Постоянные магниты. Магнитное поле Земли. Физика. 8 класс. Разработка урока
УМК по физике для 7–9 кл. А. В. Перышкина и др.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Цели:
- Образовательная: ознакомить учащихся со свойствами постоянных магнитов, добиться понимания реального и объективного существования магнитного поля, пояснить происхождение магнитного поля Земли, сформировать понятия естественный и искусственный магниты, формировать умения анализировать факты и давать им обоснованную научную оценку, сформировать у учащихся представления о магнитном поле Земли, магнитных спектрах магнитов.
- Воспитательная: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям, воспитание положительного интереса к изучаемому предмету, показ важности изучаемой темы для познания мира, воспитание культуры речи, построение плана ответа, воспитание сознательной дисциплины и норм поведения, воспитание организованности, дисциплинированности, культуры поведения, воспитывать внимание, наблюдательность, умение слушать, выявлять закономерности, делать выводы и обобщения.
- Развивающие: развитие аналитического мышления, развитие познавательных умений, развитие умений учебного труда, формирование умений обобщать полученные знания и грамотно выражать свои мысли, развивать профессиональную наблюдательность, внимание, память, широту кругозора.
Задачи: подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний, через демонстрации пробудить интерес к изучению новой теме.
Оборудование и материалы: мультимедийный проектор, ПК, тестовая программа, видео, магниты, магнитная стрелка, железные опилки, компас, различные предметы из железа, алюминия, пластмассы, гвоздь стальной, магнитные шайбы, модель молекулярного строения магнита, проекционный аппарат, стекло, ключ, соединительные провода, источник тока, модель электрического звонка, стальной, стеклянный стержень, изолированный провод, источник тока.
Использованные источники:
- Физика. 8кл.:учеб. для общеобразоват. учреждений/А.В.Перышкин.-13-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010
- Сборник задач по физике:7-9 кл.: к учебникам А.В Перышкина и др. «Физика. 7 класс», «Физика. 8 класс», «Физика. 9 класс»/А.В.Перышкин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 20907.
- демонстрационные опыты по физике в 6-7 классах средней школы. Под ред. А.А. Покровского. Изд. 2-е, перераб. и доп. М., «Просвещение», 1974.
- Хорошавин С.А. Физический эксперимент в средней школе: 6-7 кл. – М.: Просвещение. 1988
- Физика. 8кл.: тематическое и поурочное планированипе к учебнику А.В. Перышкина «Физика.8 класс»/ Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова, Е.В. Шаронина;под ред. Е.М.Гутник. – 3-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2005
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. – 3-е изд.,перераб. и доп.-М.:ВАКО, 2006
- Марон А.Е.,Марон Е.А. Физика.8класс:Дидактические материалы.- М.:Дрофа, 2002
Ход урока
1. Проверка домашнего задания
§58 упр28, задание 9(1), № 951, 957, 963 (Перышкин)
Вызывается один ученик для работы за компьютером. Он с помощью тестовой программы отвечает на тест. 1
Вызывается ученик на задание 9(1) из учебника Перышкина к демонстрационному столу, где стоит оборудование: модель электрического звонка, ключ, источник тока, соединительные провода. Ученик собирает цепь и демонстрирует действие звонка и объясняет работу установки.
При замыкании цепи электромагнит (Э) притягивает якорь (Я), вследствие этого притяжения молоточек(М) ударяет о звонковую чашу (З). По цепи перестает течь ток, т.к. цепь разомкнулась между якорем(Я) и контактной пружиной(П), и вся установка становится на исходный уровень, якорь касается контактной пружины и по цепи снова течет ток, и снова срабатывает электромагнит, и т.д.
Вызывается ученик для ответа на домашние номера из Сборника задач Перышкина.
Решение №951
Направление тока определяем по правилу обхвата правой руки.
Решение №957
Направление магнитных линий магнитного поля катушки определяем правилом обхвата правой руки.
Решение № 963
Направление магнитных линий магнитного поля катушки определяем правилом обхвата правой руки. За направление магнитных линий магнитного поля принято направление северного полюса магнитной стрелки. Катушки обращены к друг другу одноименными полюсами, поэтому катушки будут отталкиваться.
Учитель проверяет устные номера из домашнего задания со всеми остальными учащимися.
Упр. 28 из учебника Перышкина
- Нужно использовать реостат, который изменяет силу тока в цепи. Чем больше сила тока в электромагните, тем сильнее магнитное действие.
- Нужно поменять направление тока в катушке, т.е. поменять полюса на источнике тока.
- Нужно использовать большее число витков в катушке, а также можно использовать сердечник.
- Электромагниты различаются по размерам, а значит числом витков в катушке.
2. Изучение нового материала
План изложения нового материала:
- Постоянные магниты и их свойства.
- Происхождение магнитного поля постоянных магнитов.
- Магнитное поле Земли.
Изложение нового материала начинаем с демонстрации:
Берем стальной стрежень (например, напильник) и показываем, что стержень на данный момент не обладаем магнитными свойствами (подносим его к гвоздям и другим предметам), затем наматываем на него 20-30 витков изолированного провода и пропускаем по обмотке постоянный электрический ток и, вынув стержень, обнаруживаем его магнитные свойства (гвоздики примагнителись к стержню). Аналогичные опыты можно сделать с алюминиевым, медным, стеклянным стержнями. Исследуя их, выясняем, что они не стали магнитами.
Выясним, почему некоторые тела являются магнитами, определим их свойства.
Учитель записывает тему урока на доске. Тема урока !2 «Постоянные магниты. Магнитное поле Земли».
