«Права и вольности»: Жалованные грамоты Екатерины II
21 апреля 1785 года Екатериной II были приняты документы, ставшие символом правления русской императрицы: Жалованные грамоты дворянству и городам. О значении этих документов для развития Российского государства – в свежем материале ко дню самоуправления.Просвещенный абсолютизм
Пожалуй, ни одно слово не наполняет XVIII столетие большим смыслом, чем «Просвещение». Эпоху, прославившую имена Вольтера и Монтескье, Дидро и Д’Аламбера, Кондорсе и Руссо, принято связывать с Францией, ставшей носителем наиболее радикальных идей этого времени. И все же Просвещение невозможно заключить в рамки отдельной страны или культуры. Это было поистине общеевропейское явление, менявшее представление о мире под напором начавшейся еще в XVII веке революции в науке.
Что же такое Просвещение? Это торжество рационализма, стремившегося объяснить и понять окружающий людей мир при помощи разума. Это время секуляризации, когда многие религиозные традиции постепенно уступали место светским порядкам. Но, возможно, главным синонимом Просвещения стала попытка распространить все накопленные знания и опыт, поделиться ими, найти им практическое применение.
Апофеозом просветительской работы стало издание «Энциклопедии», первый том которой вышел во Франции в 1751 году. Работа над этим проектом продолжалась не одно десятилетие. Особенностью «Энциклопедии» стало внимание к технике, ремеслам, достижениям научного знания. Ее составители подробно расспрашивали знатоков своего дела, чтобы потом отразить полученные знания на страницах нового издания: как работали механизмы? что такое финансы? чем занималось сельское хозяйство?
Главный же интерес для просветителей состоял в распространении философских, в том числе политических, идей. Считалось, что общество и государство было важно перестроить на новых началах. Однако понять новые идеи, по мнению самих просветителей, простой народ был еще не вполне способен. Требовался тот, кто мог бы постичь суть и необходимость предлагавшихся преобразований. Как итог, идеалом для просветителей становился монарх-философ, правивший с позиций просвещенного абсолютизма.
Золотой век
Эпоху Екатерины II (1762–1796 гг.) нередко называют золотым веком русского дворянства. Освободившись от обязательной государственной службы еще при Петре III (1761–1762 гг.), дворянское сословие в правление императрицы еще более усилило свои позиции. Впрочем, государственная деятельность Екатерины II имела куда более глубокие основания.
София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская — такое имя при рождении получила будущая русская императрица, к моменту восшествия на престол была в достаточной мере знакома с идеями ведущих философов своего времени. Вполне естественно, что сами просветители возлагали на Екатерину II большие надежды. Императрица могла стать прекрасным исполнителем идей просвещенного абсолютизма.
Много лет Екатерина II вела переписку с Вольтером и Дидро. Последний просветитель даже посещал Россию по приглашению русской императрицы. Впрочем, не меньшую роль на представления императрицы о государстве и его правителе сыграла политическая философия Шарля Монтескье.
Монтескье, бывший одним из основоположников принципа разделения властей, выдвигал также идею о трех формах правления. Первая из них — республика, была, в понимании философа, характерна для небольших по территории государств. Две другие — деспотия и монархия, представляли, как правило, крупные политические образования. Таковым в то время и была Россия.
Екатерина II понимала: дабы государство не оказывалось в рамках деспотии, где правят «по своей воле и прихотям», монарх должен был давать свободу и закон своим подданным. А значит, активно привлекать их к политической жизни страны.
Созыв Уложенной комиссии — депутатов из различных слоев населения, должен был способствовать развитию политической культуры в России, подчеркнуть устои монархии в стране, а также укрепить положение самой Екатерины II. Впрочем, деятельность нового органа не принесла ожидаемых результатов. Ведь подданным, прежде всего, требовалось даровать и разъяснить полагавшиеся им права и вольности.
Дворянство
Опорой монархии, в понимании Монтескье, равно как и самой Екатерины II, должно было стать дворянство. Именно дворянство представляло фактический ограничитель власти, с которым сталкивался монарх. В результате именно дворянству 21 апреля (по старому стилю) 1785 года императрицей была дарована Жалованная грамота.
В этом документе сводились воедино все привилегии сословия. Впрочем, не менее примечательно было и определение, выделявшее его в свете других:
«Дворянское название есть следствие, истекающее от качества и добродетели начальствовавших в древности мужей, отличивших себя заслугами, чем обращая самую службу в достоинство, приобрели потомству своему нарицание благородное».
Благородство становилось не только качеством, но и обязанностью. За совершенные преступления дворянства можно было лишиться. В иных же случаях, по велению императрицы, звание это оставалось неотъемлемым.
Неотъемлемыми оставались и права дворянства: оставаться свободными в «вечные времена»; быть судимыми только равными себе; пользоваться благородным правом собственности.
Но не менее важно было другое. Жалованная грамота декларировала объединение дворян в общества. Собиравшиеся на уровне губерний, эти общества могли решать вопросы местного характера. Дворянство получало право напрямую заявлять о своих нуждах губернатору, сенату, а порой и императрице, а также решать вопросы местного характера. Таким образом, сословие постепенно привлекалось к делу управления, пусть и в весьма ограниченных рамках.
Города
Одновременно с грамотой дворянству была принята еще одна, пожалованная городам. Однако этот документ имел куда большее значение. В отличие от дворянства, «средний род людей», как его именовала сама Екатерина II, только появлялся в России в качестве отдельного сословия. Даровать права и вольности мещанам, как в то время называли горожан, означало заложить основы нового слоя общества.
Императрица обозначала качества жителей городов: трудолюбие и добронравие. И все же более примечательными оказались возлагавшиеся на горожан обязанности:
«Города от предков наших и нас самих не токмо для живущих в них, но и для общественного блага основаны суть, умножая доходы государственные, устройством подают подданным способы к приобретению имущества посредством торговли, промыслов, рукоделия и ремесла».
В XVIII столетии рыночные отношения только приобретали привычный сегодня вид. Однако уже тогда монархам и просветителям становилось понятно: экономическое развитие стран во многом зависело от успешного развития городов. Укрепление промышленности и торговли, способствовавших росту городов, требовало появления еще одного важного принципа — самоуправления.
Самоуправление позволяло упорядочить жизнедеятельность города, а также освободить новое сословие от излишнего контроля со стороны чиновников. Горожане, равно как и дворянство, получали возможность организовывать общества для решения местных вопросов, в том числе судебного и административного характера.
Обе грамоты были опубликованы в день рождения Екатерины II. Императрица тем самым как бы преподносила себе подарок, а заодно даровала права и вольности отдельным сословиям. Хотя в XVIII столетии принцип самоуправления не получил должного развития, в это время были заложены его важные основы. Основы, становление которых продолжилось в эпоху «либеральных реформ» Александра II.