Постоянные магниты
Цель: Формирование представлений о постоянных магнитах и магнитном поле.
Задачи урока:
Образовательные задачи урока:
- Систематизировать и обобщить знания обучающихся о постоянных магнитах
- Научить основным подходам к исследованию магнитных полей постоянных магнитов.
- Актуализировать значимость магнитов в практической деятельности человека.
- организовать деятельность учащихся по освоению знаний о методах научного познания природы (физический эксперимент);
- овладение умениями использовать простые приборы для изучения магнитного поля постоянного магнита;
- представлять результаты измерений с помощью таблиц;
- применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств (компаса, магнитной стрелки);
Развивающие задачи урока:
- развивать учебно-интеллектуальные умения (устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать, делать выводы)
- развивать надпредметные умения и навыки, которые ведут к формированию практических представлений и методов работы с магнитами,
- развивать учебно-коммуникативные умения (задавать вопросы, объяснять и доказывать свою точку зрения, взаимодействовать в паре), формируя коммуникативные компетенции.
- Развивать интерес к предмету.
- создание благоприятных условий для развития мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
- содействовать развитию памяти, способностей, познавательных интересов, самостоятельности;
- содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу учения, к физике как элементу общечеловеческой культуры;
- воспитанию средствами урока уверенности в своих силах.
Место урока в системе уроков данного раздела:-1 урок раздела «Магнитные явления»
Тип урока: комбинированный.
Основные термины и понятия: магниты, магнитное поле.
Межпредметные связи: география, история.
Методы обучения: репродуктивный, проблемный, эвристический, частично-поисковый, исследовательский.
Оборудование: столы на 5 групп, медиапроектр, компьютер, магниты полосовой и дуговой, картон, металлические опилки, различные мелкие предметы сделанные из разных материалов, магнитные стрелки, компас, черные ящики, бейджики, фломастеры, макет средневекового театра, 2 листа с контурами магнитов.
Формы работы: Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый; ответы на поставленные вопросы; работа с интерактивной доской
Технологическая карта урока
Технология проведения |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя |
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов |
Планируемые результаты |
|||||
Предметные |
УУД |
||||||||
Организационный момент |
Заходя в кабинет учащиеся берут бейджики, окрашенные в 5 цветов. Цвет означает номер стола, за которым будет работать учащийся. Учащиеся подписывают бейджики. |
Организация пространства для урока. Столы стоят для работы в группах по 4 человека. На каждом столе стоят по 2 коробочки, лежат оценочные листы. |
Деление на группы, подготовка к уроку. |
|
|
||||
I. Мотивация к учебной деятельности (5 мин) Цели: психологически настроить учащихся на учебную деятельность
|
Приветствие учителя; приветствие учащимися друг друга.
Фронтальное обсуждение, один учащийся работает у доски
Работа с интерактивной доской. Выполняют задания. Отвечают на вопросы
|
Приветствие учителем учеников. Здравствуйте. Сегодня урок необычный – он пройдет в кабинете истории. На уроках физики вы достаточно часто обращаетесь к исследованиям ученых разных эпох. Кабинет истории – это машина времени, позволяющая переноситься в любую точку Земли, в любой исторический период. Как вы уже могли догадаться, сегодня мы совершим путешествие во времени. Пора собираться в дорогу. А чтобы проверить вашу готовность, повторим основные термины
1. Оперное пение – звуковое явление Кипение и пар – тепловое Бегущий спортсмен, едущий автомобиль - механическое Электризованные волосы– электр. Явл 2 сопоставить физическое тело и вещество:
дерево
воск, парафин
стекло
серебро
К путешествию готовы - пора в путь! |
Задание «Собери рюкзак в дорогу» Повторение основных понятий- работа на интерактивной доске. 1. Сопоставить явление(картинка) и вид физического явления 2. физическое тело и вещество? |
Вспомнить физические явления, Свойства электрических зарядов |
Познавательные Выделение необходимой информации.
Коммуникативные, личностные Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении |
||||
-вызвать познавательный интерес к проблеме; - обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний; - выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности реализации нормативных требований УД.
|
Учащиеся дают предположения о предмете в черном ящике, вспоминают ранее изученный материал, разрешают поставленную перед ними проблемную ситуацию.
Магнит может притягивать железо
|
Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений, которые подтолкнут учащихся к формулированию цели урока.
И путешествие начинается. Первая наша остановка – Древняя Греция. Мы плывем на корабле в сторону Малой Азии (сейчас это территории Турции). Перед нами гора – это очень опасное место. Если наш корабль пройдет близко к этой горе - он может развалиться на части, а мы потонем. Спасите корабль – объясните, в чем особенность этого места и как называется прибор, лежащий у меня в ящике, названный по имени этой горы.
