Работаем с календарём
Организация обобщения и систематизации полученных знаний.
- Закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 с переходом через десяток на основе знания состава двузначных чисел.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание с числом 7.
Закреплять понятия «следующий» и «предыдущий».
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Развивать умение работать с информацией, представленной в нестандартном виде.
Закреплять представление о сложении и вычитании как об обратных действиях.
Формировать у учащихся временные представления.
Закреплять знание названий дней недели и их последовательности, понятия «неделя», «календарь».
Закреплять умение определять дату по календарю.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Развивать вычислительные навыки.
Прибавление и вычитание числа 7
сложение и вычитание в пределах 20 с переходом через десяток на основе состава двузначных чисел
выполнение вычислений и запись ответов
выбор арифметического действия для решения задачи
запись решения и ответа задачи
заполнение пропусков в равенствах
сложение однозначных чисел
вычитание однозначного числа из двузначного числа
составление схемы к условию задачи
выбор арифметического действия для решения задачи
запись решения текстовых задач
установление соответствия между действием и его результатом.
- Сложение и вычитание в пределах 20, состав двузначных чисел, прибавление и вычитание числа 7, решение задач, календарь, неделя, названия дней недели, названия месяцев года.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с интерактивным заданием. Актуализация понятий «сумма» и «разность», умения прибавлять и вычитать число 7. Учащиеся читают вопросы, выполняют вычисления устно и записывают ответы. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с интерактивным заданием. Учитель предлагает ученикам рассмотреть фрагмент календаря и объяснить, как записаны числа в календаре (названия дней недели записаны сокращённо, даты месяца соответствуют дням недели, выходные дни отмечены красным цветом, в календаре на октябрь записаны числа от 1 до 31). Учащиеся отвечают на вопросы, закрашивая ячейки с датами на календаре или отмечая один из четырёх вариантов ответа. Работа с заданием № 1 учебника. Актуализация умения прибавлять и вычитать число 7 с опорой на состав двузначных чисел. Учащиеся отвечают на вопросы, используя фрагмент календаря с пропусками, и записывают равенства: 9 + 7 = 16, 4 + 7 = 11, 12 – 7 = 5. Работа в паре: ученики составляют вопросы с опорой на рисунок, делают записи действий и записывают результаты вычислений. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся выполняют вычисления и отмечают равенства, в которых пропущено число 7. Учитель предлагает ученикам найти признак, по которому все записи можно разделить на три группы: равенства, в которых пропущено число 6, число 7 и число 8. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Работа с заданием № 2 учебника. Выполнение вычислений с опорой на равенство 7 + 7 = 14, использование переместительного свойства сложения, запись равенств. Работа с интерактивным заданием. Сложение с числом 7. Учащиеся выполняют вычисления, используя переместительное свойство сложения, и соединяют выражения с их значениями. |
5 | 5. Обобщение и систематизация знаний | Работа с заданием № 3 учебника. Запись действий сложения и вычитания с числом 7, выполнения вычислений, используя изученные приёмы. Работа с интерактивным заданием. Вычитание с числом 7. Учащиеся выполняют вычисления на основе состава чисел и соединяют выражения с их значениями. |
6 | 6. Итог урока | Работа с заданием № 4 учебника. Решение задач в два действия. Работа со схемой. Учащиеся читают задачу, определяют, что известно и что нужно найти, объясняют, какие действия нужно выполнить, чтобы ответить на вопрос задачи. а) Половина от 14 — это сколько? (Делим овал на две части и записываем данные задачи.) Первым действием находим, сколько кубиков осталось у Буратино (из 14 вычитаем 7, получаем 7), вторым действием находим, сколько кубиков стало (к 7 прибавляем 8, получаем 15). б) Первым действием находим, сколько всего кубиков ушло на постройку башни (к 7 прибавляем 8, получаем 15), вторым действием находим, сколько кубиков осталось (из 20 вычитаем 15, получаем 5). Запись решения каждой задачи ученики выполняют в тетради. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся составляют задачу по таблице. Примерный вариант: «В наборе было 9 зелёных и 5 жёлтых кубиков. Миша взял 3 зелёных и 4 жёлтых кубика и построил домик. Сколько всего кубиков осталось в наборе?» Можно предложить ученикам рассмотреть два способа решения задачи. Способ 1: 1) 9 + 5 = 14 (куб.) — всего в наборе; 2) 3 + 4 = 7 (куб.) — всего взяли; 3) 14 – 7 = 7 (куб.) — осталось. Способ 2: 1) 9 – 3 = 6 (куб.) — осталось зелёных; 2) 5 – 4 = 1 (куб.) — осталось жёлтых; 3) 6 + 1 = 7 (куб.) — осталось всего. |