Путешествие по стране «Неметаллы». Химия. 9 класс. Урок в форме КВН
УМК «Химия. 9 класс» О. С. Габриелян.
Цель урока: Проверить знания учащихся по теме «Неметаллы», привить интерес к предмету химии, развить положительную мотивацию к дальнейшему ее изучению.
Ход мероприятия
I конкурс: «Разгадывание кроссвордов»
«Ребята! На сегодняшнем уроке у нас есть две команды, которые очень хотят сразиться друг с другом и продемонстрировать свои знания по химии, но вот есть одна проблема: у этих команд нет пока названий. Чтобы узнать, как будут называться наши команды, их участникам предстоит разгадать кроссворд, ключевое слово – оно и будет названием вашей команды».
По одному человеку от каждой команды идут разгадывать кроссворд. (Слайды 3,4)
II. Конкурс: «Разминка»
«Сейчас я поочередно каждой команде буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ каждая команда получит балл». А учащиеся, давшие правильный ответ, получат химон, в конце урока, учащиеся, набравшие 15-20 химонов получают «5», 10-15 химонов – 4.
Вопросы:
- Опишите физические свойства оксида кремния
- Опишите физические свойства оксида углерода (IV).
- Опишите явления адсорбции. Где оно применяется?
- Перечислите аллотропные модификации фосфора?
- Перечислите аллотропные модификации углерода?
- Опишите физические свойства графита?
- Опишите физические свойства озона?
- Опишите физические свойства алмаза?
- Как изменяются металлические свойства в подгруппе углерода и почему?
- Какой из элементов фосфор или сера проявляет в большей степени неметаллические свойства и почему?
- Где применяют аммиак и его соли?
- Перечислите аллотропные модификации кислорода.
- Какие свойства характерны для неметаллов - окислительные или восстановительные;
- У какого атома больше радиус - металла или неметалла;
- Назовите неметалл, простое вещество которого жидкость
- Неметалл, которого больше всего содержится в организме человека;
- Неметалл, обладающий металлическим блеском;
- Неметалл, входящий в состав песка и глины;
- Название в переводе с латинского означает рождающий воду;
- Газ, содержащийся в воде Чёрного моря;
- Кислота, разъедающая стекло;
- Без чего невозможны современные спички;
- Какой химический элемент составляет алмаз, графит, сажа;
- Что общего у активированного угля и силикагеля;
- Как называется содержание в воде гидрокарбонатов;
- Какие соли определяют постоянную жёсткость воды;
«Подводим итоги I и II конкурсов».
«Как называется 1-я команда?» Ответ: «Карбиды».
«Как называется 2-я команда?» Ответ: «Нитриды».
III. Конкурс: «Своя игра»
(Слайд 5)
Разделы:
1. Подгруппа углерода
1 балл: (1 химон)
Напишите формулы:
а) углекислого газа
б) пищевой соды
в) мела и известняка
2 балла: (2 химона)
Напишите уравнения взаимодействия:
а) углерода с оксидом железа (II)
б) раствора карбоната натрия с нитратом кальция
3 балла: (3 химона)
Осуществите схему превращения
C → CO2 → Na2CO3 → CO2
2. Подгруппа азота
1 балл: (1 химон)
Напишите формулы:
а) натриевой селитры
б) «веселящего газа»
в) нашатырного спирта
2 балла: (2 химона)
Напишите уравнения взаимодействия:
а) оксида углерода(II) c оксидом алюминия
б) фосфорной кислоты с гидроксидом натрия
3 балла: (3 химона)
1) Осуществите схему превращения:
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2
IV. Конкурс «Химия в литературе»
1. 1) В сказке Владимира Федоровича Одоевского «Мороз Иванович» есть отрывок: «Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет, да еще какая затейница: коли вода не чиста, так свернет лист бумаги, наложит в нее угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин, да нальет в нее воды, а вода-то, знай, проходит сквозь песок да сквозь уголья и капает в кувшин чистая, словно хрустальная…»
Вопрос: Какие методы очистки воды использует рукодельница? (Слайд 12)
Ответ: фильтрование, адсорбция (поглощение газообразных или растворенных веществ поверхностью угля).
2. «…Да! Это была собака, огромная, черная, как смоль. Но такой собаки еще никто не видывал. Из ее пасти вырывалось пламя, глаза метали искры, по морде и загривку мерцал переливающийся огонь. Ни в чьем воспаленном мозгу не могло возникнуть не могло возникнуть виденее более страшное, более омерзительное, чем это адское существо, выскочившее на нас из тумана…. Его огромная пасть все еще светилась голубоватым пламенем, глубоко сидящие дикие глаза были обведены огненными кругами.
Я дотронулся до этой светящейся головы и, отняв руку, увидел, что мои пальцы тоже засветились в темноте.
– Фосфор, – сказал я»
Вопрос: В этом отрывке из «Собаки Баскервилей» А. Конан Дойл допустил существенную химическую ошибку. Назовите ее. (Слайд 13)
3) В произведении В. Короткевича «Черный замок Ольшанский. Дикая охота короля Стаха» мы читаем: «…- Вы слышали об эффекте «собачьей пещеры» в Италии?.. Есть там такая пещера – яма. Человек войдет и ходит, а собака или кролик погибают через несколько минут.
– Почему?
