Покорение вершины
Цель урока: систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов.»
Задачи урока:
- образовательные: повторить законы и формулы по теме: «Давление твёрдых тел,
- жидкостей и газов.»; совершенствовать навыки решения задач по данной теме;
- развивающая: продолжить формирование у учащихся учебно-логических умений;
- воспитательная: воспитать внимание, наблюдательность, работать в группе
Тип урока: повторительно-обобщающий
Методы: практический
Оборудование: пипетка, присоска, ливер(стеклянная трубка), шприц, карточки с заданиями, листы для ответов, доска, проектор
Столы сдвинуть по 2. Класс разделить на команды по 4- 6 человек
Структура урока:
- Организационный момент (2мин)- деление на команды
- Сообщение темы урока (1мин)
- Повторение и систематизация знаний. Решение задач. (40мин)
- Итог урока (2 мин)
Ход урока
1. Орг. Момент
Изучение наук, получение знаний – это покорение вершин – малых и высоких. Но восхождение на вершину в одиночку очень трудно, поэтому альпинисты идут группами – в связке, помогая друг другу. Разделитесь пожалуйста на группы, каждая группа садится за свой стол
2. Сообщение темы урока
Вы закончили изучение темы «Давление твердых тел, жидкостей и газов» Сегодняшний урок – повторение всего изученного вами. Каждое задание и вопрос связан с понятием «давление». А урок у нас необычный – это покорение горы. Если подъем на вершину совершится удачно, значит, вы много узнали и хорошо применяете знания. Начинаем восхождение в гору.
3. Повторение и систематизация знаний. Решение задач
У подножия горы.
Мы с вами собираемся покорить высокую гору. Давайте, прежде, чем отправимся в путь, узнаем, какая нас ждет в пути погода.
1. Задача Шерлока Холмса. Отвечают письменно и сдают ответ
Перед Ш.Холмсом стояла обыкновенная банка, в ней плавала пиявка. Доктор Ватсон спросил: «О, мистер Холмс, вы занялись изучением пиявок?» «Нет, я наблюдаю за погодой и думаю, что сегодня будет дождь, надо взять зонтик». Почему Ш.Холмс так решил?
(«Природный барометр». Пиявка является природным барометром. В хорошую погоду давление высокое, в воде достаточно кислорода и пиявка хорошо себя чувствует в воде, она лежит на дне. При пониженном давлении (перед дождем и снегом) содержание воздуха и кислорода в воде уменьшается и пиявка поднимается к поверхности воды.)
2. Собираясь в путь, берем с собой приборы и необходимые вещи.
Перевернутые карточки со словами. Команда тянет одно из слов, готовится и объясняет.
Пипетка, стеклянная трубка, шприц, присоска. Объясните, как они работают?
3. Поднимаясь на небольшую высоту, оглянемся: отвечают по очереди
1. Как пьет слон?
Шея у слона короткая, он опускает хобот в воду и втягивает в себя воздух. Под действием атмосферного давления хобот набирается водой, тогда слон сгибает хобот и выталкивает воду в рот.
2. При изготовлении стеклянных ёлочных шаров через трубку вдувают воздух, и расплавленное стекло принимает форму шара. Какое физическое явление положено в основу этого процесса?
3. Какую роль при питье играет атмосферное давление?
Ответ: Когда мы пьём, то под губами над поверхностью воды создаём область пониженного давления воздуха. Благодаря атмосферному давлению вода устремляется в эту область и попадает к нам в рот.
4. Почему давление измеряют в мм ртутного столба, а не водяного?
5. Мальчик сорвал с ветки лист, приложил его ко рту, и, когда втянул воздух лист лопнул. Почему?
Лист разрывается атмосферным давлением, которое имеет большую величину, чем давление воздуха во рту и лёгких человека в момент вдоха.
6. Автомашину заполнили грузом, изменилось ли давление в камерах колёс автомашины? Одинаково ли давление в верхней и нижней частях камеры?
7. Внутренние полости глубоководных рыб, вытащенных на поверхность тралом, всегда оказываются разорванными изнутри. Почему?
