Сценарий праздника «Встречаем озорную масленицу»
Проект "Масленица широкая" рассчитан на дошкольный возраст от 3 до 7 лет. Им может воспользоваться педагог любой дошкольной возрастной группы, адаптировав его для детей определенного возраста. При разработке проекта были учтены принципы организации детской деятельности, требования к развивающей среде, прописаны мероприятия с родителями, разработаны или подобраны конспекты по проекту с указанием первоисточиков, предложены положения к конкурсам, подобрана художественная литература, составлена картотека масленичных игр, комплексы утренней гимнастики, глоссарий методической и художественной литературы, к которому можно обратиться при реализации проекта.
Участники: дети, родители, воспитатели, узкие специалисты.
Тип: педагогический, познавательный, игровой.
Масштаб: 2 недели, краткосрочный
Актуальность: «История Родины - это зеркало, в котором отображено все наше прошлое, настоящее и будущее, собранное в едино. Лишь человек знающий прошлое своей цивилизации, страны, семьи, племени, рода - может считаться частью всего ниже перечисленного. Человек, не знающий своего прошлого, обречен.» Ирек Биккин. Дошкольный возраст - благоприятный период для приобщения детей к истокам народной культуры, способность возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Устное народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является «Масленица». Здесь всегда находятся желающие силой потягаться, удаль свою показать, вкусными блинами угоститься, да песни попеть. Масленица один из самых радостных и светлых праздников на Руси. Приобщая детей к истокам русской культуры, мы даём им возможность понять всю глубину, широту и смысл этого праздника. Поэтому был разработан проект «Масленица».
Цель:
- Объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
- Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;
- Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
- Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задачи:
- Формировать представление о традициях России
- Закрепить теоретические знания о русском костюме, о предметах быта, о ремеслах и видах прикладного искусства.
- Познакомить с народными играми и художественным литературным и музыкальным материалом по теме.
- Способствовать формированию активной жизненной позиции по бережному и уважительному отношению к Родине, ее представителям.
- Создать условия для объединения и активного вовлечения всех участников обр. процесса общей деятельностью.
- Обогатить предметно-развивающую среду группы и участка ДОУ выставками, мини-музеями по теме.
Стратегия деятельности и механизмы реализации.
- 1 этап - организационный: 1 неделя
- 2 этап - внедренческий: 1 неделя
- 3 этап - итоговый: 1 неделя
Ожидаемый результат:
- Сформированность активной позиции как представителю своей страны
- Сформированность знаний о традициях и особенностях русского народа.
- Увеличение сплоченности всех участников проекта
Формы работы
Образовательная область |
Задачи |
Содержание |
Результат |
Физическое развитие |
Овладение детьми элементами хороводных и подвижных игр в разных видах деятельности, способствование накоплению практического двигательного опыта. |
Тематическая утренняя и просыпательная гимнастика, занятия физической культурой, хороводные и подвижные игры на прогулке, индивидуальная работа в течение дня, пальчиковые игры, самостоятельная деятельность в течение дня |
Конспекты картотека подвижных игр |
формирование предпосылок здорового образа жизни, активного время провождения |
Беседы об активном проведении отдыха, организации двигательной деятельности, правилах приема пищи |
Картотека Перечень Схемы |
|
формирование ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих, стремления к позитивному активному отдыху. |
Беседа, самоконтроль, схемы правил безопасного поведения на улице, в помещении, при проведении подвижных игр и упражнений. |
Перечень Схемы |
|
Социально-коммуникативное развитие |
актуализация знаний о традициях России, предметах быта, костюмах, как общественном событии |
Беседы, коллажи, фризы, альбомы, мини-выставки, просмотры мультфильмов, встреча с интересными людьми, экскурсии на стадион. |
Конспекты, шаблоны, коллажи, альбомы, наличие фонотеки мультфильмов |
|
пополнение и обогащение понятийного словаря по теме «Традиции, быт, праздники, костюмы, прикладное искусство» |
Беседы, составление мини-рассказов, рассматривание альбомов , фотоальбомы, выставки, мини-музей по теме» |