Речевое взаимодействие на уровне фраз Предлагает объяснить решение загадки, разъяснить ответ, выслушивает различные варианты
Гора называется Магнезия – в честь нее вещество – магнит. Достать из ящика магнит. А что вы знаете о магнитах? Какие еще свойства вам известны? Пострадал бы корабль, если бы плыл далеко от берега? Всегда ли магнит сохраняет свои свойства? Выключить доску. Раздать учащимся магниты: на каждую группу 1 полосовой, один дуговой |
Учащимся предлагается выслушать загадку и отгадать что за предмет в черном ящике.
|
Решение проблемной ситуации |
Познавательные Выделение необходимой информации.
Регулятивные Постановка учебной задачи для решения проблемной ситуации,
Коммуникативные, личностные Умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении проблем. Формирование способности анализировать, сравнивать имеющийся учебный материал; воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников
|
||||
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне, осознание потребности к построению нового способа действий организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели. -актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; - развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся; -формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. |
Выступают, слушают учителя и одноклассников.
Самостоятельное выделение-формулирование цели, формулирование проблемы. Планируют свою деятельность для решения поставленных задач урока для достижения познавательной цели.
Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Знают только, что магниты притягивают металл, компас – магнитная стрелка
Запись в тетрадях Тема урока: Магниты |
Ставит ученикам проблемную ситуацию, Вместе с учениками определяет задачи урока.
Актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. Развитие произвольного внимания и памяти, познавательных интересов и инициативы учащихся.
Запись на доске- прикреплять на магниты Тема: Магниты Цель: Изучение свойств магнитов Задачи: 1. выяснить виды магнитов 2.Выяснить какие вещества взаимодействуют с магнитом 3. Выявить особенности магнитов
|
Вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу и что хотелось бы узнать нового.
Делают предположения о свойствах магнитов.
|
поставить перед собой задачу изучить свойства магнитов и магнитного поля.
|
Познавательные организовывают и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определяют цели, функции участников, способы взаимодействия, планируют общие
Регулятивные определять цели учебной деятельности;видеть проблему, осознавать возникшие трудности.
Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;
Личностные осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию. |
||||
III. Изучение нового (15 мин) Цели: «Открытие» новых знаний -развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента). Решение учебной проблемы и формулировка выводов |
Совместно активизируют и воспроизводят полученную информацию в соответствии с учебной задачей.
Проводят учебные эксперименты, анализируя их, отвечают на вопросы, поставленных в задачах к уроку. |
1. Вы обратили внимание, что магниты имеют разную форму, предположите какие виды магнитов выделяют? Естественные искусственные Постоянные временные Полосовые, дуговые Записать в тетради и на доске.
А мы отправляемся в Голландию 15 века. Уличные фокусники часто демонстрировали бумажный цирк. Нарисованные артисты двигались по сцене. Посмотрите и объясните его работу. Демонстрация |
Работают в группах, выполняя указанные опыты. Слушают собеседника, высказывают и аргументировать собственное мнение. Наблюдение эксперимента, проведение собственных опытов, выдвижение гипотез, их обсуждение, формулирование выводов, их коррекция.
|
Формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта. Усвоить понятия постоянного магнита, исследовать свойства магнита в ходе экспериментов.
|
Познавательные устанавливать причинно-следственные связи; выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании и анализе; преобразовывают практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями.
Регулятивные предвосхищать результат и уровень усвоения, принимать предложенный способ решения проблемы;
Коммуникативные устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, умение слушать, работать в группе. |
|
|||
Основа металлические части. Под сценой магнит
Овладение приемами самоконтроля правильности полученных результатов. Заполнение отчетных листов Анализ выполнения. вывод работа в группах
Формирование способности сравнивать свое планирование с итоговым коллективно составленным алгоритмом.
|
Любые ли предметы будут двигаться под действием магнита?
Вывод на доске и в тетради: Взаимодействуют – не взаимодействуют.
Организует проведение экспериментов и обсуждение результатов. Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению.
|
Откройте коробку № 1 в ней находятся тела из разных веществ. Определите какие из них притягиваются к магниту. Отчет занесите в отчетный лист №1: Тело – вещество – результат
|
Выяснение веществ, взаимодействующих с магнитом
|
|
|||||
Работа в парах Сильнее всего притягиваются к краям Воспитание способности высказывать свою точку зрения о способах решения практической задачи.
|
Формирование способности каждого ученика к участию в работе в малых группах.
Воспитание культуры делового общения, положительного отношения учеников к мнению одноклассников, умения оказывать и принимать помощь. Формирование способности определять содержание и последовательность действий для решения поставленной задачи.
|
разложите скрепки по длине всего магнита, переверните его, сделайте вывод
|
Выявление неравномерности проявления свойств магнита
|
|
|||||
Шарик или притянется к магниту и не оттолкнется или не будет притягиваться в конце желоба
фронтально
Магнит не притягивает предметы находящиеся на большом расстоянии
|
С заданием справились. Вывод на доске: не все вещества притягиваются магнитом, сильнее всего металлы. Самое сильное притяжение у краев – полюсов магнита Следующая остановка - Англия 17в. Английский епископ Джон Вилькенс предложил магнитный вечный двигатель. См. рисунок.
