечественных и импортных продуктов на полках магазинов их населенных пунктов. В диаграмме представлены данные за 2005 и 2015 годы. Прежде чем читать представленные суждения, следует внимательно самому изучить диаграмму. В 2005 году доля отечественных и импортных продуктов, по мнению респондентов, была одинакова, и так считает 40% опрошенных. Далее идет позиция — отечественных продуктов 30%. В 2015 году половина респондентов выбрали позицию — отечественная продукция. Тенденция на увеличение доли отечественной продукции наблюдалась и в 2005 году. В обоих случаях наименьший выбор ответа — затрудняюсь ответить. Теперь смотрим на суждения, представленные в вариантах ответов. Первый ответ соответствует выявленной нами тенденции: доля тех, кто отметил, что в магазинах больше отечественных товаров увеличилась за 10 лет. Ответ верный. Второй ответ — нет. Доля ответивших увеличение импортных товаров уменьшилась, а не увеличилась к 2015 году. Третий ответ верный, поскольку доля тех, кто отметил равное количество отечественных импортных товаров, действительно, сократилась. Четвертый ответ — неверный, доля тех, кто затруднился ответить меньше в 2005 году, чем доля тех, кто ответил о доминировании импортных товаров. И пятый ответ верный, поскольку мы сразу, при анализе материалов, выявили эту тенденцию — в 2015 году половина респондентов ответили, что доля отечественных товаров выше, чем импортных.
Выполняя задание 13, нужно знать определение государства, его признаки и функции, формы государства. Я рекомендую своим ученикам нарисовать схему формы государства, что поможет избежать ошибок при выполнении задания. Первое суждение будет неверным. Государство является главным институтом политической системы, государство выполняет правоохранительную функцию — обеспечивает правопорядок и соблюдение законности. Но, полностью контролирует жизнь общества — это признак «всеобщего государства» при тоталитарном политическом режиме. А в суждении нам говорят, что любое государство имеет данный признак. Во втором суждении речь идет о демократическом государстве, в признаках которого мы находим большой объем прав и свобод граждан, защищаемых законом и гарантированных государством. Поэтому суждение 2 верно. Третье суждение смешивает форму правления — республику и государственное (территориальное) устройство — федерацию и конфедерацию, поэтому оно неверное. Четвертое суждение возвращает нас к признакам государства. Одним из признаков государства является наличие особого аппарата власти и управления. Именно эта позиция отражена в 4 суждении, как и функции государства — управленческая и охранительная. Пятое суждение верно, т.к. перечисляются основные признаки государства. Ответ: 2,4,5.
Для выполнения задания 14 необходимо хорошо знать основы конституционного строя РФ и функционал всех ветвей власти РФ. Сначала внимательно посмотрите, какие субъекты государственной власти РФ указаны в задании. Федеральное собрание: Совет Федерации и Государственная Дума, Правительство РФ — исполнительная власть и Конституционный Суд РФ. Важно четко отличать функции Совета Федерации и Государственной Думы. Итак, Совет Федерации назначает выборы Президента. Вопросами рассмотрения дел о соответствии нормативных актов Конституции как основному закону государства занимается Конституционный суд РФ. Управлением федеральной собственностью, как и разработкой федерального бюджета занимается Правительство РФ. Объявляет амнистию — Государственная Дума, а помилование — Президент РФ. Готовясь к сдаче ЕГЭ по обществознанию, проработке данной темы следует уделить особое внимание.
Выполнить 15 задание поможет знание темы «Политическое лидерство». Читая задание необходимо сразу давать характеристику каждому фрагменту задания. Итак, гражданин Р. был избран руководителем областного отделения политической партии (избран — демократический путь прихода к власти (ответ 4 верный рационально — легальный лидер); руководителем областного отделения партии — указывает на региональность). Значит ответ 1 будет верным. Следующие характеристики — уделяет большое внимание защите прав и свобод граждан, отстаивает интересы малого бизнеса, прислушивается к мнению однопартийцев характеризуют его как демократического лидера. Ответ 3 верный. Ответ: 1,3,4.
