Праздничное мероприятие «Широкая масленица» игра по станциям с мастер-классами (внутришкольный проект) для учащихся начальной школы
Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арт-технологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.
Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.
Авторы-составители: Ю.Н.Беленцова, И.В.Высоцкая, И.А.Шуляк
1. Информация по проекту
Развитие познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и реализации проекта «Широкая Масленица» в условиях школы.
Актуальность проекта
Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в конце зимы «Масленица». Изучая в традиционной форме историю праздника и русских народных традиций, мы столкнулись с трудностями восприятия и понимания в полном объёме учащимися начальной школы исторического материала. Как же можно решить эту проблему?
Изучая и осваивая различные методические новинки, наше внимание привлекла технология «Педагогические мастерские». Являясь составной частью технологии «Диалоговое взаимодействие», педагогические мастерские, на наш взгляд, способны реализовать последовательный переход от навыко-знаниевой к практико-ориентированной развивающей модели обучения, с учётом индивидуальных особенностей, что является одним из условий для выполнения ФГОС.
Технология педагогических мастерских позволяет нам через организацию индивидуальной, парной, групповой форм деятельности поддерживать внимание учащихся в процессе занятия, развивать память, ассоциативное, образное и словесно-логическое мышление, воображение и фантазию в процессе создания творческих работ.
Поэтому использование технологии педагогических мастерских, как способ формирования познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы, приобретает особенную актуальность.
Цель проекта – Реализация познавательных и творческих способностей учащихся начальной школы через применение технологии педагогических мастерских и приобщение к русским народным традициям в процессе подготовки и проведения праздничного мероприятия «Широкая Масленица»
Роль проекта – Данный проект направлен на развитие познавательного и творческого потенциала учащихся начальной школы.
Форма организации деятельности детей – Игра по станциям.
Задачи:
- (Общие) Погрузить детей в атмосферу празднования, дать представление о культуре и русских народных традициях через тематические занятия и проведение мастер классов.
- (Образовательные) Познакомить учащихся начальной школы с традициями проведения русского народного праздника «Масленица» через демонстрацию исторического материала с использованием ИКТ.
- (Развивающие) Через эмоциональное сопереживание и участие в игре-действии, приобщить всех участников к традиции проведения народного праздника Масленицы.
- (Воспитательные) Воспитание интереса учеников к русской народной культуре через технологии мастер-классов.
Направление реализации: Приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности. Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий и применением ИКТ.
Структуры школы, принимающие участие в организации и реализации проекта:
- Администрация школы
- Педагоги школы
- Служба инженерного сопровождения
- Служба медицинского сопровождения
Характеристика проекта
По характеру результата |
продукционный |
По форме |
Игра по станциям |
По характеру доминирующей в проекте деятельности |
информационно-творческий |
По профилю знаний |
внепредметный |
По характеру координации |
с явной координацией |
По уровню контактов |
городской |
По количеству участников |
групповой |
По продолжительности |
среднесрочный |
По типу объекта проектирования |
экзистенциональный |
Результаты проекта по целевым показателям
№ |
Показатели |
Ед. измерения |
Показатель |
1 |
Общее количество обучающихся, задействованных в реализации мероприятия |
человек |
85 |
2 |
Количество проектов и инициатив, предложенных в проекте |
число |
8 |
Описание проекта
Проект направлен на приобщение к русским народным традициям через интеграцию учебной и внеурочной деятельности.
Организация обучающих мастер-классов, тематических занятий с элементами арттехнологий. Основная работа по сбору информации (истории празднования Масленицы) и подготовки праздничного мероприятия выполнялась в рамках внеурочной деятельности.
Участие в проектной деятельности способствовало росту степени социализации учащихся.
1. Польза учащимся
- Учащиеся в интересной и наглядно-практической форме знакомятся с русскими народными традициями.
- Получают навык общения и взаимодействия с социальными партнёрами проекта.
- Учащиеся получают опыт применения полученных знаний в процессе предметно-практической деятельности на мастер-классах с элементами арттехнологии.
- Получают опыт участия в проектной деятельности.
- Переживают эмоциональную вовлеченность в проектную работу, ощущение полной добровольности, а не принуждения, обеспечение баланса самоорганизации и спонтанности, рациональных и интуитивных компонентов их интеллектуальной активности.