! Тела, длительное время сохраняющие намагниченность, называются постоянными магнитами.
Почему же одни вещества могут создавать магнитное поле и притягивать в себе железные предметы, а другие этим свойством не обладают?
Французский физик Андре Ампер (вывести на экран портрет Андре Ампера)3 объяснил намагниченность стали существованием электрических токов, которые циркулируют внутри каждой молекулы вещества. Тогда Ампер еще не знал из чего состоят вещества. А мы знаем, что, каждый атом состоит из ядра, вокруг которого движется электроны по орбитам. Электрон является заряженной частицей. Как раз электроны и образуют так называемые молекулярные токи, а они и создают магнитное поле. Во всех атомах есть электроны. В обычном состоянии электроны движутся в разных направлениях, только в намагниченном состоянии они все вместе начинают двигаться определенным (в одну сторону) образом.
Демонстрация: модель молекулярного строения магнита, проекционный аппарат, магнит.
С помощью проекционного аппарата прибор проецируется на экран. Обращают внимание учащихся на беспорядочную ориентацию магнитиков. Затем подносят с двух сторон модели разноименные полюсы прямых магнитов и заставляют стрелочки повернуться определенным образом. На экране получаем картину изображающую магнитное насыщение.
|
|
Также демонстрируем видео фильм «Гипотеза Ампера».4
!
|
|
Существуют дугообразные (подковообразные) и полосовые (прямые) магниты.
Поднося магнит к различным предметам, можно увидеть, что не многие из них притягиваются магнитом.
Демонстрация: различные предметы из железа, стали, алюминия, пластмассы, магнит.
|
|
Хорошо притягиваются магнитом такие вещества, как чугун, сталь, железо, некоторые сплавы. Пластмасса, резина, алюминий, стекло – не притягиваются.
Демонстрация: магнит, маленькие стальные гвоздики.
Положив магнит на гвоздики, наблюдаем, что гвоздики примагнитились в основном к концам магнита. К середине магнита не примагнитился ни один гвоздик.
|
|
|
|
! Те места магнита, где обнаруживается наиболее сильные магнитные действия, называют полюсами магнитов.
! У каждого магнита два полюса: южный (S), и северный (N).
Демонстрация: магнит, магнитные стрелки.
Поднося к полюсам магнитной стрелки магнит, замечаем, что
! одноименные полюса магнита отталкиваются, а разноименные притягиваются.
|
|
Взаимодействие магнитов объясняется тем, что вокруг магнита имеется магнитное поле. Магнитное поле одного магнита действует на магнитное поле другого магнита, и наоборот.
!
Демонстрация: магниты круговые.
Магниты одноименными полюсами, как бы парят.
С помощью железных опилок, можно посмотреть магнитное поле постоянных магнитов.
Демонстрация: два полосовых магнита, стекло, проекционный аппарат, железные опилки.
Если магниты обращены друг к другу одноименными полюсами, то магнитные линии – отталкиваются друг от друга.
Если магниты обращены друг к другу разноименными полюсами, то магнитные линии – притягиваются друг от друга.
!
|
|
Магнитные линии магнита, как и магнитные линии магнитного поля тока представляют собой замкнутые линии. Вне магнита они выходят из северного полюса магнита, и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током.
!
Сохранит ли магнит свои свойства, если его разломать пополам?
Демонстрация видео «Намагничивание стали».
Демонстрация фотографий железняка, курской аномалии5
Магниты полученные путем намагничивания – искусственные. Железная руда (магнитный железняк) – естественный магнит. Когда залежи железной руды располагается близко к поверхности земли, то наблюдается магнитная аномалия (Курская область). Железо, сталь в присутствии железняка приобретают магнитные свойства.
Магнитная стрелка располагается определенным образом в данном месте Земли, если рядом нет сильных магнитных полей. Этот факт объясняется тем, что вокруг Земли существует магнитное поле и магнитная стрелка устанавливается вдоль его магнитных линий.
Демонстрация видео «Магнитные линии Земли».
Магнитные полюсы Земли не совпадают с ее географическими полюсами. Северный полюс магнитной стрелки показывает на южный магнитный полюс Земли, т.к. разноименные полюса притягиваются.
!
Иногда возникают магнитные бури – это изменение магнитного поля Земли, которые сильно влияют на магнитную стрелку. Магнитные бури связаны с солнечной активностью. В период усиления солнечной активности с поверхности Солнца выбрасывается потоки заряженных частиц. Магнитное поле, образуемое этими движущимися частицами и изменяет магнитное поле Земли и тем самым вызывает магнитные бури. О том, как сильно взаимодействует магнитное поле Земли с полем заряженных частиц, говорит нам северное сияние, которое наблюдается у полюсов Земли. Магнитное поле Земли защищает нас от космического излучения.
Демонстрация видео «Магнитное поле Земли».
Демонстрация видео «Магнитная буря», «Северное сияние».
3. Закрепление изученного
Учащиеся выполняют тест6 по пройденной теме.
4. Домашнее задание
§59,60 вопросы к параграфам.
1 Тестовая программа и сам тест находится в приложении №1.
2 Здесь и далее восклицательным знаком указано то, что записывают учащиеся себе в тетради.
3 Портрет Андре Ампера имеется в приложении 2, а также в начале фильма «Гипотеза Ампера».
4 Все видеофильмы к уроку находятся в приложении 2
5 Фотографии железняка находятся в приложении 2, в виде фотографий
6 Тест и ответы к тесту находятся в приложении 3.