Но он почему-то не работал. Ваши объяснения? Какой вывод можно сделать?
|
Проблемная задача-картинка
|
Выявление уменьшения магнитных свойств с расстоянием. |
|
|||||
По взаимодействию с мелкими предметами
|
Вокруг магнита есть магнитное поле. Как можно увидеть магнитное поле? Примеры маленьких тел – металлические опилки и стрелки компаса
|
Открывают коробочку № 2 в ней находятся магнитная стрелка и банка с металлическими опилками.
|
|
|
|||||
Работа в парах Фронтальное обсуждение результатов эксперимента На 2 листах выполняют рисунки магнитных линий
|
Магнитные поля сосредоточены между полюсами.
|
Наблюдение спектров магнитных полей полосового и дугового магнита с помощью опилок
|
|
|
|||||
Компас Он всегда показывает на север Фронтально. На 2 листах дополняют направление магнитных линий Изображения в тетради Работа с учебником |
Совершим самое дальнее перемещение – Древний Китай 4 тыс. лет назад На территории Китая торговцы пользовались прибором, который вам хорошо известен, хотя и выглядел не так как современный
Изображение магнитных полей. Уточнение рисунков. Обратимся к учебнику. Стр. 138. Найдите описание магнита, дополните рисунок Вывод: у магнита 2 полюса северный и южный, магнитные линии выходят из северного полюса |
Наблюдение поворота магнитной стрелки около магнита, изображение магнитных полей. Работа с учебником |
|
|
|||||
IV. Закрепление нового (10 мин) Цель: воспроизведение изученного материала на уровне логических Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов. |
Выполняют задание, направленное на построение логического умозаключения согласно предлагаемой ситуации.
Первичное взаимодействие с собеседником на уровне логических вопросов по теме.
|
Организует фронтальную проверку понимания нового материала.
Организует постановку проблемных вопросов, при ответе на которые достигается усвоение нового материала.
Работа с интерактивной доской Задачи на «черный ящик»: определить, что находится внутри ящика |
Задание на установление соответствия между показанными в презентации точками ( закрепление понимания расположения магнитных полюсов)
|
Формулируют представления о магнитном поле, направлении магнитных линий магнитного поля
|
Познавательные закрепить общеучебные и логические умения и навыки; постановка и решение проблем
Регулятивные уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания; осознанно воспринимать и воспроизводить информацию на основе изученной темы.
Коммуникативные уметь сформулировать вопрос. |
||||
V. Контролирующее задание (5 мин) Цель:самостоятельное применение полученных знаний
|
Выполняют задание, вспоминают, воспроизводят фразы в письменной форме, соотносят с целевой установкой. Достигать поставленной цели за счет собственных ресурсов памяти, мышления. Самостоятельное обобщение полученной информации. Выбор необходимых способов действий для осуществления коммуникативной задачи. Обосновывают выбор общего решения или несогласия с мнением других. Оценивают правильность своих выводов, решений.
|
Побуждает учащихся к объяснению своих мыслей. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности.
Создает проблемную ситуацию, необходимую разрешить на основе учебного материала, изученного на уроке.
Создать условия для развития логического мышления и творческих способностей.
|
Работая в группах, решают качественные задачи. Расположить магнитные стрелки около магнитов,
2 найти и устранить ошибки
|
Закрепление полученных знаний о свойствах магнитов и магнитного поля Земли, применение их при решении качественных задач. |
Познавательные способствовать формированию интереса к самообразованию путём чтения интересных отрывков из книг и журналов, формулируют новые знания совместными групповыми усилиями
Регулятивные обеспечить развитие мышления, умения наблюдать и объяснять физические явления, формирование умений управлять своей учебной деятельностью
Коммуникативные содействовать развитию лексического запаса учащихся
Личностные проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу
|
||||
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. Самооценка учащимися результатов своей деятельности.
|
Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности: называют тему и задачи урока, отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Определяют степень своего продвижения к цели. Отмечают успешные ответы, интересные вопросы одноклассников, участников группы. Gps навигаторами компасами |
Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности. Предлагает учащимся оценить свою работу на уроке. Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. А чтобы вернуться в наше время скажите, какими приборами мы пользуемся сейчас чтобы не заблудиться или найти нужное место? А навигаторы ориентируются по магнитному полю земли. Мы возвращаемся, а чтобы ваши друзья из других групп знали о возвращении давайте дадим им телеграмму: Мне было знакомо Меня удивило Я смогу применить на практике
Возвращаемся. Давайте вернемся к целям, которые ставили в начале урока Достигли ли мы поставленных целей и задач? Домашнее задание по желанию: мини-исследование «Такие разные компасы» |
Отвечают на вопросы
|
Транслируют оценку результатов собственной деятельности. Анализ результатов собственной деятельности; определение существующих пробелов в полученных знаниях |
Познавательные организация учащимися своей учебной деятельности в зависимости от обозначенных пробелов в полученных новых знаниях; умение осуществлять самоконтроль и самооценку Регулятивные саморегуляция, оценка степени достижения цели Личностные осознавать личностную значимость владения методами научного познания;умение анализировать результаты собственной деятельности; определять существующие пробелы в полученных знаниях |
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.