2. Польза администрации школы
- Пополнение библиотеки школы медиарессурсами по истории русской культуры (презентации «История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития»)
- В рамках проекта разработаны и изготовлены методические пособия обучающего и развивающего характера для ознакомления с русскими народными традициями (презентации «Традиции русского чаепития», «История празднования Масленицы», «История русского костюма»), дидактическое пособие «Чайничек», три куклы на плоскости (женский русский народный костюм северных районов, мужской русский народный костюм, женский русский народный костюм южных районов).
- Разработка рекомендаций по ознакомлению детей с русскими народными традициями для родителей и педагогов школы.
Основные мероприятия в рамках проекта
- I этап. Разработка и создание презентаций направленных на ознакомление учащихся с русской культурой в рамках тематических недель.
- II этап. Цикл тематических недель проведенных в рамках внеурочной деятельности по ознакомлению учащихся с русскими народными традициями («История празднования Масленицы», «История русского костюма», «Традиции русского чаепития», «Русские народные игры»)
- III этап. Организация и проведение тематической недели «Здравствуй, Масленица!»
- IV этап. Проведение мастер–классов в рамках праздничного мероприятия «Широкая Масленица».
- V этап. Подведение итогов.
2. Сценарий праздничного мероприятия «Широкая масленица» для учащихся начальной школы (игра по станциям с мастер-классами)
Участники:
- Скоморохи: 5 человек
- Коробейники: 2 человека
- Затейники: 4 человека
- Музыкальное сопровождение: 1человек
Ответственные за безопасность.
Ответственные за медицинское сопровождение.
Ответственные за костюмы, изготовление чучела Масленицы, оформление помещений школы, за фото- и видеосъёмку.
Ход праздника
8.30-09.00. Начало праздника в вестибюле школы
Скоморохи встречают детей, родителей, сотрудников школы.
Играет музыка. Скоморохи с бубнами и трещотками поочерёдно поют заклички.
*Вас сердечно приглашаем! |
*Приходи, народ честной- |
*Выходи на праздник! |
*Как у наших у ворот |
* Эге-гей, ребятня, |
* Масленица только раз |
9.45-10.00 (первая перемена). «Масленичный Радиокалендарь»
По школьному радио звучит аудиозапись Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова «Русская задорная».
Читается текст:
*Сегодня пятница. В пятницу ходили в гости на блины.
Здравствуй, Масленица!
Дай нам маслица!
Мы блинов горячих напечём —
Нам метели и морозы нипочём!
10.45-11.00 (вторая перемена)
1.*Театрализованное представление «Ярмарка» (холл второго этажа).
Выступают учащиеся школы в русских костюмах.
*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват
*Давай, подходи,
И других приводи,
У дядюшки Степана
Торговля без обмана!
*Кому пирожки?
Горячие пирожки?
С пылу, с жару
Гривенник за пару!
*Вот орешки,
Хорошие орешки,
Вкусные, на меду,
Давай, в шапку накладу!
*А вот шоколад!
Купил плитку-будешь рад!
*Покупай шоколад!
Мармелад, шоколад!
Кому надо мармелад?
Кому надо шоколад?
Вот он!
Вот он!
*Детские подарки красивы и ярки!
Бубны! Хлопушки!
*Дудки! Погремушки!
Налетай, выбирай!
*Выбирай, забирай!
*Ай да подсолнышки!
Ай да калённые!
Всё бы съел, да хозяин не велел!
*Ай да пирог!
Этот пирог сам Макарушка пёк!
Горяч пирог-ладошку сжёг!
*Сколько масла-труд не напрасный!
Купи блюдо для пирога в полпуда!
*Ай да блины, почти в полстены!
Вкусные блиночки!
Кушайте сыночки и мои любимые дочки!
*Питерские купцы!
*Суздальские огурцы!
*Есть свежие, есть пряные
Клади в карманы их!
*Тары-бары растабары
Есть хорошие товары,
Не товар, а сущий клад
Разбирайте нарасхват!
2.*«Музыкальная разминка».
Проводят Скоморохи (педагоги школы).
*А сейчас танцуем вместе!
Звучит аудиозапись «Кострома» в исполнении группы «Иван Купала». Дети повторяют танцевальные движения за взрослыми.