Ответ: Воздух, содержащийся в полостях внутренних органов глубоководных рыб, имеет давление столь же большое, как и внешнее давление воды, действующее на рыбу на большой глубине. При быстром извлечении рыбы на поверхность моря это большое внутреннее давление разрывает тело рыбы.
8. Почему сжатые газы содержат в специальных, очень прочных стальных баллонах? Почему в ходе перевозки баллоны с газом следует беречь от падений и ударов?
4. Формула, я тебя знаю: вставить пропущенные символы в формулы
5. Атмосфера. Впишите пропущенные графы и сопоставьте высоты.
- Вокруг Земли существует ______, которая удерживается благодаря ______ .
- Воздух имеет ___ и давит на земную поверхность и на все находящиеся на ней тела.
- С увеличением высоты плотность атмосферы ___________ и давление _________.
Тело человека приспособлено к атмосферному давлению и плохо переносит его понижение. При подъеме на высокие горы, многие люди чувствуют себя плохо, появляются приступы «горной болезни»: становится трудно дышать, как бы не хватает воздуха, из ушей и носа нередко идет кровь, можно даже потерять сознание.
И все же люди приспосабливаются и к таким непростым условиям, например, в мире несколько стран (Боливия, Мексика, Перу, Эфиопия, Афганистан), в которых большинство населения проживают на высоте свыше 1000 м над уровнем моря. В Тибете граница обитания человека превышает 5000 м над уровнем моря. Потоси, город, который ещё во времена Инков являлся крупнейшим месторождением серебра в Южной Америке, построен он на высоте 4090 метров и имеет население около 160 тысяч человек. Это самый высокий город на земном шаре.
6. Дальше…. Если команда не знает ответа – говорит – дальше…
Вопросы первой команде:
- Единицы измерения давления в системе СИ…. (Па)
- Что нужно уменьшить, чтобы увеличилось давление твёрдого тела на опору? (площадь опоры)
- Действуют ли водяные насосы в безвоздушном пространстве? (нет)
- Чему равно нормальное атмосферное давление в мм. рт. ст.? ( 760)
Вопросы второй команде:
- Единица измерения атмосферного давления… ( мм рт ст)
- Что является причиной давления газов на дно и стенки сосуда? ( удары молекул)
- Чему равно нормальное атмосферное давление в Па? (101 325 Па)
- С одинаковой ли скоростью , вытекает вода из сосуда, находящегося на вершине горы и из сосуда, находящегося у её подножии? ( нет, у подножия быстрее)
Вопросы третьей команде:
- Сколько Па в 1 кПа? (1000)
- Зависит ли давление жидкости на дно сосуда от площади дна? (нет)
- Как называется прибор для измерения давления которое больше или меньше атмосферного? (манометр)
- В сообщающиеся сосуды налиты одинаковое количество воды (в один) и керосина(в другой). В каком из них уровень жидкости выше? (в сосуде с керосином)
Вопросы 4 команде:
- В одинаковых сосудах до одинакового уровня налиты: в одном керосин в другом вода. В каком сосуде давление жидкости на дно больше? (с водой)
- Можно ли на вершине горы сварить яйцо вкрутую? (нет)
- Атмосферное давление зависит от погоды. А ещё от чего? (от высоты над Землёй)
- Что означает слово анероид? (безжидкостный)
7. Кроссворд
- Как называются машины, действие которых основано на законах движения и равновесия жидкостей?
- Причина изменения скорости тела.
- Система сообщающихся сосудов, при помощи которой жильё снабжается питьевой водой.
- Кто впервые выяснил, что жидкости и газы, передают давление во все стороны одинаково.
- Воздушная оболочка Земли.
- Какая физическая величина обозначается буквой ρ?
- Ученый впервые измеривший атмосферное давление.
- Прибор для измерения атмосферного давления.
8. На вершине!
Рассчитай высоту горы.
У подножия горы барометр показывает 760 мм рт. ст., а на вершине 522 мм рт. ст. Какова высота горы?
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.