Выполняя задание 16 необходимо вспомнить основы конституционного строя РФ и особенно характеристики принципа политического плюрализма (запрет на установление официальной идеологии, политическое многообразие, свобода политических мнений и действий, оппозиция как основа многопартийности). Первое положение не имеет отношения к политическому плюрализму, поскольку раскрывает принцип федерализма в РФ — равенство субъектов РФ. Второе, третье и четвертое положения раскрывают суть принципа политического плюрализма. Пятое положение так же раскрывает принцип федерализма РФ — государственная целостность. Ответ: 2, 3, 4.
Анализируя материалы 17 задания, выделяем основные понятия и нормы, относящиеся к уголовному праву. В статье 2 Уголовного Кодекса РФ определены задачи уголовного права. Это охрана наиболее значимых общественных отношений (права и свободы человека, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, обеспечение мира и безопасности человека от преступных посягательств). Значит, первое суждение об охранительной функции уголовного права будет верным. Второе суждение тоже верное, ведь штраф и пожизненное лишение свободы являются наказаниями, предусмотренными УК РФ. Третье суждение верно, в нем отражены основные характеристики уголовного права как отрасли российского права. Четвертое суждение неверное, так как принципы равенства сторон, имущественная самостоятельность, независимость, автономность воли относятся к частному праву — Гражданскому праву РФ. Пятое суждение является неверным —деловой оборот как источник права относится к Гражданскому праву.
18 задание имеет отношение к Трудовому праву. Здесь рассматривается одна из сторон трудовых отношений — работодатель, его права и обязанности. Работодатель, заключая коллективный договор с представителями работников обязан предоставить полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, достижения соглашения и контроля за их выполнением. Ответ А — обязанности. У работодателя есть право требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей. Ответ Б — права. Обеспечить условия труда, предусмотренные законодательством, а также возмещать вред, причиненный работникам в связи с исполнением ими трудовых обязанностей (право работника на безопасность труда) — это обязанности работодателя. Ответы В, Г — обязанности. Ответ Д — является правом работодателя — вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры.
19 задание требует четкого знания оснований получения гражданства РФ на общих основаниях. Получение гражданства на общих основания означает: непрерывное проживание на территории РФ на протяжении 5 лет, отказ от гражданства другого государства (данная позиция указана в задании — Хосе-Луис обратился в полномочный орган государства Z с заявлением об отказе от гражданства), наличие законного источника средств к существованию, соблюдение Конституции РФ и законодательства, владение русским языком. Таким образом, ответы 2, 3, 5 являются верными.
Выполняя 20 задание, сначала нужно попробовать прочитать текст и самим подставить слова, так достигается понимание смыслового содержания текста, при повторном прочтении уже обратиться к списку имеющихся слов. Пробуем прочесть, вставляя слова, близкие по смыслу, далее выбираем из имеющихся в задании.
«Социальный контроль — механизм, с помощью которого общество обеспечивает соблюдение определенных правил, нарушение (А) которых наносит ущерб функционированию социальной системы (в данном случае, соблюдение правил, нарушение которых наносит ущерб показывает последствия несоблюдения правил). В этом качестве выступают мораль и право, обычаи (Б), административные решения и др. (здесь идет перечисление видов социальных норм). Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций (В) к нарушителям принятых социальных норм (логично, что за нарушение социальных норм наступает санкция — элемент социального контроля). Одновременно социальный контроль предполагает поощрение за соблюдение (Г) социальных норм (здесь указаны признаки социального контроля — связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение).
Социальный контроль выступает как элемент любой системы управления (Д) социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа (здесь отражена регулятивная функция социального контроля).
Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его социальная структура усложняется. Возникают социальные институты (Е), занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы)».Приступая к выполнению заданий по тексту 21-24, изначально следует очень внимательно прочитать текст и выделить главные смысловые фрагменты текста. Поработайте текст с карандашом для максимального усвоения содержания.
