Сценарий конкурса ко Дню народного единства на тему: «Путь славы российской»
Цель: познакомить с одним из периодов в истории России – Смутным временем и ролью нижегородцев в освобождении государства от иноземных захватчиков.
Задачи: развитие навыков самостоятельной творческой и поисковой работы; формирование информационной культуры.
Игра может проводиться как с отдельными группами, так и индивидуально. Данные задания также могут быть использованы при проведении других мероприятий по этой теме. В помощь к игре предлагается список литературы. Блиц-тур предназначен для всех участников. Далее ребята по очереди выполняют каждое задание, оценивается правильность их выполнения каждой из команд.
Тип занятия: комбинированный
Ход мероприятия
Организационный момент
Приветствие участников. Погружение в тему.
День народного единства – один из самых молодых праздников нашей страны! Своими истоками он связан с Нижегородской землей. Именно здесь нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился с воззванием к нижегородцам. Здесь начали собирать средства и организовывать ополчение для защиты Отечества от захватчиков.
Блиц-тур:
Тушинским вором прозвали:
- Лжедмитрия 1
- Лжедмитрия 2
- Королевича Владислава
- М.В. Скопина-Шуйского
Один из руководителей первого земского ополчения:
- П. Ляпунов
- Д. Пожарский
- К. Минин
- И. Сусанин
Укажите отчество Дмитрия Пожарского:
- Иванович
- Михайлович
- Павлович
- Петрович
К. Минин и Д. Пожарский возглавили:
- «Совет всея земли»
- «Совет всея Руси»
- «Совет земства»
Сюда стекались отряды, пополняя силы ополчения, здесь было создано земское правительство:
- Нижний Новгород
- Ярославль
- Рязань
Началом для создания нижегородского послужило послание патриарха:
- Гермогена
- Никона
- Филарета
Второе ополчение сформировалось в Нижнем Новгороде:
- Летом 1611 года
- Осенью 1611 года
- Весной 1612 года
К. Минин утверждал, что бросить клич о сборе людей и средств для освобождения Москвы от чужеземцев его заставил:
- Сергий Радонежский
- Георгий Победоносец
- Николай Угодник
Осада польского гарнизона в Московском Кремле длилась:
- 2 дня
- 2 года
- 2 месяца
Задание 1
Расположите в хронологическом порядке:
- Смутное время
- Утверждение на престоле династии Романовых
- Правление Бориса Годунова
Ответ: 3,1,2
- Правление Лжедмитрия 1
- Правление Бориса Годунова
- Правление Василия Шуйского
Ответ: 2,1,3
- Освобождение Москвы от поляков
- Восстание И.Болотникова
- Правление Лжедмитрия 1
- Гибель царевича Дмитрия в Угличе
Ответ: 4,3,2,1
Задание 2
Впишите недостающее:
(в текст необходимо вставить недостающие слова – фамилии, географические названия, даты и т.д.)
История и народное предание навеки соединили эти два имени. И как символ этой неразделимости стоит им памятник на … В Москве.
Осенью … года, когда чужеземцы, шведы и поляки, хозяйничали в Москве, Новгороде, пришла в … Грамота с к русским людям объединиться ради спасения родной земли. Тогда-то с горячим словом обратился посадский староста … , торговец … «Православные, не пожалеем животов наших, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим… Будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную веру…». Нижегородцы тут же выбрали … За «старшого человека», а начальником ратной силы решили призвать князя …
По инициативе … было решено отдавать …часть всего достояния каждой семьи, монастыря, церкви. И в других городах поступали также. Весь народ участвовал в подготовке ополчения, и ратные люди стекались в … , а затем в … Одновременно полководцы собирали вокруг себя … думу, вели переговоры со шведами и казаками, стоявшими под …
В … 16… года ополчение подошло к … , отбросило спешившее на помощь … войско, заняло город и осадило Кремль. В … голодные … вынуждены были капитулировать.
(Ответы: Красной площади, 1611 года, Нижний Новгород, Козьма Минин, скотом, Минина, Дмитрия Пожарского, Минина, пятую, Нижний Новгород, Ярославль, земскую, Москвой, августе, 1612, Москве, полякам, октябре, поляки)
Задание 3
Объясните значение слов и терминов.
Задание может выполняться в группах (вопросы даются каждой группе в конвертах и обсуждаются в течение 2 минут) или индивидуально.
- Что такое «смута»?
- Что такое «народное ополчение»?
Задание 4: Выберите из представленного ниже текста устаревшие слова и определите их значение.
В числе старост был Кузьма Минин. Был он ремеслом говядарь. Прежде он служил в ратной службе у воеводы Алябьева и маленько спознался с ратным делом.
Тут староста Кузьма Минин стал говорить к миру и сказал громко: «Православные люди! Коли нам похотеть подать помощь Московскому государству – не пожалеем животов наших, да не токма животов, дворы свои продадим, жен, детей в кабалу отдадим; будем бить челом, чтоб шли заступиться за истинную веру и был бы у нас начальный человек».
Задание 5
Инсценировать каждой из команд (или любого желающего) выше представленный фрагмент со словами К. Минина.
Рефлексия
Закончите предложение: «Самым интересным для нас (меня) было…».
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.