11.45-12.00 (третья перемена). Выступление коробейников
У входа в столовую учащихся встречают коробейники. Звучат аудиозаписи Оркестра Народных Инструментов
Разыгрывается сценка ярмарочных гуляний «Пожелания», каждый получает записку с пожеланием.
Коробейники поочерёдно зазывают словами:
*Эй, народ честной, соберись давай, |
*Будем петь, плясать, да приплясывать, |
*Шутки, танцы, песни, смех праздник предлагает! |
*Эй, дружок, чего грустить, не ходи печальный! |
Масленичные пожелания на записках:
*С масленицей блинной тебя я поздравляю, |
*Круглый блин, как солнышко, души согревает, |
*Пусть с наступлением масленицы над твоим домом расцветет весна. |
*С Масленицей, с праздником тебя я поздравляю, |
*Желаю, чтобы пробудившееся после зимы солнце ворвалось в твое окошко. Лучики запляшут на столе, рядом с горкой пышных блинов! Позови гостей с хорошим аппетитом и загадай желания. Сколько блинов съедят – столько желаний хозяев дома сбудется! |
*Этот день здоровье крепкое пусть дарит, |
*Хочу поздравить с Масленицей вас! |
*Прощение желаю получить |
*Желаем вам небес благословенья, |
*Аппетитных вам блинов, пышных вареников, густой сметанки,тающих во рту отбивных! А еще – приятного общения в кругу друзей, задорных шуток-прибауток и ярких впечатлений |
*Весна - победа над зимою! Печем вовсю блины, |
*Вместе с Масленицей яркой |
*Наполняя счастьем жизнь! |
*С масленицей вас! |
*С Масленицей всех я поздравляю, |
*Желаю, чтобы радость в каждом доме |
*Эй, привет тебе большой, |
*В праздник сей народный радуйтесь сполна,
|
*Пусть этот день веселый удачу принесет, |
*Я спешу поздравить в «блинный» этот час, |
12.45-13.00. Открытие масленичных гуляний для учащихся школы (в спортивном зале).
Звучит аудиозапись народных песен «Масленица».
Выходят 2 ведущих в русских костюмах.
1.*Масленица только раз
За весь год гостит у нас.
*Так давайте ж торопиться
Петь, плясать и веселится!
2. Поют народную песню «Ой, мы Масленицу устречали».
Из-за кулис выходят участники праздника в народных костюмах.
Танец с залом «Масленица» (Дети повторяют движения за выступающими).
*В гости к нам вы заходите –
Мастерские посетите.
Там задорные забавы,
*И блины, и русский чай
Нарядись красиво в праздник
И весну-красну встречай!
Для учащихся организуется игра по станциям с мастер-классами «Широкая Масленица».
Мастер-классы
Посещение учащимися школы мастер-классов.
Предварительно дети разделены на 4 группы. Перемещение по мастер-классам осуществляется по маршрутным листам каждого класса. (Приложение 1)
* Костюмерная мастерская «Иван да Марья»
Мастер-класс «Одень кукол Машу и Ваню в русский народный костюм»
Цель: Закрепление представлений учащихся о русском народном костюме и умения подобрать костюм и одеть в него куклу во время проведения мастер-класса.
Задачи:
- Учить детей надевать костюм на куклу в правильной последовательности, называть детали русского народного костюма .
- Обогащать словарный запас детей терминами по теме «Русский быт и одежда». Развивать связную речь в процессе придумывания имен куклам, подбора деталей костюма, побуждая к речевому сопровождению действий, отгадывания загадок, проговаривания народных стихотворных произведений.
- Закреплять сенсорные эталоны в процессе подбора цветов и оттенков элементов костюма, различения формы и величины деталей, музыкальных произведений народного творчества, фонем языка.
- Развивать мелкую моторику, мышление, творчество в процессе подбора, выкладывания, приклеивания деталей и украшения костюма.
- Воспитывать интерес к традициям русского народа при проведении мастер-класса.
Материально-техническое оснащение мастер-класса
Оформление зала в стиле «Масленица», 2 больших стола, стулья.
1-2 куклы в русских костюмах.
Ноутбук для проигрывания аудиозаписей «Светит месяц», «Вдоль по Питерской», «Калинка», «Метелица», «Коробейники» в исполнении Национального Академического Оркестра Народных Инструментов России Осипова, доска для визуализации представления кукол.
