Новая рабочая программа по ОБЖ: справляемся с трудностями преподавания
Корпорация «Российский учебник» представляет продолжение популярной линейки «Основы безопасности жизнедеятельности». Не секрет, что школа часто жертвует часами предмета «ОБЖ» в пользу общественных мероприятий и подготовки к государственным аттестациям. Объясняем, как новая программа С. В. Ким и В. А. Горского (базового уровня, для 10-11 классов) помогает справиться с актуальными трудностями преподавания ОБЖ, и как заложить необходимые знания за крайне ограниченное время.
Основы безопасности жизнедеятельности сегодня
Нынешние педагоги (и уж тем более ученики) затрудняются ответить, какими именно знаниями из сферы безопасности жизнедеятельности должен обладать выпускник. История предмета «ОБЖ» отсылает к концу Великой Отечественной войны, когда в школах ввели уроки военной подготовки. Со временем эти занятия трансформировались в известный сегодня предмет.
Уже изначально занятия по ОБЖ представляли собой смесь физкультуры, экологии, медицины и других дисциплин. Согласитесь, достаточно широкие области знаний — и объемы информации в них только растут (в геометрической прогрессии). При этом на ОБЖ большинство школ отводит 1 час в неделю (в отдельных гимназиях – 2 часа).
Авторы новой программы постарались сохранить преемственность популярного курса для 5-9 классов от заслуженного деятеля науки РФ Натальи Федоровны Виноградовой. При этом программа учитывает возраст и потребности выпускников. Например, дано много заданий для самоконтроля и четко прописаны критерии оценивания знаний, поскольку некоторые ученики 10-11 классов предпочитают изучать ОБЖ самостоятельно дома, а в школе готовиться к экзаменам. Структура УМК обеспечивает базовый уровень образования за 35 часов в год.
Помимо самого учебника, УМК включает в себя ЭФУ, а также бесплатные рабочую программу и методическое пособие.
Курс является авторским, при этом он содержит давно проверенные методики и охватывает привычные темы. Рассмотрим подробнее на примере нового УМК эффективный и актуальный подход к преподаванию основ безопасности жизнедеятельности.
- Передача знаний о стратегиях и тактиках обеспечения безопасности жизнедеятельности.
- Передача знаний о правах и обязанностях личности, гражданина и государства.
- Формирование таких жизненно важных умений, как предвидение опасности, адекватная реакция на экстренные ситуации, использование ресурсов для устранения опасности.
- Формирование бережного отношения к своему здоровью (здорового образа жизни / ЗОЖ).
- Воспитание чувства причастности к сохранению безопасности в обществе, в государстве.
- Формирование активной гражданской позиции для сохранения мира и правового поведения в конфликтах.
- Воспитание ценностного отношения к жизни и к среде обитания.
- Развитие духовных и физических качеств, таких как культурное поведение, самодисциплина.
Принципы построения современного курса ОБЖ
- Социогуманитарная направленность в связке с требованиями ФГОС.
- Учет психофизиологических особенностей учеников и их социальных потребностей.
- Преемственность методов на протяжении всего школьного обучения.
- Серьезная научная теоретическая основа и ее неразрывная связь с практикой.
- Системность в формировании представлений школьников об окружающей среде.
- Демонстрация тесной связи основ безопасности жизнедеятельности с естественно-научным знанием.
- Представление культуры как важной составляющей безопасности личности и общества.
Педагогическая модель АААА
Изучение каждой темы курса предполагает четыре важные составляющие. Они нужны для того, чтобы можно было индивидуализировать обучение в старших классах и сделать его более эффективным.
- Актуализация эмоционально-оценочной деятельности ученика. Мотивация и саморегуляция достигаются за счет визуализации, анализа разных мнений, знакомства с разными источниками информации.
- Актуализация когнитивной готовности школьника. Ученик определяет и принимает познавательную проблему, в которой нужно разобраться.
- Актуализация движения по ИОМ. Индивидуальный образовательный маршрут выстраивается от незнания к знанию через создание теоретических моделей, квантирование и кодирование информации.
- Актуализация регулятивных УУД. Ученик использует универсальные учебные действия (в том числе самоконтроль), чтобы получить возможный максимум предметной информации.
Метапредметные результаты на уроках ОБЖ
Кроме личностных качеств (они прописаны в целях) и непосредственно предметных знаний, современный курс ОБЖ должен развивать и метапредметные навыки. Рассмотрим, как это можно реализовать.
- Познавательные и интеллектуальные умения: самостоятельная постановка проблемы (формулирование задачи), анализ опасных ситуаций, сравнение и обобщение последствий чрезвычайных ситуаций, поиск причинно-следственных связей, моделирование и планирование безопасного поведения, выбор ресурсов для обеспечения безопасности, поиск информации по неразрешенным проблемам во всех возможных источниках, применение теоретических знаний.
- Коммуникативные умения: обсуждение вопросов безопасности с одноклассниками и педагогом, аргументирование своей точки зрения и принятие чужой точки зрения в общении, проба себя в различных социальных ролях в условиях обеспечения безопасности.
- Регулятивные умения: построение ИОТ и управление своей деятельностью, ведение проектных и исследовательских работ, рефлексия для постановки новых учебных задач, практика в оказании первой помощи, соблюдение ЗОЖ, соблюдение психогигиены, соблюдение бережного отношения к природе.
Вы можете апробировать новый электронный учебник по ОБЖ Линии УМК С. В. Ким, В. А. Горского для 10-11 классов. Для этого зарегистрируйтесь на наших сервисах (одна учетная запись для двух сайтов) и воспользуйтесь промокодом 5books на образовательной платформе LECTA.
Загляните в подборку наглядных и раздаточных материалов по ОБЖ. Все иллюстрации можно бесплатно скачать в хорошем разрешении и распечатать, оформив кабинет или разместив плакаты в школьных холлах и коридорах.