Исходя из статьи 27 п.2 признание брака недействительным производится судом. Согласно п.4 статьи 27 признается брак недействительным с момента его заключения. Фиктивным называется брак, если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Название статьи: «Случаи, когда недействительный брак, признается действительным».
Когда в задании написано проиллюстрировать примером, значит необходимо привести конкретный пример, жизненную ситуацию.
Гражданка Н. и гражданин Д., вступив в фиктивный брак, через год родили сына К. и совместно занимаются его воспитанием, ведут совместный быт, имеют общий семейный бюджет. Посещают курсы молодых родителей (в данном примере мы можем наблюдать, как фиктивные условия заключения брака переросли в семейные).
Добросовестным супругом закон считает того из супругов, чьи права были нарушены заключением недействительного (фиктивного) брака. Если нас просят смоделировать ситуацию, это значит, что мы должны привести конкретные примеры, иллюстрирующие имущественные права добросовестного супруга. Право на получение содержания. Гражданке К., признанной судом добросовестным супругом после решения суда о расторжении недействительного (фиктивного) брака было назначено судом содержание в размере 30 тыс. рублей ежемесячно от лица, вступившего с ней в фиктивный брак. Признание условий брачного договора. После признания судом брака между гражданином С. и гражданкой К. недействительным, гражданину С., признанному судом добросовестным супругом, было сохранено право на долевую собственность, установленную по условиям брачного договора.
Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос, нужно понимать, что является предметом семейного права: отношения, связанные со вступлением в брак и прекращением брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и здесь мы найдем поле для нашего предположения. Потому что здесь важными являются вопросы воспитания детей, приобретение и разделение имущества, оказание помощи нетрудноспособным членам семьи; отношения, возникающие в связи с устройством в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Равенство прав супругов в реализации своих интересов. Конституция РФ гарантирует мужчинам и женщинам равные права и свободы и равные возможности для их реализации. Поэтому, при заключении брака, государство гарантирует супругам равные возможности в реализации семейно-брачных отношений. Например, условия заключения брака и обстоятельства, препятствующие вступлению в брак.
2. Защита интересов нетрудноспособных и несовершеннолетних членов семьи. По Конституции РФ, материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Поэтому, в случае расторжения брака, в котором у супругов имеются несовершеннолетние дети, брак будет расторгаться в судебном порядке, под контролем государственной власти.
3. Приоритет воспитания детей. Государство ставит в качестве приоритета обязанность родителей заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. В случае несоблюдения родителями установленного порядка, родители могут быть лишены родительских прав, здесь вступает в силу государственное принуждение.
Данное задание можно успешно выполнить только при знании основных понятий курса. Социальный институт — это исторически сложившаяся форма организации совместной деятельности людей, реализующая общественно полезные функции. Основными социальными институтами в экономической сфере являются собственность, банки, фирма. Социальные институты — семья, детский сад, школа выполняют важнейшую функцию социальных институтов — обеспечивают социализацию индивидов.
1. Приводит к монополизации производства, так как защита от конкуренции стимулирует сговоры и слияния компаний. В данной ситуации государство может силой своего принуждения запретить договоры о слиянии фирм, принять антимонопольное законодательство или применить экономические санкции к монополистам.
2. Не гарантирует решения социально-экономических проблем: безработица, инфляция, Государство проводит мероприятия по регулированию количества денег в обращении, устанавливает величину процентной ставки, объемы инвестиций, валютный курс. Все эти меры направлены на борьбу с инфляцией. Для борьбы с безработицей государство устанавливает минимальную зарплату, продолжительность рабочего дня и времени отдыха, замораживает цены, чтобы снизить уровень социальной напряженности в обществе.
3. Распределяет экономические блага по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса, что создаст здоровую конкурентную среду и множество рабочих мест, перераспределение доходов для устранения чрезмерного социального неравенства, выравнивание уровня социально экономического развития регионов.
