Применение ЭОР на уроках физики
Физика — один из самых сложных школьных предметов, как для понимания, так и для преподавания. К счастью, активное применение электронных образовательных ресурсов (ЭОР) на уроке физики позволяет облегчить работу педагога, стимулировать мотивацию учащихся и с легкостью привести качество преподавания физики в соответствие с высокими современными стандартами.Возможности современных электронных средств обучения достаточно широки, чтобы разнообразить учебный процесс и сделать его более увлекательным для любого учащегося, даже наименее мотивированного к изучению физики. Педагоги отмечают, что использование цифровых образовательных ресурсов на уроке позволяет им делать акцент на такие формы работы, как наблюдение, конструирование, математическое моделирование — а значит, уроки с применением ИКТ значительно лучше решают задачи обучения в рамках системно-деятельностного подхода. Регулярное использование ЭОР на уроках открывает новые возможности для учеников и украшают личные портфолио педагогов.
Наиболее эффективная стратегия использования ЭОР на уроках физики — применение различных цифровых инструментов на каждом этапе работы. Давайте рассмотрим некоторые примеры использования возможностей ЭОР.
Подготовка к уроку. Уровень современных электронных средств обучения достаточно высок, чтобы каждый педагог мог с легкостью освоить передовые методики преподавания. Использование ЭОР позволяет быстро подбирать, компоновать материал к уроку, создавать собственные уникальные модели учебных занятий. При конструировании уроков с помощью ЭОР педагоги применяют разные формы организации учебной деятельности, учитывая интересы одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и всех, кто обучается по индивидуальному плану.
Работа с информацией. Попросить учеников на уроке найти необходимую информацию в Интернете — полезный прием, который активно используется педагогами и действительно способствует формированию информационной грамотности учащихся. Однако Интернет представляет собой неконтролируемый поток данных, в котором бывает сложно разобраться. Чтобы работать только с достоверными фактами, можно использовать электронную форму учебника. Например, электронные учебники цифровой платформы LECTA снабжены расширенной справочной базой по каждой теме. В учебнике работает сквозная система поиска: набранное в поисковике слово или словосочетание ищется во всем тексте учебника, все результаты поиска оперативно выводятся на дисплей. Эта возможность дает педагогу определенный простор в области постановки учебных задач.
Иллюстративный материал. Не нужно тратить время, подбирая иллюстрации к уроку в Интернете, или пользоваться старомодными плакатами. Объясняя новую тему с опорой на ЭФУ, вы всегда можете проиллюстрировать свои слова видеофрагментами, презентациями и образцами записи, которые уже встроены в структуру параграфа.
Например, ключевая тема измерительных приборов в электронном учебнике для 7 класса (УМК А. В. Перышкина) проиллюстрирована короткими видеороликами. Достаточно вывести их на интерактивную доску — и учащиеся увидят, как узнать цену деления прибора.
Эксперимент. Физика — это наука, которую крайне сложно преподавать без демонстрационного эксперимента. Мультимедийные презентации, видеоролики и интерактивные приложения позволяют вызвать у каждого ученика чувство сопричастности с экспериментом, который демонстрирует учитель. К примеру, использование интерактивной модели в сочетании с наблюдением за действиями учителя, повторение в виртуальном пространстве действий учителя дают наиболее глубокое понимание сути различных физических явлений и процессов.
Лабораторные и практические работы. Применение ЭОР на уроках физики не заменит полноценных лабораторных работ, но может существенно облегчить их проведение. Видеоролики с записью практических опытов педагог может использовать как при подготовке к лабораторной работе, так и непосредственно во время ее проведения: педагог выводит видео на мультимедийный экран и предлагает учащимся сверять свои действия с записанными. Также использование видеороликов и интерактивных моделей незаменимо в том случае, когда уровень технического оснащения физической лаборатории не позволяет педагогу продемонстрировать классу наиболее эффектный опыт.
Например, выполняя с классом стандартный опыт с вертушкой (тема «Конвекция», 8 класс, УМК . В. Перышкина), можно сначала показать им короткий видеоролик. Другой вариант — использовать его в качестве самопроверки после того, как опыт выполнен.
Решение задач. Отрабатывать практические навыки решения задач при помощи ЭФУ можно в увлекательной, соревновательной форме. Каждый ученик решает задачу на своем электронном устройстве, в случае неверного подсчета система указывает учащемуся на ошибку, и он может исправить ее, не отвлекая педагога и не «выпадая» из соревновательного процесса.
В целом, есть три способа организовать работу над рутинными образовательными задачами с использованием ИКТ:
А) Распечатать варианты задач из ЭФУ и раздать учащимся;
Б) Вывести задание на интерактивную доску и решать с доски во фронтальном режиме или в режиме «круглого стола»;
В) Создать виртуальный класс. Каждому ученику дается доступ к виртуальному классу, учитель выступает в роли модератора, раздавая задания и контролируя их выполнение. Можно позволить ученикам работать из дома, кооперироваться, помогать друг другу — а на уроке потратить время только на обсуждение результатов.
Контроль и оценка. Именно при организации контроля полезно пользоваться электронными средствами обучения, например, цифровым сервисом «Контрольная работа» платформы LECTA. Например, чтобы провести итоговую контрольную работу в 7 классе (УМК Грачева), достаточно просто указать число вариантов, и система сгенерирует их сама, педагогу остается только распечатать нужное число экземпляров.
ЭОР позволяют педагогу быстро организовать контрольную работу в форме тестирования, викторины или творческого задания, а также оперативно собрать данные о результатах. К тому же, при выполнении каждого задания ученик может быстро получить обратную связь, объективную и лишенную негативных эмоций (недовольства, разочарования) в случае, если он допустил ошибку. Таким образом, на каждом занятии ученик подкрепляет привычку самоконтроля.
Так выглядит страница ЭФУ с контрольной работой (УМК Перышкина, 7 класс), когда ученик неверно ответил на вопрос теста. Можно вывести на дисплей правильный ответ, но лучше сначала попробовать еще раз найти верный ответ самостоятельно.
Электронные учебники и бесплатные сервисы LECTA для учителей и учеников доступны на lecta.rosuchebnik.ru. Обновите ссылку в своих закладках!
Электронные учебники и сервис с интерактивными презентациями к урокам «Классная работа» доступны в Вашем личном кабинете (my.rosuchebnik.ru).
Еще не пользуетесь продуктами и сервисами LECTA? Зарегистрируйтесь и активируйте промокод rosuchebnik. Вы сможете получить бесплатно пять учебников и загрузить готовые презентации для занятий.