Альбом, мини-книжки |
формирование созидательного отношения к окружающему миру, формирование произвольности при произведении волевых усилиях |
Выставки поделок в разных техниках, коллажей, |
выставки |
|
художественно-эстетическое развитие |
содействие становлению знаково-символической функции, развивать моторику, знакомить с народным прикладным искусством, с основными элементами, формами, техникой исполнения. |
Рисование, аппликация, лепка, коллажи, композиционные смешанные работы, лепка скульптур из снега, оформление музейных композиций, организация мастер-классов по изготовлению атрибутов праздника |
Творческие работы |
формировать практический двигательный опыт, чувства ритма, такта, знакомить с движениями русского танца, с фольклорными музыкальными произведениями |
Утренняя гимнастика под музыку, час игры, динамический час с народными подвижными играми, развлечение «Широкая масленица» |
Конспекты, подборка музыкального сопровождения |
|
Речевое развитие |
знакомство с литературой как источником информации, закреплять представление о жанровых языковых особенностях пословиц, поговорок, попевок, сказок. |
Выставки, чтение, заучивание, сочинительство, составление рассказов, |
Творческие работы, картотека художественных произведений по теме |
Познавательное развитие |
Познакомить детей с устным народным и декоративно-прикладным творчеством, традициями и особенностями русского быта, способствовать расширению кругозора, накоплению положительного социального опыта |
Беседы, чтение, выставки, мини-конференция, просмотр энциклопедий, просмотр презентаций о масленице. Игра «Умники и умники» |
Конспект, презентация |
План работы
№ п/п |
Мероприятия |
Цель |
Содержание |
Предполагаемый результат |
Сроки проведения |
1. |
Подготовительный |
|
|||
|
Работа с педагогами и родителями |
|
|||
1.1. |
Беседы с родителями «Нужно ли знакомить детей с традициями» |
Выявить уровень знаний об изучаемой теме, определение направлений деятельности |
Анкета |
Сбор информации |
1-я неделя. |
1.2. |
Создание творческой группы для подготовки и проведения общих мероприятий |
Методическое обеспечение проекта |
Изучение методической литературы, интернет источников Разработка мероприятий |
Конспекты мероприятий |
1-я неделя. |
1.3. |
Анализ условий и предметно-развивающей среды, разработка плана его пополнения, определение финансовых затрат |
Создать условия для реализации поставленных задач. |
Создание и приобретение пособий и дидактических материалов, |
Фотографии |
1-я неделя |
|
Работа с детьми |
||||
1.4. |
Вечер вопросов и ответов «Что мы знаем о Руси, быте, традициях, праздниках» |
Выявить уровень знаний об изучаемой теме |
Анкета |
Сбор информации |
1 неделя |
1.5. |
Разработка совместного мини-плана «Как мы можем это узнать, и кто нам может помочь» |
Формировать мотивированное целеполагание и умение осуществлять предварительное планирование деятельности |
План, оформленный в календарь мероприятий |
Календарь мероприятий |
1 неделя |
2 |
Основной (приложение № 2) |
||||
2.1. |
Работа с детьми |
||||
|
Работа по обогащению знаний о традициях страны |
Закрепить теоретические знания о традициях России |
Беседы, Чтение, Просмотр мультфильмов |
Календарь мероприятий, Коллажи, альбомы, Выставки, |
2 неделя |
|
Работа по обогащению представлений о костюмах, народных праздниках, оберегах, ремеслах |
совершенствовать и обогащать знания |
Разные виды деятельности: игры, художественное творчество, чтение, прослушивание музыкальных произведений, беседы, |
Коллажи, Альбомы, выставки, картотека произведений
|
2 неделя |
|
Работа по социализации ребенка, повышению уровня знаний о социально значимых мероприятиях |
Дать представление о Масленице. Познакомить с особенностями проведения, предпосылками, традициями, символами |
Беседы, Встречи, Экскурсии интеллектуальные и игровые конкурсы |
Конспекты |
2 неделя |
|
Работа с родителями: |
||||
|
Обогащение среды |
Способствовать формированию активной жизненной позиции. Создать условия для объединения и активного вовлечения всех участников образовательного процесса общей деятельностью. Обогатить предметно-развивающую среду групп мини-музеями, мини-выставками, и участка ДОУ постройками |
Подбор материала, |
коллажи, альбомы, выставки, литература на спортивную тематику (художественная и энциклопедическая), |
1-2 неделя |
|
Создание условий |
Акция «В старину былиную» |
Мини-музей «Русский костюм», «Мастерство народное», «Предметы помощники» |
1-2 неделя |
|
3 |
Заключительный |
||||
3.1 |
Итоговое мероприятие |
Закрепление знаний, формирование активной жизненной позиции, уважения к традициям страны |
Широкая Масленица |
конспекты |
2 неделя |
|
Работа с родителями |
||||
3.2. |
Анкетирование «Результат реализации проекта» |
Выявить уровень удовлетворенности организованной деятельностью |
Анкета |
Определение перспектив работы |
3 неделя |
3.3. |
Освещение результатов проекта в СМИ |
Информация в СМИ (на сайте) |
3неделя |
||
|
Работа с педагогами |
||||
3.4. |
Обработка и оформление материалов проекта |
Подведение итогов, определение перспектив |
Проект |
- проблемно-ориентировочный самоанализ; |
3 неделя |
3.5. |
Обобщение опыта и его представление |
Определение перспектив дальнейшей работы по проекту. |
Реклама презентационных материалов проекта на сайте учреждение. |
Презентация на сайте |
3 неделя |
3.6. |
Оформление и распространение методических разработок. |
Повышение педагогической компетентности педагогов |
Проект |
Участие в конкурсном движении |
3 неделя |
|
Работа с детьми |
||||
3.7. |
Конкурс рисунков «Ай-да Масленица, ай-да веселуха» |
Выявить уровень удовлетворенности организованной деятельностью |
В разных техниках и с использованием различного материала «Ай-да Масленица, ай-да веселуха» |
выставка работ по теме проекта |
7 неделя |
Образовательно-мотивационная ситуация для детей: просмотр мультфильма «Ишь ты, масленица». Что это за праздник, откуда он взялся, какие у него традиции и символы. Что мы о нем знаем, а как можем узнать, кто нам в этом поможет. Что нужно, чтобы он и для всех нас стал праздником
Комплексно-тематический план работы с детьми по проекту (основной этап)
День недели |
Совместная деятельность |
Самостоятельная деятельность |
Взаимодействие с семьей |
||
Непосредственно-образовательная деятельность |
Совместная деятельность в режимные моменты |
||||
|
Тема недели «Широкая масленица» |
||||
2 |
П |
Беседа «Ай-да масленица» Просмотр презентации, Рассматривание произведения Кустодиева «Масленица» |
Утренняя гимнастика по мотивам сказки «Федорино горе» Утро радостных встреч «В нашей избе гостям рады, друзьям рады» Беседа «Быт на Руси», «Гуляем, запеваем, Масленицу зазываем». Просмотр презентаций «Быт русского народа», « Красный угол» Д\и «Масленичный стол», «Накрой стол», «Угадай, что задумал», «Угадай, для чего» П\и «Березонька, выручай», «В углы», «Горшки», «Маланья», «У дедушки Трифона», « Терем», «Золотые ворота», «Туесок, чугунок, сито» Творческая мастерская: Ярмарка посуды Выставка «Посуда на Руси» Выставка иллюстраций к народным сказкам Макет «Русская изба» Разыгрывание стиха «Повар, повар, поварёнок! Чтение «Федорино горе». Мультфильм: русские народные сказки Оркестровая игра «Игра на ложах» С\р игра «Встречаем гостей» |
Творческое оформление поделок «Посуда», Рисование «Русская изба»
Игра драматизация «А у нас в избе» |
Конкурс «Солнышко», Подбор материала для выставки «Русская изба», Помощь в создании макета Анкетирование «Что мы знаем о праздниках и традициях Руси» Памятка «Человек, не знающий своего прошлого, обречен»
|
В |
«Рисование «Русский народный костюм», работа над заучивание закличек, попевок к празднику, разучивание хороводных игр |
Утренняя гимнастика «Ниточка, иголочка» Утро радостных встреч «Наряды» Беседа «Русский костюм», Рассматривание альбома «Элементы костюма» Выставка «Русский костюм» Выставка «Золотые руки: кружева, шали, варежки…..» Альбом «Ткани» Чтение иллюстрированных русских народных сказок. С\р игра «Ателье» Рассматривание картины А.Малюкова «Портрет Александры Федоровны», Васнецова «Аленушка», «Снегурочка» Рассматривание произведения Мерцаловой «Поэзия народного костюма» П.и. «Заря – заряница», «Кружева», «Ниточка, иголочка», « Ты, ниточка, вертись», «Наш платочек голубой», «Узелок» Д.и. «Составь костюм», «Ткани и костюмы», «Придумай узор для платка», Творческая мастерская: рисование «Василиса - краса», «Сапоги скороходы», «Украшение сарафана и рубахи» Аппликация, рисование бисером, бусинками «Головные уборы» Чтение произведения К.Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», русской народной сказки «Как старуха лапоть нашла» Прослушивание русской народной песни «Ой, ниточка тоненькая» Просмотр мультфильма «Царевна лягушка», «Два богатыря» Викторина «Сказочные наряды» |
Раскрашивание заготовок по костюмам, создание кокошника,
Оформление мини-выставки собственных работ.
|
Помощь в организации выставки. «Одежда на Руси», помощь в создании альбома «Ткани», «Одежда» Встреча с интересными людьми: швеей |
|
С |
Беседы: «История промысла», «Игрушки из бабушкиного сундука», Чтение главы «Расписная прялочка» из произведения Е. Осетров «Краса ненаглядная», Рисование «Гжель», «Хохлома» по выбору детей |
Утренняя гимнастика «Мастера и мастерицы» Рассматривание альбомов с росписью. Выставка предметов декоративно-прикладного искусства Составление описательного рассказа «Предметы из бабушкиного сундука» С\р игра «Магазин» сюжет: лавка с игрушками, мастерские Д\и «Узнай узор по описанию», «Обведи элемент», «Русский сувенир», «Найди такую же», «Продолжи пару» Чтение «Госпожа метелица», «Хаврошечка» Настольная игра: «Народные промыслы» Подвижная игра «В смолу», «Царь Горох», «дед Андрей», «Где был Иванушка» Оформление выставки « Золотые руки мастеров» Творческая мастерская: изготовление карты «Народные промыслы России» Создание коллажа «Хоровод матрешек» Опыты с глиной: сравнение качеств глины с качествами дерева. Познавательный вечер «В гости к русским мастерам» Воспитание детей на традициях народной культуры: программа, разработки занятий и мероприятий /авт. – сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008. - ИЕ.Ю. 98 – 107с. Танцевальные импровизации под музыку Спектакль «Как на масленичной неделе» Просмотр сказки «Марья искусница» |
Д\и «Составь узор», самостоятельная творческая деятельность в Изо-уголке, Оформление коллажа сделано руками мастеров» |
Мастер класс «Народная кукла», «Оригами», «Соленое тесто», «Вазы» Полочка красоты Изготовление снежных построек Встреча с интересными людьми «Мамы - мастерицы» |
|
Ч |
Беседа «Традиции на Руси»
Изготовление куклы пеленашки. |
Утренняя гимнастика «куклы, куколки» Беседа «Обереги на Руси», «Защити себя сам» о приметах дарения (при изготовлении думаем о том, кому делаем оберег, события для подарка…) Знакомство с элементами орнамента: солярисы, хляби, поле, ромб с точкой, крин, тотемные знаки. Рассматривание иллюстраций, фотографий непосредственно оберегов. Рассматривание выставки «Камни», Д\И « Собери оберег», « Чего не хватает?» П\и «Подкова, выручай»; «Ловишки с оберегом»; «Колпак», «Гори, гори ясно», «Кто знает, пусть дальше продолжает» Составление связных рассказов «Письмо Нафане» Творческая мастерская: изготовление браслета « Дружбы», изготовление из бросового материала оберега группы. Раскрашивание украшения (кулона), Создание коллажа «Необычные обереги» Чтение сказки Афанасьева «Василиса прекрасная», «Три орешка для Золушки», «Царевна-лягушка», Бажов «Золотой полоз» Организация мини музея «Домовые» Викторина «Такие разные обереги» Оформление выставки «Украшения» Просмотр м/ф «Домовенок Кузя» Экскурсия в музей камня Акция «Подарок другу» Выставка «Самодельные украшения» С\р игра «Магазин украшений», «собираемся на день рождение». Ком. игра «Покажи, мы угадаем» Просмотр сказки «Илья Муромец» |
Д\и «Сложи по образцу», «Найди такой же» Рассматривание предметов на полочке красоты. Самостоятельная деятельность в ИЗО уголке по образцам в разных техниках и с различным материалом |
Организация странички «Мой талисман»
Оформление участка детского сада к празднику. |
|
П |
Совместная деятельность «Путешествие по стране Русь величавая» - Мастерская Марии искусницы. - Терем Василисы Премудрой –квест игра - В чистом поле с Ильей Муромцем. - На лесной поляне с Зимушкой Зимой - В горнице у Федоры |
Утренняя гимнастика «Масленичные игры» Утро радостных встреч «Доброе слово и кошке приятно» Выставка поделок за неделю Беседы и повторение потешек и поговорок о празднике «Весна идет», «Широкая масленица». Рассматривание масленичной куклы, завязывание узелков на желание. Х\и и п\и «Чепуха», «В смолу», Гори, гори ясно», «Царь Горох» - по желанию детей Украшение участка игрушками самоделками. Наблюдение за весенними изменениями в природе, с повтором речевок, запевок, пословиц. Спортивные игры и упражнения: катание на санях. Праздник «Широкая масленица» Катание на лошадях Чаепитие с блинами Беседа о семейных традициях Минута подарков. Викторина «Ай-да , масленица» |
Творческая мастерская по желанию |
Участие в праздничных мероприятиях
Мини-книжка подарок «Блины и блинчики» |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.