Шаблоны куклы на бумаге А4 на каждого ребёнка.
Элементы русского народного костюма и бумажные карточки-надписи к ним - сарафан, женская рубаха, юбка, передник, мужская рубаха, порты, сапоги, кокошник, кичка, колпак, шапка из ткани и с названиями костюма.
Клей ПВА 3-4 шт., ножницы 1 шт., элементы украшения костюма: кружева, ленты, тесьма.
Куклы в стилизованных народных костюмах (2 шт)
Чемодан-сундук (1 шт)
Ход
1. Звучит народная музыка.
2 ведущих:
*Мы - хозяйки этой избы.
*Здравствуйте, детишки:
Девчонки и мальчишки!
*Спасибо, что мимо не прошли
К нам в гости зашли
*Проходите, не стесняйтесь
Поудобнее располагайтесь!
Дети садятся за столы.
- Посмотрите, какая красивая у нас горница. Ой, а что же это такое?
Это бабушкин сундук. Как вы думаете для чего он? Попробуем его открыть. Ой, он не открывается. Что же делать?А я догадалась. Нужно отгадать загадку.
Летом легка, да тонка, зимой толста, тепла да широка. (Одежда)
Наш сундук открыт.
2. Достаются куколки в русских костюмах.
- Посмотрите, какие они красивые и нарядные. Из чего шьётся одежда?
Достаются отрезы разных тканей, предлагаются для рассматривания.
- Посмотрите, на доске куклы. Какими именами можно их назвать? Вспомните русские имена девочек и мальчиков. Кукол зовут Маша и Ваня-Иван и Марья. Посмотрите, как они одеты. У нас в сундуке ещё куклы.
Достаются бумажные куклы.
- Давайте наденем Машу и Ваню в традиционные русские народные костюмы.
Совместно рассматриваются наряды, проговариваются названия предметов одежды, их цвет. Ведущий предлагает варианты деталей костюма, дети решают, подходит ли он данной кукле. Нужные детали приклеивает на шаблон-куклу.
- Наша куколка одета.
Дети подбирают комплект одежды для своей куклы, начинают её одевать. Детям предоставляется возможность украсить одежду куклы лентами, тесьмой.
- Молодцы! Посмотрите, какие красивые и аккуратные у нас получились куклы. Возьмите их себе на память.
С Масленицей всех!
Мы были рады таким замечательным гостям. До свидания, ребята.
*Мастерская «У Самовара».
Мастер- класс «Сувенир к чаепитию»
Цель: приобщение детей к народным традициям через проведение мастер-класса по украшению предметов для русского чаепития.
Задачи:
- познакомить с техникой аппликации с использованием самоклеющейся бумаги и наклеек; закрепить навык завязывания ленточек на 2 узелка и способом затягивания петли; познакомить с техникой штампования по ткани мастикой.
- узнать больше о традициях празднования Масленицы через пословицы, загадки и оформление предметов для русского чаепития;
- развивать навыки мелкой моторики и зрительно-моторной координации при выполнении аппликации по оформлению чашек и чайников, развивать пространственное восприятие при завязывании ленточек и выполнении штампования по ткани , развивать темпо-ритмическую сторону речи выполняя движения руками под слова потешки «чайничек с крышечкой»
- развивать художественно-эстетическое восприятие через декоративно-прикладное творчество; воспитывать познавательный интерес к традициям русского народа.
Материально-техническое оснащение мастер- класса: Кабинет оформлен в стиле русской избы, композиция «у самовара» (самовар, рушник, чашки, баранки, деревянные ложки, искусственные подсолнухи в кувшине русские народные предметы быта),передвижная тканевая стенка для демонстрации наглядности, ноутбук (русские народные музыкальные композиции )
Для оформления чашки: образец, заготовки чашек ,из цветного картона, с обратной стороны магнит, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе , отрезки салфеток, карандашный клей.
Для оформления чайников: образец, заготовки - на картоне наклеен чайник с крышкой, крышка пришита на ниточку так, чтобы при дутье на неё она издавала звук, наклейки, вырезанные для аппликации разной величины кружочки из бумаги на липкой основе.
Для рисующего солнышка: образец, заготовка – цветной карандаш на котором приклеен двусторонний картонный круг с 6-7 дырками по окружности для ленточек-лучиков , ленты шириной 1см и длинной 15 см и 20 см всех оттенков желтого и оранжевого цвета, фломастеры .
