Профессии будущего: кем будут работать сегодняшние первоклассники?
Какие профессии будут выбирать школьники и как подготовить себя и учеников к тому, что привычные специальности рано или поздно изменятся до неузнаваемости.Около 65% сегодняшних школьников будут работать по специальностям, которых пока не существует, считают эксперты-футурологи The Future Laboratory. Мир вокруг нас меняется чем дальше, тем стремительнее: еще полвека назад социолог Алвин Тоффлер назвал его «быстро исчезающей ситуацией», и с тех пор прогресс только набрал обороты. Стремительно развивается наука, возникают новые отрасли производства, появляются новые профессии.
Итак, мы не знаем профессий, которыми овладеют наши сегодняшние ученики. Но это не значит, что нам придется обучать детей «вслепую». Проведя ряд крупных международных исследований, ученые сформировали точные прогнозы относительно того, какие специальности появятся и будут востребованы в ближайшие 20-30 лет. В 2014 году Московская школа управления Сколково совместно с Агентством стратегических инициатив представила Атлас новых профессий — альманах специальностей, которые сейчас звучат как научная фантастика, но уже через несколько лет станут частью нашей повседневной жизни.
Из этого атласа мы выбрали девять самых интересных, наш взгляд, профессий, к которым современный педагог уже может готовить сегодняшних учеников.
Принять участие в конкурсе «Снимаем видео о профессии»
В чем ошиблись писатели-фантасты?
В середине XX века человечество сделало серьезную ставку на космос. Станислав Лем предполагал, что в будущем одной из самых востребованных профессий станет звездоплаватель (космический пилот и экспедитор). Вопреки ожиданиям фантастов, освоение космоса проходит не так быстро, как предполагалось сто лет назад: космопилотов и космобиологов в вузах мира пока не готовят. Жизнь на других планетах обнаружить не удалось, да и долетаем мы до них с трудом.
Станислав Лем также изобрел профессию зоодизайнера — специалиста, который занимается восстановлением биологических видов после экологических катастроф. Пророчество писателя сбылось лишь отчасти: биоинженерия пока служит преимущественно медикам, а экологи продолжают заниматься либо функциональной поддержкой имеющихся видов, либо разработкой программ по сохранению флоры и фауны.
А вот в чем все фантасты оказались правы, так это в силе искусственного интеллекта. Уже сейчас умные машины управляют транспортом, помогают больным, обрабатывают массивы данных, строят, оперируют, обучают. Неудивительно, что многие профессии будущего напрямую связаны со сферой IT, робототехникой и управлением «умными» машинами.
Перейти в каталог продукции по литературе
Трансформации профессий
Необязательно летать в космос, чтобы работать по инновационной и увлекательной специальности. К 2025 году на планете найдется множество интересных дел, с которыми человечество научится справляться. Строго говоря, все профессии будущего — это модификации знакомых нам специальностей. Меняется угол зрения, появляется новый метод, ставится новая цель, как правило — более амбициозная и более срочная, чем в прошлом столетии. Ниже приведены апгрейды профессий, которые показались нам наиболее вдохновляющими.
Переводчик — цифровой лингвист
Эксперты Google и Abbyy предполагают, что через 10-15 лет мало у кого возникнет необходимость учить иностранные языки. Например, уже сейчас программа Skype Translator позволяет преодолеть языковой барьер, мгновенно распознавать и переводить речь собеседников на разные языки мира. Современные электронные переводчики разработаны на основе технологии машинного обучения: чем больше ими пользуются, тем больше они запоминают смыслов. Через несколько лет, хорошенько «обучившись» и расширив свой семантический словарь, электронные переводчики будут моментально переводить с учетом контекста и смысла. Чтобы свободно изъясняться на иностранном языке и понимать его носителей, достаточно будет загрузить программу в гаджет. А вот кому придется в совершенстве владеть языками, в том числе и языком программирования — так это цифровому лингвисту.
Чем заниматься? Разрабатывать и совершенствовать цифровые семантические словари, продумывать новые интерфейсы коммуникации между человеком и компьютером на естественных языках.