Внимательно читайте каждый эпизод и сразу находите фрагмент, относящийся к форме государства. Глава государства избирается всенародным голосованием — речь идет о республике. Придерживаться общеобязательной идеологии — признак тоталитаризма. Постоянный контроль государства над всеми сферами жизни общества — признак тоталитаризма. Внесудебное преследование оппозиционных движений — признак тоталитаризма. Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью — признак унитарного государства. К составляющим формы государства относятся: форма правления, политический режим и государственно-территориальное устройство.
Поэтому:
1. Форма правления — республика (Глава государства избирается всенародным голосованием);
2. Политический режим — тоталитарный;
Государственно-территориальное устройство — унитарное государство (Государство включает территории, не обладающие политической самостоятельностью).
Для написания плана по любой из обществоведческих тем, необходимо четко представлять структуру изучения темы. Поскольку, план направлен на воссоздание структуры темы. От качества усвоения материала темы, понимания ее структуры, зависит и написание плана. В данном случае тема плана понятна и прозрачна. Речь идет о важнейшем обществоведческом явлении — социализации. Такую тему важно раскрыть через саму характеристику социализации, далее показать этапы социализации, агентов социализации, функции социализации, коснуться вопросов ресоциализации и десоциализации и завершить план проблемным вопросом, касательно темы плана.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом социальных норм и ценностей общества, необходимых для успешной жизни в обществе.
2. Этапы социализации:
А) начальный (социализация ребенка);
Б) средний (школа, вуз);
В) завершающий (социализация взрослого, приобретающего новые социальные роли — муж, отец, дед)
3. Агенты социализации:
А) первичная социализация (семья, школа, компания друзей);
Б) вторичная социализация (вуз, армия, церковь, СМИ и др.)
4. Функции социализации:
А) освоение системы знаний о мире, человеке, обществе;
Б) получение опыта взаимодействия в обществе;
В) усвоение моральных норм и ценностей;
Г) освоение умений, навыков, компетенций
5. Процессы десоциализации и ресоциализации.
6. Проблема влияние окружающей среды на процессы социализации личности человека.
При написании эссе, в первую очередь, необходимо четко представлять сферу общества, к которой выбранная тема относится. Следует внимательно прочитать предложенные темы, проанализировать свой багаж знаний, понять по какой из тем у вас имеются более четкие представления о понятийном аппарате темы, по какой из тем вы сможете привести наиболее относящиеся к теме примеры.
В данном случае, мы выбираем тему из раздела экономика. Внимательно читаем цитату. Понимаем, что сразу поднимается проблема ограниченности ресурсов, при безграничных (бесконечных) потребностях человека. По сути, звучит основной вопрос экономики — как удовлетворить безграничные потребности человека при ограниченности экономических ресурсов. В цитате затронута еще одна проблема — невозможности удовлетворения всех потребностей человека, значит, необходимости делать выбор в пользу наиболее необходимых благ. Так, мы выходим на проблемы грамотного потребителя.