Для рушников: образец, заготовка – ткань бязь 20х50см , штампы(петух, самовар, цветы, птички, яблочки и т. п.), чернила фиолетового цвета.
1.Ведущие зазывают детей:
-Проходите поскорей
Не толпитесь у дверей!
-Хлебом-солью всех встречаем,
Самовар на стол несём.
Мы за чаем не скучаем,
Говорим о том, о сём!
(дети проходят , рассаживаются)
Заходите не грустите,
Да на чудо поглядите!
Будем весело играть-
Чашки к чаю украшать!
2. Вступительное слово ведущих
(1) Ребята, добро пожаловать в мастерскую «У самовара».
Чаепитие на Руси обставлялось красиво и имело праздничный вид.
(Дети рассматривают композиции).
Печь – «матушка» и самовар – «батюшка».
А с «самоваром-батюшкой» чай важнее и беседа веселее.
Много стихов, пословиц и загадок про самовар слагали.
(2) Ведущий проговаривает первую часть пословицы, вторую – дети.
«Самовар кипит — уходить не велит!»
«Пей чай - удовольствие получай!»
«Чай пить - не дрова рубить!»
«Чай пьешь - до 100 лет проживешь!»
«Выпей чайку - позабудешь тоску !»
«За чаем не скучаем - по три чашки выпиваем!»
3. Выполнение аппликации.
(1) Мы приготовили для вас загадку:
Если хочешь выпить чай -
Так меня и получай,
Распрекрасную милашку,
Всю в цветочках, с блюдцем ... (чашку)
Правильно, ребята! Ну какое же чаепитие без красивой чашки.
Сегодня мы с вами будем оформлять чашечки. Мы – художники оформители. Наша чашка на магните будет! Перед вами лежит заготовка, она обычная, давайте сделаем её яркой и красивой.
Педагог поэтапно украшает чашку на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе, приклеивает отрезки из бумажной салфетки имитирующие пар. Дети повторяют те же действия. Ребята! Давайте представим, что в чашках горячий чай и подуем, «остудим» его (дети дуют на чашку, полоски салфетки имитируют пар).
4. потешка «Чайничек с крышечкой».
(2) Ведущий предлагает отгадать загадку.
Загадка про чайник
Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).
(1)Ведущий предлагает спеть и поиграть.
Чайничек с крышечкой,
Крышечка с шышечкой,
шышечка с дырочкой
в дырочку пар идет!
Пар идёт в дырочку,
дырочка в шишечке,
шишечка на крышечке,
а крышечка на чайничке,
в чайничке чай!
Каждое слово необходимо показывать жестами:
чайничек - ладони ставятся параллельно друг другу
крышечка - ладошка правой руки поворачивается горизонтально - крышечкой
шишечка - сжимаем кулачок
дырочка - складываем пальцы кольцом, как будто показываем знак ОК
пар идет - указательным пальцем делаем круги по возрастающей.
Ноты для напева:
5. Итог
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Сделали узор цветной-
Всем по чашке расписной!
Для 3,4 группы
- Ведущие зазывают детей: (слова те же)…
- Вступительное слово ведущих (те же слова)…
- Навязывание ленточек на солнышко.
К чаю подавали баранки, варенье, лимон, сахар и обязательно на масленицу блины… А почему блины? Послушайте!
В синем небе жёлтый Блин.
Ну давай его съедим!
Нет уж больно Блин горяч
Ты свои ладоши прячь.
Конечно ребята, блин сравнивают с солнышком! Он такой же круглый, теплый, золотистый. Мы с вами будем делать рисующее солнышко на карандаше (детям раздаются заготовки). Педагог показывает как можно навязать из атласных ленточек лучи солнышку (2мя способами на выбор: обычные узелки и петельки), за тем подрисовывает глаза и улыбку солнышку. Дети выполняют за педагогом.
4. Потешка «Чайничек с крышечкой».
5. Итог
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Солнце лучик зажигает,
Счастья, радости желает!
Для 5,6 группы
- Ведущие зазывают детей: (слова те же)…
- Вступительное слово ведущих (те же слова)…
- Оформление чайничка с использованием техники аппликации.