Перейти в каталог продукции по английскому языку
Старьевщик — специалист по ресайклингу (переработке)
Переработка и утилизация мусора — острейшая проблема современности. На данный момент наиболее действенный способ переработки — сжигание отходов и использование производимой при этом энергии. Особенно преуспели в этом деле Швеция и Япония. В Голландии, Германии и Франции реализуются проекты вторичной переработки отходов — например, переплавка пластмассы. Однако в будущем появятся новые материалы, в том числе и несгораемые. К тому же, опыт XX века показал, что научить человечество экономному потреблению крайне сложно, так что количество отходов на планете вряд ли уменьшится. Важная профессия будущего — профессиональный ресайклер, человек, который продумывает оптимальные стратегии переработки несгораемых материалов, пластмассы и синтетических тканей — максимально экономные и безвредные для окружающей среды.
Чем заниматься? Изучать свойства новых материалов, разрабатывать системы утилизации, оценивать экологические и экономические риски, составлять бюджет проектов по ресайклингу.
Год экологии в России. Ситуация на Байкале: реальность и домыслы
Пластический хирург — дизайнер человеческого тела
Успехи пластической и общей хирургии широко известны: современные медики способны почти на 100% восстановить ткани после тяжелых ожогов, выращивать новые ткани и даже печатать на 3D-принтере внутренние органы. То есть, медицина располагает всеми инструментами, чтобы моделировать тело человека в соответствии с принятыми стандартами красоты. Стремление преобразовывать реальность в соответствии со своим планом-проектом — это тренд, от которого человечество вряд ли откажется в ближайшие полвека. Эксперты Microsoft предполагают: вскоре биоинженеры будут не столько помогать людям выжить, сколько заниматься дизайном их тела, моделировать внешность и исполнять мечты об идеальной красоте.
Чем заниматься? Разрабатывать уникальные проекты по совершенствованию внешности человека; подбирать материалы для выращивания или печати тканей и внутренних органов; контролировать процесс создания материалов для трансплантации.
Перейти в каталог продукции по биологии
Инженер-строитель — проектировщик 3D-печати в строительстве
Еще о 3D-печати. Первые дома, в буквальном смысле напечатанные на строительном принтере, уже можно встретить в США, Дубае и Пекине. Например, одноэтажное офисное здание приятных округлых форм, общей площадью 250 тыс. квадратных метров, было построено в Дубае всего за 19 дней. Печать небольшой модульной виллы занимает сейчас не более 3 часов, а прослужит она, по прогнозу создателей, около 150 лет. В будущем, строительные компании будут остро нуждаться в инженерах, способных спроектировать модель конструкции и превратить ее в цепочку задач, которые поставят 3D-принтеру.
Чем заниматься? Проектировать модели конструкций, подбирать оптимальные материалы для печати, управлять сложными автоматизированными комплексами и сопровождать проект печати здания.
Перейти в каталог продукции по физике
Менеджер по развитию, тимбилдер — геймификатор
В сфере корпоративной культуры тоже обозначились некоторые устойчивые тренды, в частности — геймификация. Поколение Z — большие любители поиграть, причем не только в юном возрасте и не только в свободное от работы время. По мнению социологов, для человека будущего игра станет универсальным стилем жизни: карьера — как развитие своего персонажа, зарплата — как бонусные очки, создание семьи — как квест повышенной сложности. Сейчас в крупных успешных компаниях, таких как Abbyy, Яндекс и Infowatch, работают менеджеры по поддержанию корпоративного духа. Вскоре им на смену придут геймификаторы: они будут призваны разрабатывать сложные игровые системы, вовлекающие сотрудников и создающие дополнительную мотивацию к развитию.
Чем заниматься? Продумывать систему мотивирующих бонусов, разрабатывать игровые маршруты для сотрудников крупных компаний, геймифицировать процессы с целью укрепить мотивацию работников.
