Придумываем задачи
Разработки уроков (конспекты уроков)
Линия УМК М. И. Башмакова. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Закрепление умения восстанавливать задачу по схеме и рисунку, краткой записи и рисунку, записи решения и рисунку.
Задачи урока
- Формировать умение работать с информацией, представленной в разных видах.
Закреплять умения складывать однозначные и двузначные числа, вычитать однозначное число из двузначного, выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток.
Закреплять понятие «круглое число» и выполнять действия с круглыми числами в пределах 100.
Закреплять умение восстанавливать задачу по схеме и рисунку, по краткой записи и рисунку, по записи решения и рисунку.
Закреплять умение работать с таблицей.
Способствовать формированию умения выбирать арифметическое действие для решения текстовой задачи.
Закреплять понятия «сумма» и «разность».
Закреплять умение составлять выражения на сложение и вычитание с помощью цифр и знаков арифметических действий.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать внимание, наблюдательность, логическое мышление, кругозор, математическую речь учащихся.
Виды деятельности
- Сложение и вычитание в пределах 100.
Выбор записей, в которых ответом является круглое число.
Расположение разностей в порядке увеличения результатов.
Расположение сумм в порядке уменьшения результатов.
Составление задачи по схеме, иллюстрирующей её условие.
Выбор арифметического действия для решения задачи.
Установление соответствия между схемой к условию задачи и её решением.
Выбор схемы, соответствующей условию задачи.
Запись равенства для решения текстовой задачи.
Выбор ответа задачи.
Установление соответствия между значением выражения и буквой.
Работа с таблицей: заполнение пропусков числами.
Запись выражений на сложение и вычитание и нахождение их значений.
Ключевые понятия
- Задача, схема, краткая запись условия, решение задачи, сложение и вычитание в пределах 100, сумма, разность, выражение, значение выражения.
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Задание направлено на закрепление умения прибавлять однозначное число к двузначному числу и вычитать однозначное число из двузначного, а также умения выполнять сложение и вычитание двузначных чисел без перехода через десяток в пределах 100. Учащиеся выполняют вычисления и записывают ответы, выбирают записи, в которых ответом является круглое число, располагают суммы и разности в порядке увеличения и уменьшения результатов. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 1 учебника. Учащиеся описывают ситуацию, изображённую на рисунке. Затем рассматривают схемы. Вопрос. Что могут изображать числа на схеме? Ответ. Количество цветов у одной девочки, у другой девочки и общее число цветов, которые они подарили учительнице. Ученики формулируют задачи к каждой схеме и решают их. Работа с интерактивным заданием. Задание способствует закреплению умения устанавливать соответствие между условием задачи и схемой. Учащиеся рассматривают схему, читают (или слушают) условия задач и отмечают задачу, которая не подходит к изображённой схеме. Можно предложить ученикам объяснить свой выбор, составить схему к выбранной задаче и записать решение в тетради. |
3 | 3. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием № 2 учебника. Составление текстовой задачи с опорой на схему. Полезно напомнить ученикам, что задача — это текст, который включает условие с числовыми данными, и вопрос, на который можно ответить с помощью этих числовых данных. При формулировании задач учащиеся должны стремиться к тому, чтобы условие было кратким и понятным, без ненужных деталей, отвлекающих от основного содержания. Учитель обращает внимание детей на сокращения наименований, записанных на схеме (км — километр), при формулировании условия задачи нужно произносить сокращённое слово полностью. Работа с интерактивным заданием. Задание направлено на закрепление умения составлять задачу по схеме и рисункам, устанавливать соответствие между схемой задачи и записью её решения. Учащиеся составляют задачу по схеме и предложенным рисункам и отмечают подходящее решение, объясняя свой выбор. Можно предложить записать выражение в тетради и найти его значение. |
4 | 4. Применение знаний и умений в новой ситуации | Составление текстовой задачи. Учащиеся составляют задачи, используя данные таблицы, выполняют вычисления, отвечают на вопрос: «Сколько шариков осталось?» и записывают числа в нижней строке таблицы. Можно предложить ученикам ответить на дополнительные вопросы, используя данные таблицы: «Каких шариков было больше всего? (Зелёных.) Каких — меньше всего? (Красных.) Сколько было красных и зелёных шариков; жёлтых и синих; красных и жёлтых; зелёных и синих? Каких шариков продали больше всего, каких — меньше всего? (Продали меньше всего красных шариков, а больше всего — синих.) Сколько шариков всех цветов было; сколько всего продали и сколько всего осталось? (Было 95 шаров, продали 45, осталось 50.)» Работа с заданием № 3 учебника. Учащиеся формулируют вопросы к тексту: «Сколько очков выбил Витя? Сколько очков выбили Антон и Боря вместе? Кто выбил меньше (больше) всех очков? Сколько всего очков выбили мальчики?» Затем дети выполняют записи решения в тетради, чтобы найти ответы на составленные вопросы. |
5 | 5. Обобщение и систематизация знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Вычислительный тренинг (дополнение до круглого числа), работа с таблицей. Вычисления в пределах 100 на основе изученных приёмов. Учащиеся выполняют сложение и вычитание чисел и записывают результаты. Рядом с получившимися ответами они записывают соответствующие буквы. Прочитав слово, дети узнают название действующего вулкана, расположенного на полуострове Камчатка. |
6 | 6. Итог урока | Запись выражений на сложение и вычитание, закрепление понятий «сумма» и «разность». Учащиеся делают записи с помощью цифр и знаков арифметических действий и находят значения выражений, используя изученные приёмы вычислений в пределах 100. |