Загадка про чайник
Ароматный чай душистый
Заварить в нем можно быстро.
Он с рисунком на боку,
С круглой крышкой наверху,
С носиком как закорючка
И с фарфоровою ручкой.
(Заварочный чайник).
Правильно! Мы с вами будем украшать чайничек. Мы – художники оформители по керамике. Перед вами лежит заготовка, она невзрачная, давайте сделаем её яркой.
Педагог поэтапно украшает чайник на доске наклейками, орнаментом из бумаги на липкой основе. Дети повторяют те же действия. Ребята это не простой чайник, если подуть на крышечку, то чайник закипит! (дети дуют, чайник издаёт характерный звук).
4. Потешка «Чайничек с крышечкой».
5. Итог.
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Расписной узор блестит,
Новый чайничек кипит!
Для групп 7,8
- Ведущие зазывают детей: (слова те же)…
- Вступительное слово ведущих (те же слова)…
- Оформление рушника (ткани) техникой печатанья штампами.
К чаю подавали баранки, варенье, лимон и… рушник – утираться : пили «до третьего пота», чтобы упариться. (дети рассматривают рушник)
Ребята рушкик обычно вышивают, а мы будем наносить узоры штампами. Педагог объясняет, как нужно наносить печать, за тем демонстрирует все виды печатей, проговаривает какие узоры могли бы быть на рушниках на Руси. Павлин - это жар-птица, птица семейного счастья. Молодоженов символизируют петухи. На хлебосольный рушник вышиваются цветочные орнаменты, пары птичек.
Педагог наносит штампы на ткань, дети повторяют за ним.
4. потешка «Чайничек с крышечкой».
5. Итог.
Хороша работа наша!
Посмотрите, есть ли краше?
Украшали рушник сами,
Вот подарок мне и маме.
Подводим итог с каждой группой.
Вы ребята большие молодцы! С Масленицей всех!
*Мастерская «Блинная «У Веры»
Мастер-класс «Приготовление блинов. Русские блины-символ масленицы»
Проводится мастер-класс в кабинете кулинарии.
Кабинет оформлен в стиле русской избы.
Цель: знакомство с русскими традициями, проведение открытого мастер-класса по приготовлению блинов.
Задачи:
- образовательные – учить самостоятельно готовить тесто для блинов, раскрыть секреты приготовления блинов опытными хозяйками, познакомить с выпечкой блинов, соблюдая при этом все правила техники безопасности и санитарии и гигиены;
- познавательные – узнать больше о традициях русских праздников, став участником священного и таинственного действия – приготовление блинов;
- воспитательные – формирование представления о русских традициях, научиться работать в коллективе ученик-взрослый, воспитать чувство гордости за свой народ, воспитывать внимательность, аккуратность, эстетический вкус, прививать навыки культуры труда.
Материально-техническое оснащение мастер-класса:
Кухонная и столовая посуда (1 кастрюля, 1 миска, 1 сковорода,1 лопатка, блюдца).
Электроприборы: миксер, электроплита.
Продукты на 5 человек: мука 1 ст., яйца 1 шт, молоко 1 ст., сахар 1 ч.л., соль 1/3 ч.л., растительное масло 2 ст.л.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово учителя
*Вас на Масленицу ждем!
Встретим масленым блином,
Сыром, медом, калачом
Да с капустой пирогом.
Масленица – праздник глубокой старины, который до сих пор с нетерпением ждут миллионы россиян, чтобы отдать должное прошлому и сохранить традиции для будущих поколений. Блины – символ масленицы, радостной жизни и просто любимое блюдо детворы и взрослого населения нашей страны. Кто же откажется от нежнейшего яства с всевозможными начинками и припеками?
*Они хранили жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.(А.С. Пушкин)
Самые разные поверья и традиции связаны у русских людей с блинами. Но прежде всего блины, как мы уже говорили, обязательное угощение на масленицу, ставшее как бы необходимым атрибутом весеннего праздника. Об этом напоминают многие пословицы и поговорки, припевки: «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Без блина не масленица».
А сейчас мы с вами проведём мастер-класс и научимся печь блины!
Практическая работа
Рецепт блинов
Яйца – 1 шт
Молоко – 1 ст
Мука – 1 ст
Сахар – 1 ч.л.
Соль - 1/3 ч.л.