Принять участие в конкурсах объединенной издательской группы
Перинатальный хирург — IT-генетик
Перинатальный хирург — одна из самых рисковых, в то же время редких и востребованных профессий современности. По мнению экспертов The Future Laboratory и Microsoft, в будущем нам не придется делать сложные операции младенцам, находящимся в утробе матери — вместо этого мы будем моделировать геном человека еще до зачатия. Конечно, исключать возможность тяжелых наследственных заболеваний, пороков и трисомных изменений мы научимся не сразу — но, согласно сколковскому «Атласу новых профессий», коммерческие исследования генома ведутся уже сейчас, в том числе и в России (компании «Геоаналитика» и «Ген здоровья семьи»). В 2020 году генетические консультанты будут при помощи развернутых сверхточных скринингов продлевать жизнь пациентам: выявлять онко-маркеры, диагностировать наследственные заболевания и помогать составить индивидуальные молекулярные диеты. А формирование здорового генома на этапе планирования семьи — один из следующих этапов.
Чем заниматься? Проводить генетические анализы, выявлять и диагностировать наследственные заболевания, особенности метаболизма пациента.
Смотреть открытые уроки и занятия
Агроном — сити-фермер
Стремительно растущее население планеты с каждым годом становится все труднее накормить. Приоритетной задачей эксперты видят поиск возможности выращивать сельскохозяйственные культуры и разводить животных в городах. В 2012 году в Сингапуре открылась первая вертикальная ферма — сооружение, в котором созданы уникальные условия для сельского хозяйства. Планируется построить агронебоскребы в Южной Корее, Китае, США, Франции. В будущем этот тренд охватит весь мир. Агроном будущего — это талантливый и заботливый проектировщик вертикальных ферм, компактных житниц больших городов. Перед ним встанет задача вырастить экологически чистый урожай в условиях дефицита пространства и почвы.
Чем заниматься? Поиском новых способов эффективного использования небольших пространств для выращивания агрокультур; разрабатывать мини-экосистему, в которой будут сосуществовать разные сельскохозяйственные культуры.
Учителю географии и экологии: развитие сельского хозяйства РФ
Культуролог — личный тьютор по эстетическому развитию
Эксперты в области культуры и искусства есть и сейчас: они свободно ориентируются в культурном поле, досконально знают историю искусств, разбираются в стилях и направлениях. В будущем им предстоит стать личными консультантами, создателями программ эстетического развития — для конкретного индивида, для целой семьи, возможно — для школьного класса. Зачатки этой профессии мы можем заметить уже сейчас: многие музеи разрабатывают программы-путеводители по искусству разных государств и исторических периодов. В некоторых состоятельных семьях модно нанимать экспертов, чтобы те составили для детей списки рекомендуемой литературы, музейных программ и театральных постановок.
Чем заниматься? Исполнять обязанности личного гида по миру культуры: рекомендовать, рассказывать, показывать, помогать клиенту составлять карту взаимодействия с продуктами искусства. Отсекать лишнее и оставлять самое главное, чтобы не перегрузить клиента информацией.
Перейти в каталог продукции по искусству
Методист — разработчик образовательных траекторий
Уже давно ведется речь об индивидуальной образовательной траектории для каждого учащегося. Сейчас в школах всего мира эту задачу пытаются решить родители, педагоги, классные руководители, методисты — а в будущем, скорее всего, на их месте появится один компетентный разработчик обучающего маршрута. Его задача — рассчитать и построить образовательный трек для каждого конкретного учащегося, с учетом его психотипа и интеллектуального уровня. Кто знает, может быть, через двадцать-тридцать лет и в нашей российской школе на смену классно-урочной системе придет система образовательных траекторий, а учитель освоит роль онлайн-тьютора и личного консультанта?
Чем заниматься? Оперировать базой данных всех доступных образовательных курсов, программ, тренажеров, симуляторов, стажировок; выстраивать для каждого учащегося индивидуальный образовательный маршрут; по необходимости сопровождать учащегося в процессе обучения по составленному маршруту.
Зарегистрироваться на вебинары объединенной издательской группы
Где учиться профессиям будущего?
