Работа и мощность электрического тока
Урок разработан с целью организации исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование понятия «работа тока», «мощность», причин от которых зависит работа тока и мощность. Ознакомление учащихся с расчетными формулами, единицами измерения.
Цель урока:
- Деятельностная: формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения нового понятия.
- Образовательная: организация исследовательской деятельности учащихся, направленной на формирование понятия «работа тока», «мощность», причин от которых зависит работа тока и мощность. Ознакомление учащихся с расчетными формулами, единицами измерения.
Планируемые результаты:
- умеет объяснять понятия «работа тока», «мощность»;
- умеет находить «работа тока», «мощность»;
- умеет объяснять проделанные эксперименты.
Оборудование:
- Приборы для определения мощности в электрической цепи и для определения параметров, от которых зависит работа тока в электрической цепи: аккумулятор, ключ, амперметр, реостат, вольтметр, соединительные провода; лампочка, калькулятор.
- Компьютер с мультимедийным проектором, экран;
- Мультимедийное приложение к уроку.
Учебник: Перышкин А.В. «Физика – 8»
Ход урока
1. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Сегодня на уроке я предлагаю вам побывать в роли сотрудников научной лаборатории. Работать вы будете в своих лабораториях по 2 человека и группами.
Результаты вашей работы необходимо будет отмечать в индивидуальных оценочных листах, которые лежат у вас на столе (приложение 1). В конце урока мы подведем итог вашей работы по накопленным баллам.
2. Постановка цели и задач урока
Как настоящие мастера своего дела засучили рукава, хлопнули в ладоши, потерли их друг о друга.
Учитель: Что мы с вами сделали? (Совершили работу). Значит в названии темы нашего урока мы используем слово «работа».
У вас на столе лежит лампочка. Внимательно рассмотрите её.
Когда вы покупаете лампочку, то обязательно смотрите…Что?
Так как звучит тема нашего урока?
Ученик: работа тока и мощность.
Учитель: Запишите тему. Работа и мощность электрического тока. (слайд 1)
Учитель: Определите цели нашей работы, используя слова узнать …., учиться…, узнать:
– как вычислить работу электрического тока и мощность тока;
учиться:
– объяснять проделанные эксперименты;
– объяснять понятия «работа тока», «мощность тока»;
Учитель: Скажите, зачем нам нужно знать о работе электрического тока, мощности? (слайд 2) (бытовая техника) (Оцените свою работу на этом этапе)
3. Актуализация знаний (слад 3)
Но прежде, чем приступить к работе, вам необходимо убедиться в том, что сотрудник лаборатории обладает достаточной базой знаний, чтобы участвовать в проведении экспериментальной и исследовательской работы.
Учащимся предлагается самостоятельная работа «Установите соответствие»
Слайд 4 Проверка
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ж |
З |
4 |
7 |
1 |
3 |
2 |
8 |
5 |
6 |
Взаимопроверка в парах, выставление баллов в оценочный лист. За каждый правильный ответ 1 б.
4. Открытие нового знания
Вспомним: Как обозначается работа? (А)
Давайте подумаем: от чего же зависит работа электрического тока? (на доске написать: Работа электрического тока зависит от …)
Слайд 5. Сравните два рисунка. На рисунке 2 лампа светит ярче, чем на рисунке 2.
Значит, работа тока зависит от напряжения.
Вывод: (записываем вывод на доску и в тетрадь)
Слайд 6. При увеличении силы тока лампа светит ярче.
Значит, работа тока зависит от силы тока.
Вывод:
Слайд 7. Если лампа будет работать 1 час, большую работу совершит ток? (Да)
Значит, работа тока зависит от времени работы цепи..
Вывод:
Выведем формулу для расчета работы электрического тока.
Слайд 8
Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.
Нарисуйте «волшебный треугольник»
Проверьте, правильно ли это сделали? (1 б)
Слайд 9. Для того чтобы измерить работу тока в цепи, нужны следующие приборы:
а) Вольтметр
б) Амперметр
в) Часы (прибор для измерения времени) (в любой квартире – счётчик)
Вспомним, в чем измеряется работа? [А ] = [ Дж ] = [ А .В .c]
Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы?
(мощностью: N=A/t )
Слайд 10
Мощность электрического тока обозначается P.
Выведем формулу мощности электрического тока
Нарисуйте «волшебный треугольник»
1 б
Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.
Слайд 11, 12. Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр – это сочетается в ваттметре.
Работа с учебником. Таблица «Мощности различных электрических устройств, кВт». Стр.120
Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве.
Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: Как по другому можно записать формулу работы?
A =P∙t.(1 б)
Слайд 13
Тогда
1Дж = 1Вт ∙ с.
Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.
1 Вт · ч = 3 600Дж
1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж
А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.
Оцените свою работу
5. Самостоятельная работа, закрепление материала
Необходимо восстанавливать свои силы. Давайте проведём физминутку, а поможет нам в этом ЭЛЕКТРОНИК.
Работаем в группах. Практические задания:
Слайд 14 1) Определение работы тока и мощности тока в лампе.
Слайд 15 2) Какой телевизор затратит больше электроэнергии
Решение: А=Рt
A1=24 Вт•3ч=72 Вт•ч=0,072•2.49=0,18 руб
А2=50•3=150Вт•ч=0,15•2.49=0,37руб.
На каждом из электроприборов вы можете найти информацию о потребляемой энергии и выбрать себе наиболее экономный в этом плане прибор.
Слайд 16. 3) Знакомство со счетчиком.
Вывод. Знание физических величин нужно не только на уроках физики, но и при покупке и использовании электрических приборов.
6. Итог урока
Подсчитайте количество баллов и оцените свою работу на уроке.
Если вы набрали за урок:
Более 20 баллов, вы сегодня были в роли ученика-исследователя
14-19 баллов, вы сегодня были в роли ученика-теоретика
11-13 баллов, вы сегодня были просто учеником
7. Домашнее задание
Слайд 17
§ 50,51.
Узнайте мощности имеющихся у вас в квартире электроприборов (телевизора и холодильника). Посчитайте, сколько часов они работают в течение 1 дня. Вычислите стоимость электроэнергии, израсходованной ими за это время.
8. Рефлексия
Слайд 18
Заполнить лист рефлексии.
Похлопаем в ладоши.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.