Раст. масло – 2 ст.л.
В кастрюлю или миску вбить яйцо (предварительно помыв его), добавить соль, сахар и молоко. Хорошо всё перемешать миксером, и постепенно добавляя муку, замесить жидкое тесто, в конце добавить 1ложку растительного масла.
Блинчики выпекать на раскаленной сковороде, смазанной растительным маслом, переворачивая их с помощью лопатки на другую сторону.
Блинчики складывают на тарелку, смазывая каждый сливочным маслом. После приготовления блинов ученики дегустируют их.
Подведение итогов
Учитель. Ну, вот и подошёл к концу наш праздничный мастер-класс. Думаю, сегодня вы узнали много нового и весело провели время.
До новых встреч, дорогие ребята!
* Русские народные игры «Масленичные забавы».
Проводится в физкультурном зале.
Мастер-класс игра: «Масленичные забавы»
Цель: приобщение учащихся к народному традиционному празднику «Масленица» через русские народные игры.
Задачи:
1.Познакомить с праздником “Масленица”, дать представление учащимся о народных традициях через проведение масленичных игр, потехах и русских народных песен.
2. Развивать эмоционально-волевую сферу, вызвать положительные эмоции и праздничное настроение;
3.Научить играм «Взятие ледяной крепости», «Слепи снежную бабу».
Оборудование: Декорация зала, костюмы, «нарисованные блины»(16 шт) ракетки (2 шт), мягкие мячи (6 шт), модули(20 шт), музыкальный центр, записи с масленичными песнями.
Ход праздника
Дети строятся в холе на 1 этаже. Скоморохи зазывают детей в зал.
Дети под музыку Ивана Купала «Здорова, Кострома» входят в зал.
- Эй, народ честной. У ворот не стой.
Ты не спи на пути, просим в гости зайти.
- Спешите! Спешите!
Подходите все, без стеснения!
Билетов не надо –
Предъявите хорошее настроение!
Почтенные и молодые.
Полные и худые.
Мы рады гостям, как добрым вестям
- Народ собирается – праздник начинается.
- Ты постой мой друг проказник
А какой сегодня праздник?
- Про это дети знают, пусть она и отвечает.
Дети: «Масленица»
- Верно Масленица.
Не английский, не французский, Масленица – праздник русский!
Будем петь мы и плясать, в игры русские играть!
- Внимание, внимание, слушайте все!
Масленицу широкую открываем, веселье начинаем!
- Кто подскажет мне,
Какое блюдо главное на масленице,
И очень вкусно с маслицем?
Игра №1 «Блинчики всем гостям»
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры «Блинчики гостям»
Песня: «Ой, блины, блины мои!»
Учащиеся делятся на две команды и становятся в круг. В каждом круге скоморох держит тарелку с блинами по числу участников. У первого участника «горячая сковородка», он берет первый блин на сковородку и передает ее 2-му,тот 3-му,и так до последнего. Потом он берет второй блин и передаёт до предпоследнего и так пока у каждый не будет с блином. Когда каждый гость получил по блину, все поднимают блины вверх.
Игра №2 « Слепи Снежную бабу».
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Слепи снежную бабу»
Каждой команде даётся по три фитбола: большой, средний и маленький. Трое участников по очереди катят фитбол до определенного места и «лепят» снеговика. Остальные участники прилепляют снеговику глаза, руки нос и рот и одевают платок.
Игра №3 «Взятие ледяной крепости».
Скоморохи перед началом игры демонстрируют сюжет игры « Взятие ледяной крепости»
Песня: « Богатырская сила!»
Команды из модулей строят невысокую крепость, и перебрасывают друг другу мягкие мячи (снежки).
- Гостей блинами угостили,
- Бабу снежную слепили,
Все вместе: Задорно Зиму проводили, теперь мы ждём весну!
14.40 – 15.15 - Завершение праздничных гуляний во дворе школы
Дети, учителя, родители выходят во двор школы, на котором установлено чучело.
Предлагается в завершении праздника массовый танец- флешмоб на песню «Пых-пых самовар» в исполнении театра -студии «Непоседы» слова Юрия Энтина, музыка Давида Тухманова.
Выступающие: все участники праздника.
Торжественное сжигание чучела.
Совместное исполнение народной песни «Гори-гори ясно!»
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.