Прямо сейчас поступить в вуз на специальность «Адвокат в сфере робототехники» или «IT-генетик», конечно, нельзя: общество только недавно ощутило потребность в таких специалистах, производство ценных кадров пока не поставлено на поток. В то же время, проанализировав отечественную систему высшего образования, эксперты АСИ и Сколково с уверенностью называют российские вузы, в которых, скорее всего, раньше всего начнут готовить инновационных специалистов.
Хотите заниматься генетикой и биоинженерией? Поступайте в РНИМУ им. Пирогова, медицинский институт им. Сеченова, Смоленскую или Новосибирскую медицинскую академию. Мечтаете сделать прорыв в робототехнике? Вас ждут МИСИС, МФТИ, МГТУРЭА. Чувствуете в себе задатки сити-фермера или эксперта-эколога – нужно учиться в Томском политехническим университете, на биофаке МГУ или в аграрном университете им. Тимирязева. Лучших программистов и специалистов в области искусственного интеллекта на данный момент готовят МГУ и Высшей школе экономики. В общем, у будущих студентов есть шанс, поступив в достойное высшее учебное заведение, совершить прорыв и стать первыми в актуальной инновационной отрасли. Но, конечно, кроме знаний здесь потребуются и особые свойства личности.
Как учить профессиям будущего?
Что может сделать школьный учитель, чтобы воспитать профессионала будущего? Эксперты выделили ряд надпредметных компетенций, которые через двадцать лет будут нужны всем: и экономистам, и изобретателям, и дизайнерам, и экологам.
1. Системное мышление. Во всех отраслях нужны стратеги — те, кто осознает связи между разными процессами и явлениями, умеют просчитывать возможные последствия принимаемых решений — не только для твоей отрасли, но и для всего человечества. Поэтому важно научить школьников мыслить далеко за пределами выбранной узкой специальности и не терять ощущения того, что все в мире взаимосвязано.
2. Методы вместо знаний. Современные технологии позволяют не держать в голове всю необходимую информацию: для этого есть базы данных, электронные справочники и роботы с идеальной памятью. Важнее использовать свой мозг как инструмент: рассуждать, опровергать, сопоставлять, выходить за рамки предложенных условий, мыслить критически и, при необходимости, парадоксально. Именно этому стоит учить сегодняшних школьников.
3. Бережливое производство. Крайне важно с детства сформировать у будущих профессионалов уважительное и разумное отношение к ресурсам. Использовать все, что может быть использовано, извлекать максимальную пользу из всякого материала или процесса — это умение поможет всем, кто через десятки лет будет разрабатывать новые способы производства.
4. Автоматизация. Парадокс, но профессионал будущего должен быть отчасти ленив: только ленивый, чтобы не совершать лишних движений, готов осваивать новые, более удобные способы действий, делегировать часть своей работы умным машинам. Чтобы научить этому детей, педагог может подать им пример: не бояться нового, идти в ногу со временем и пользоваться всеми новшествами, придуманными для облегчения его труда.
5. Глобализация. Не сразу, но очень скоро границы между государствами станут условными. Совершенно естественно, что человек будущего должен быть готов жить в мультикультурном обществе, принимать разные системы ценностей и выполнять свои задачи с учетом их многообразия. Старайтесь воспитывать толерантных и гибких граждан, способных уважать иные культуры, не теряя при этом свою.
6. Человечность. В Атласе новых профессий это качество называется клиентоориентированностью — но мы хотим, чтобы сегодня педагоги разглядели за этим словом главную цель, ради которой будут творить биоинженеры, фермеры, личные консультанты и проектировщики. Работать ради человека, а не во вред человеку — основной принцип будущего. Мы не можем научить детей моделировать геном, но можем научить их тому, насколько драгоценна человеческая жизнь.
Александра Чканикова
Источники:
«Все работы хороши: профессии будущего». Журнал «Поп-механика», №9/2010 г.
Атлас Новых профессий: официальный сайт
«10 Jobs Graduates Will Be Applying for from 2026». Газета «Independent», 8 авг. 2016 г.