Пишем эссе:
В данном высказывании авторы поднимают важнейшую экономическую проблему — ограниченности ресурсов, необходимых для производства материальных благ. Как известно, свободных благ, неограниченных и доступных для всех в них нуждающихся, в природе существует очень мало. Экономические блага — средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и находящиеся в распоряжении общества в ограниченном размере, не могут удовлетворить бесконечные человеческие желания в полном объеме. Здесь мы подходим к основному вопросу экономической теории: как удовлетворить бесконечные и возрастающие потребности населения при ограниченности материальных ресурсов? Проблема ограниченности ресурсов приводит общество к необходимости делать выбор. Выбор делают производители материальных благ, используя необходимые ресурсы, известные нам как факторы производства (земля, труд, капитал, предпринимательские способности, информация). Каждый из этих производственных ресурсов обладает своими ограничениями. Так, труд, как фактор производства, связанный с деятельностью людей по производству товаров и услуг путем использования их физических и интеллектуальных возможностей, навыков, может быть ограничен численностью трудоспособного населения, территориальным размещением или профессиональными компетенциями. Общеизвестно, что земля, как фактор производства, включающий все виды природных ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства материальных благ, ограничен природным рельефом, количеством пригодной земли, необходимой для занятий сельским хозяйством или же наличием и разработанностью полезных ископаемых и их исчерпаемостью. Физический капитал будет ограничен уровнем научено-технического развития общества, а денежный капитал — объемом денежной массы, находящейся в обращении государства и уровнем инфляции. Предпринимательскими способностями обладают только 13% населения планеты, в этом проявляется редкость их таланта. Информация как фактор производства будет как минимум ограничена уровнем науки и образования в конкретной экономической системе. Помимо основных факторов производства, в экономической жизни большую роль играют такие факторы, как общая культура производства и потребления, наука, состояние нравственности, уровень правосознания. Производитель, опираясь на исходные доступные экономические блага, учитывая издержки производства — затраты производителя на приобретение и использование факторов производства и размер экономической прибыли (разница между совокупной выручкой фирмы и экономическими издержками), которая позволит оценить возможность существования предприятия, произведет тот товар, который будет максимально для него выгоден в условиях рыночной конкуренции.
Примером может служить Model N, пятая по счету модель компании Генри Форда, которая стала настоящим бестселлером производства и потребления. Она была дешевой и надежной, крепкой и неприхотливой. За 1906 год Форду удалось продать 2194 экземпляра — огромный успех по меркам начала ХХ века. В Америке в то время 485 американских компаний предлагали потребителям свою продукцию. Технология производства была простой, но в среднем цена автомобиля составляла в 1900-х $1000 — фантастические деньги для того времени. Генри Форд понимал уже тогда, что выиграть у конкурентов можно только при условии снижения цен. И ему это удалось, Форд создал не только дешевый, но и надежный автомобиль, который пользовался большим спросом у покупателей. Примером, может служить и компания «Мерседес», которая в период мирового экономического кризиса 2008-2010 годов отказалась от массового производства пятидверных дорогостоящих моделей и перешла к производству трехдверных моделей, что позволило, прежде всего, сохранить рабочие места на предприятии, не закрывать заводы, находящиеся на территориях других государств. И сохранить потребительский рынок.
Обратимся еще раз к другой части цитаты, в которой утверждается, что всего того, что хочется, иметь невозможно, поэтому приходится выбирать. Проблема экономического выбора важна не только для производителя, но и для потребителя. Готовность приобретать блага имеет две стороны: желание и возможность. Возможность связана с таким экономическим понятием, как спрос— готовность покупателя приобретать товары и услуги по определенной цене в определенный момент времени и в определенных количествах. Другими словами, спрос выражает отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатели хотят и могут купить. На величину спроса большое влияние оказывают и неценовые факторы. Примером может служить косметический рынок, который традиционно является одной из наиболее динамичных и прибыльных отраслей экономики.
Известно, что годовой объем косметического рынка до кризиса лета 1998 года эксперты оценивали в 3 млрд. долларов США. После кризиса эта сумма упала почти в два раза. Однако, кризис дал возможность отечественным производителям захватить лидерство. В результате произошло практически полное импортозамещение товаров средней ценовой категории. Здесь сыграл свою роль неценовой фактор. После кризиса, отечественные производители смогли преодолеть потребительский стереотип «хорошей может быть только импортная косметика», предложив покупателям высококачественный продукт. Сегодня российская косметическая промышленность имеет отличные предпосылки для роста: в стране имеется развитая химическая промышленность, значительное количество специалистов и научных лабораторий. Помимо этого, национальные традиции заставляют женщин тратить значительные суммы на поддержание красоты. Климатические условия России требуют особого ухода за кожей, что создает дополнительные возможности для производителя, но и потребители всегда имеют возможность определится со своим выбором.
Таким образом, цитата авторов, предоставила нам возможность еще раз проанализировать проблему выбора производителей и потребителей в условиях ограниченности экономических благ.