Развитие компетенций учителя начальных классов
До 2020 года будет реализован проект переподготовки и переаттестации работников образования. Условия современного мира направлены на трансформацию профессиональных компетентностей, и сфера преподавания не исключение. При этом вопрос переподготовки педагогов по некоторым пунктам образовательных стандартов остается открытым. Разберем на примере курса «Математика» для 1-4 классов, разработанном кандидатами педагогических наук Георгием Муравиным и Ольгой Муравиной, как современные пособия могут помочь повысить уровень профессиональной компетентности учителя начальной школы.Профессионализм учителя начальных классов
Новые требования затрагивают не только педагогическую направленность учителя. В современном стандарте прописаны трудовые действия, практические умения, знания, составляющие новую компетентность педагога. Речь идет, например, об обязательном знании специальных подходов к детям с особенными потребностями в образовании, или о готовности распознавать за непосредственными по форме обращениями детей серьезные личные проблемы.
Пока неясны способы оценки таких трудовых функций учителя начальных классов как «формирование мотивации к обучению» или «разработка и применение современных психолого-педагогических технологий». Однако с помощью новейших пособий и цифровых разработок в образовании уже сейчас можно приступить к формированию ключевых компетенций, не учтенных ранее в профессиональной подготовке.Совершенствование ключевых компетентностей на уроках математики
УМК «Математика» для 1-4 классов корпорации «Российский учебник» содержит учебники, рабочие тетради, проверочные работы (соответствующие ВПР), методические пособия и рабочую программу. Методические пособия доступны для бесплатного скачивания на нашем сайте.
Курс учитывает новейшие требования к педагогам начальных классов. Рассмотрим некоторые из них.
- Владение ИКТ-компетентностями
Цифровые версии учебников курса аналогичны печатным изданиям, но содержат также множество интерактивных дополнений, подходят для работы на интерактивной доске, компьютерах, личных гаджетах. Применение ЭФУ позволяет развить необходимую по стандарту общепользовательскую и общепедагогическую ИКТ-компетентность педагога. Электронные учебники представлены на платформе LECTA, апробировать их можно бесплатно. Для этого необходимо перейти на сайт Lecta.ru и воспользоваться кодом: 5books.
- Владение формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
В учебниках даны материалы для организации проектной и исследовательской деятельности. Примеры заданий:
Проект: «Единицы измерения площади». Выполни проект по плану
-
История развития единиц измерения на Руси (или в других странах).
-
Современные единицы измерения площади и соотношения между ними.
-
Способы измерения площадей фигур.
Исследование: Построй в тетради отрезок длинной 8 см. Раздели его сначала пополам, затем на 4 равные части, потом на 8 равных частей. Чему равна длина одной части отрезка в каждом случае? Какой вывод можно сделать?
В исследовательской деятельности важное место занимает формулировка гипотез. Все задания для исследований в рамках курса представлены таким образом, чтобы ученик формулировал ту или иную гипотезу в процессе выполнения.
- Объективное оценивание знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей
Пособия методического комплекта содержат множество заданий для промежуточного, тематического и итогового контроля знаний учащихся. Некоторые задания ориентированы на самоконтроль, а также легко могут быть использованы родителями для дополнительной проверки знаний.
- Формирование метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования
Многие задания курса имеют метапредметные результаты (например, школьник учится переводить с русского языка на математический). Некоторые вопросы связаны с географией, историей, обществознанием. Упражнения в учебниках и тетрадях помогают педагогу сформировать УДД, предусмотренные стандартами:
-
Работа со схемами, с планами, программами, решениями.
-
Изучение разных способов решения задач, поиск наиболее рациональных способов.
-
Чтение таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, в том числе применяемых в жизненных ситуациях.
-
Использование приемов самоконтроля.
-
Сравнение и классификация объектов.
Так, работая по учебной программе, педагог выполняет эти и другие требования, а также совершенствует свои компетенции.
Сайт авторов курса: http://muravins.ru
Предлагаем также познакомиться с прошедшими ранее вебинарами для педагогов начальных классов: