Проблемы первоклассников. «Ступеньки к школе» – развиваем ребенка в детском саду и дома
Летом 2019 года корпорация «Российский учебник» завершила составление линейки «Ступеньки к школе» для детей 3-7 лет. Теперь набор из 21 тетради позволяет обеспечить всестороннюю подготовку ребенка к первому классу. Тетради можно использовать в комплекте или выборочно, в детских садах и дома. Представляем вам основные принципы эффективного развития ребенка и диагностики его школьной зрелости, на которые ориентировались создатели проекта, эксперты Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких и Татьяна Филиппова.
Как избежать проблем в первом классе?
Отсутствие школьной зрелости — источник серьезных трудностей: неуспешности, отсутствия мотивации, усиления психосоматических и хронических заболеваний. Причем неготовность далеко не всегда очевидна. Вот несколько «обманных» ситуаций, которые могут привести к неприятным последствиям.
- Ребенок очень хочет в школу. Разумеется, желание ребенка изменить свой социальный статус и стать первоклассником — важный фактор готовности. Но учтем, что большинство детей 6-7 лет в любом случае хотят в школу, и если ребенок туда просится, это вовсе не значит, что он готов. Возможна следующая ситуация: в сентябре и октябре первоклассник чувствует энтузиазм и учится хорошо, а далее, ввиду физиологических причин, начинаются сложности, ситуации неуспешности, негатив, конфликты — и так по нарастающей. Получается положение, из которого очень непросто найти выход.
- Ребенок кажется достаточно зрелым. Юный спортсмен может оказаться не готов к школьным нагрузкам — как, причем, и потенциальный вундеркинд. Потому что школа — это не только новый уровень ответственности и знаний. Это еще и общение с педагогом, и самоконтроль. Ребенок может прекрасно справляться со спортивными нагрузками, но быть не в состоянии высидеть урок: выдержать позу, не отвлекаться — просто из-за своих возрастных физиологических особенностей. Школьная зрелость — комплексное явление: имеют значение и физические, и умственные, и когнитивные факторы.
- Родители боятся упустить время. Некоторые родители со страхом задаются вопросом: что будет, если подождать год? Плохого — ничего. Ребенок останется ребенком — все таким же родным и любимым. При этом он несколько изменится физически. И, что особенно важно, но менее заметно: его возможности кардинально возрастут. У него будет больше сил, знаний и других ресурсов, чтобы стать успешным в учебе.
Так что же делать? Как определить, готов ребенок или нет? Нужна профессиональная диагностика. Родители не должны проводить ее самостоятельно, даже если вся подготовка велась на дому. Сторонний эксперт гораздо точнее, непредвзято оценит уровень развития ребенка. К слову, родители-педагоги сами обращаются за диагностикой к коллегам. Мамам и папам остается заниматься непосредственно развитием будущего ученика и следить за его прогрессом. В комплекте «Ступеньки к школе» представлены универсальные карты наблюдений за детьми разных возрастов и карта углубленного диагностического обследования для профессионалов.
Что должен уметь успешный первоклассник?
Факторы, которые рассматриваются при диагностике:
- Поведение в социуме и коммуникативные навыки.
- Уровень развития мышления и познавательная деятельность (в том числе внимание, память, восприятие пространства).
- Речевые навыки.
- Художественно-эстетические восприятие, способность к воспроизведению и творчеству.
- Физические данные.
Как и в школьной учебе, в дошкольном развитии все взаимосвязано. Например, для того, чтобы научиться писать, ребенку необходимо получить пространственные представления, научиться рисовать фигуры, и только тогда ему не составит труда изобразить букву по заданному алгоритму и многократно ее повторить. Кстати, о письме. Важно на раннем этапе определить, какая рука у ребенка ведущая (только малый процент людей умеет одинаково хорошо работать двумя руками). Простых наблюдений недостаточно, нужно проводить тесты, поскольку иногда левша выполняет бытовые действия правой рукой, и наоборот.
Приведем простой тест. Листок делится на две половины. На правой стороне ребенок должен рисовать правой рукой, на левой стороне — левой рукой. И там, и там нужно изобразить одинаковые объекты: дом с трубой, дым из трубы, 10 крестиков в несколько строк. Разница в результатах обычно очевидна.
Обсуждая результат с ребенком, не нужно говорить, что тут у него получилось хорошо, а там — плохо. Если, например, крестики расползлись по всему рисунку, значит они... снежинки. Вообще ребенку необходим положительный настрой. Хорошо, если на каждом занятии педагог находит, за что похвалить ученика — ситуации успеха невероятно важны для мотивации. При этом не стоит врать и делать похвалу на пустом месте (дети чувствуют подлог и теряют доверие к такому взрослому).
Предрасположенность к работе левой рукой сегодня уже не оценивается как проблема, левшей больше не переучивают. Главное вовремя выявить эту особенность, чтобы учить ребенка писать так, как ему будет удобнее. Но есть другие особенности, о которых родителям стоит задуматься. 80% — столько детей 5-6 лет в наши дни нуждаются в занятиях с логопедом. При этом некоторые родители уверены, что картавость — индивидуальная особенность, с которой не стоит ничего делать. Но скажет ли ребенок «спасибо» за сохранение этой особенности в подростковом возрасте?
Отметим также одну из главных мировых тенденций в работе с дошкольниками: развитие эмоционального интеллекта. Умение распознавать эмоции окружающих людей, умение понимать собственные эмоции, находить им названия и объяснения — необходимый элемент комфортного и плодотворного существования в социуме. В Сингапуре, например, где современному образованию уделяется огромное внимание, эмоциональный интеллект развивают с самого раннего возраста.
Но не во всем, конечно, стоит ориентироваться на зарубежные модели образования. Выступая за ранний переход в школу, родители ставят в пример Европу, где дети идут в первый класс с 6, а в некоторых случаях и с 5 лет. Тут важно понимать, что в России другая программа: она интенсивнее, чем в других странах, шестилетние ученики ее часто «не тянут». А ребенок успешен, когда у него многое получается, когда ему интересно — без этого не поможет никакая настройка на мотивацию.