– Из вулканической трещины выделяется углекислый газ… А поскольку он…»
Задание: Закончите фразу. Объясните «загадочную гибель животных». (Слайд 14)
Ответ: «А поскольку углекислый газ тяжелее воздуха, то он остается внизу. Человеческая голова выше этой зоны. Собачья – нет…»
4) В произведении В.Д. Одоевского «Мороз Иванович» пишется: «… а я затем в окошки стучусь, - отвечал Мороз Иванович, - а не то, ведь я знаю, есть такие неряхи, что печку истопить истопят, а трубу закрыть не закроют, да не вовремя, когда еще не все угольки прогорели, а оттого в горнице угарно бывает, голова у людей болит, в глазах зелено, даже и совсем от угара умереть можно»
Вопрос: Угарный газ – сильный яд! Чем это объясняется? Какова первая помощь при отравлении угарным газом? (Слайд 15)
5) В романе Г.Р. Хаггарда «Клеопатра» читаем: « … она вынула из уха одну из тех огромных жемчужин… и… опустила жемчужину в уксус. Наступило молчание, потрясенные гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется в крепком уксусе. Вот от нее не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая уксус, и выпила весь до последней капли»
Вопрос: объясните растворение жемчужины, запишите уравнение реакции, если формула уксусной кислоты СН3СООН. (Слайд 16)
Ответ: CaCO3 + 2CH3COOH = (CH3COO)2Ca + CO2 + H2O
«Подводим итог III конкурса».
IV. Конкурс: «Ты – мне, я – тебе»
Участники команд задают друг другу вопросы и отвечают. За каждый правильный ответ – 1 балл. (1 химон)
V. Конкурс: «Химический лабиринт». (Конкурс капитанов).
VI. Конкурс: «Дальше, дальше, дальше…»
А сейчас я по очереди буду задавать в течение одной минуты вопросы каждой команде. Задача же команды - ответить на большее количество вопросов. Если ответ вы не знаете, говорите: «Дальше». За каждый правильный ответ – 1 балл.
Дальше, дальше, дальше…
Вопросы для 1-й команды:
- Как называются соединения металлов с азотом? (Нитриды)
- Как называются соли серной кислоты? (сульфаты)
- К каким оксидам – кислотным или основным – относится оксид кремния? (Кислотным)
- Какая кислота соответствует оксиду кремния? (кремниевая)
- Углекислый газ тяжелее воздуха или легче? (тяжелее)
- Какой из элементов азот или фосфор проявляет в большей степени неметаллические свойства? (азот)
- Какое из соединений CH4 или SiH4 входит в состав природного газа (СH4)
- Какой из оксидов N2O5 или P2O5 носит более кислотный характер? (P2O5)
- Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы азота? (–3 до +5)
- В соединении с водородом углерод проявляет положительную или отрицательную степень окисления. (отрицательную)
- Какова степень окисления азота в нитридах? (–3)
- Какова относительная атомная масса кремния? (28)
- В каком агрегатном состоянии при нормальных условиях находится оксид кремния (IV) (твердом)
- На каких свойствах основано применение кристаллов кремния в радиоэлектронике? (полупроводниковых)
- Сколько электронов в атоме хлора? (17)
- Сколько энергетических уровней в атоме фосфора? (3)
Дальше, дальше, дальше…
Вопросы для 2-й команды:
- Как называются соли азотной кислоты? (Нитраты)
- Как называют соединения металлов с углеродом. (карбиды)
- Какой из элементов углерод или азот проявляют в большей степени неметаллические свойства? (азот)
- К каким оксидам – кислотным или основным – относится оксид серы (VI)? (Кислотным)
- Какая кислота соответствует оксиду азота (V). (азотная)
- Какой из элементов углерод или кремний проявляет в большей степени неметаллические свойства? (углерод)
- Угарный газ тяжелее или легче воздуха? (легче)
- Какой из оксидов СО2 или SiO2 носит более кислотный характер? (SiO2)
- Какие степени окисления характерны для элементов подгруппы углерода? (–4 до +4)
- В соединениях с кислородом азот проявляет положительную или отрицательную степень окисления. (положительную)
- Какова степень окисления углерода в карбидах? (–4)
- Какова относительная атомная масса серы? (32)
- В каком агрегатном состоянии при нормальных условиях находится оксид фосфора (V) (газообразном).
- На каких свойствах основано применение алмаза в бурении скважин? (высокой твердости)
- Сколько электронов в атоме кислорода? (8)
- Сколько энергетических уровней в атоме кремния? (3)
Подведение итогов КВН. Объявление победителей и оценок.
Кроссворд 1
- Разновидность природного соединения оксида кремния.
- Аллотропная модификация углерода темно серого цвета.
- Химический элемент, входящий в состав графита.
- Соли угольной кислоты
- Химический элемент, в состав которого входит 14 протонов.
- Название соединений металлов с азотом.
- Историческое название нитратов.
Кроссворд 2
- Водородное соединение углерода, составная часть природного газа.
- Соединения металлов с фосфором.
- «Прозрачный» продукт силикатной промышленности.
- Соли азотной кислоты
- Водородное соединение кремния.
- Химический элемент, в состав которого входит 23 протона.
- Химический элемент 5 А группы, имеющий 4 энергетических уровня.
Оценочный лист для жюри
Конкурсы |
Карбиды |
Нитриды |
Разгадывание кроссвордов (Макс 7 баллов + 1 за скорость) |
|
|
Разминка (1 балл за каждый правильный ответ) |
|
|
Своя игра (от 1 до 3) |
|
|
Химия в литературе (1 б за каждый прав ответ) |
|
|
Экспериментальный (1 б за каждый прав ответ) |
|
|
Ты – мне, я – тебе (1 б за каждый вопрос и ответ + 1 б за оригинальность вопроса) |
|
|