Подготовка к ВПР-2019 по русскому языку. 7 класс
9 апреля в режиме апробации пройдет «ВПР-2019. 7 класс» по русскому языку. Работа будет включать 14 заданий, на выполнение которых отведут 90 минут. Наш постоянный эксперт, педагог, автор методических пособий Татьяна Захарова провела разбор заданий из демоверсии предстоящего экзамена.Первая часть
Задание 1
Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Есть на наших пр..сторах бл..годатный пояс земли называ..мый средней п..лосой. Она хороша умере(н,нн)ост..ю всего т..пла влаги со..нца. Чайковский Левитан Паустовский Пришвин были с..рдечно пр..вяза(н,нн)ы к (не)броской но п..этичной пр..род.. Средней Росси.. . Средн..я п..лоса это густые леса ра(з/с)пол..га..щиеся в северн..й ее части и лес..степь к югу. Это пашни между лесами. Это луга д..лины б..льших и маленьких реч..к синие блю(д/т)ца озер. М..стами р..внина сле(г/х)ка(2) холмит..ся.
Есть в этом обжитом кра.. заповедн..ки связа(н,нн)ые(3) с духовной жизн..ю людей. Они хр..нят память о пр..бывани.. здесь в..ликих сынов Росси.. .(4) Не счесть талантов взр..ще(н,нн)ых в этих краях! Бывая на родин.. писателей художников к..мп..зиторов вид..ш..: все самое в..ликое п..талось обыкнове(н,нн)ыми жизне(н,нн)ыми соками родной земли.
(По В. Пескову)
Максимальный балл: 9
Ответ
Есть на наших просторах благодатный пояс земли, называемый средней полосой. Она хороша умеренностью всего: тепла, влаги, солнца. Чайковский, Левитан, Паустовский, Пришвин были сердечно привязаны к неброской, но поэтичной природе Средней России. Средняя полоса — это густые леса, располагающиеся в северной ее части, и лесостепь к югу. Это пашни между лесами. Это луга, долины больших и маленьких речек, синие блюдца озер. Местами равнина слегка(2) холмится.
Есть в этом обжитом крае заповедники, связанные(3) с духовной жизнью людей. Они хранят память о пребывании здесь великих сынов России. (4) Не счесть талантов, взращенных в этих краях! Бывая на родине писателей, художников, композиторов, видишь: все самое великое питалось обыкновенными жизненными соками родной земли.
Комментарий
Текст содержит 51 орфограмму — при этом, если допущено более 5 ошибок, уже ставится 0 баллов. Из представленных 17 типов орфограмм некоторые изучаются непосредственно в 7 классе.
При подготовке напомним ученикам: чтобы правильно определить написание суффикса, нужно вначале определить способ словообразования. Например: «Досрочно» — слово образовано от прилагательного «досрочный» суффиксальным способом при помощи суффикса «О» / «Досуха» — слово образовано от прилагательного «сухой» приставочно-суффиксальным способом при помощи приставки «ДО» и суффикса «А».
Вспоминаем также правило правописания личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжений. Предлагаем учащимся запомнить следующую закономерность:
- букве Е в окончании глагола в единственном числе соответствуют буквы У-Ю во множественном числе: полЕт — полЮт, скачЕт — скачУт.
- букве И соответствуют буквы А-Я: слышИт — слышАт, обидИт — обидЯт.
Значит буквы Е и И в личных окончаниях глаголов можно проверять по множественному числу. Кстати, так легко проверяются все слова исключения: видЯт — значит видИт; смотрЯт — значит смотрИт. Справедливо и обратное — множественное число проверяем по единственному.
Если сомнение вызывает и единственное число, и множественное, то ставим глагол в начальную форму и смотрим, на что он оканчивается.
- -ить: значит в единственном числе пишем И, во множественном числе пишем А, Я,
- не на -ить: пишем Е в единственном числе, У, Ю — во множественном числе.
Это же правило применяем при написании суффиксов причастий. Если в глаголе множественного числа в окончании А - Я, то суффикс причастия АЩ - ЯЩ, если в глаголе пишем У-Ю, то суффикс причастия УЩ - ЮЩ. Суффиксы ЕМ-ИМ проверяем по окончаниям глаголов единственного числа: видИмый — видИт, проверяЕмый — проверяЕт
Что касается правописания НЕ с различными частями речи, то тут при подготовке нужно много упражняться в применении общих правил. Если с существительным не связан союз А, то пишем слитно («говорить неправду»). Если НЕ связано с причастием или прилагательным, то нужно посмотреть на зависимые слова: у причастий на раздельное написание с НЕ влияет любое зависимое слово («еще не скошенная трава»), у прилагательных только избранные слова (далеко, вовсе, отнюдь, ничуть, нисколько) и любые слова, начинающиеся с НИ («отнюдь не веселая история», «далеко не смешной фильм»). Глаголы, деепричастия и краткие причастия с НЕ пишутся раздельно. Местоимения пишутся с НЕ раздельно при наличии между частицей и местоимением предлога («не от кого», «не с кем»), а в остальных случаях — слитно (нечего, некого).
В пунктограммах задания акцент сделан на обособленные члены предложения. Для семиклассников это довольно новая информация — что знаки препинания могут не только разделять предложение, но и выделять его члены. При подготовке повторяем свойства определения: оно бывает распространенное (из нескольких слов) и одиночное. Учимся находить его в предложениях, подчеркивать. Аналогичным образом повторяем обстоятельство.
Задание 2
Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) — морфемный и словообразовательный разборы слова;
(3) — морфологический разбор слова;
(4) — синтаксический разбор предложения.
Максимальный балл: 12 (по 3 за каждый вид разбора)
Ответ
Комментарий
Если в задании (2) предложено наречие, то, скорее всего, речь идет о суффиксальном способе словообразования. Для определения суффикса причастия или отглагольного прилагательного нужно назвать глагол, от которого оно образовано.
В морфологическом разборе следует вспомнить свойства действительных и страдательных причастий:
- Действительные причастия: Настоящее время — АЩ, ЯЩ, УЩ, ЮЩ / Прошедшее время — ВШ, Ш
- Страдательные причастия: Настоящее время — ОМ, ЕМ, ИМ / Прошедшее время — ЕНН, НН, Т
Запомнить принадлежность причастия к тому или иному разряду можно по суффиксам. Простая подсказка: когда мы действуем — мы шумим. Следовательно, шипящие в суффиксе относят причастие к действительным.
При синтаксическом разборе (4) семиклассники часто допускают ошибки, определяя члены предложения, а также не везде указывают части речи.
Задания 3 и 4
Задание 3
Выпишите, раскрывая скобки, вставляя пропущенные буквы, предложения, в которых выделенные слова являются предлогами.
1) (В)течени.. получаса лил дождь.
2) Режиссер заинтересован (в)продолжени.. сериала.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал.
Максимальный балл: 2
Ответ
«В течение получаса лил дождь», «Несмотря на нездоровье, он работал». Правильное написание предлогов: в течение, несмотря на
Задание 4
Выпишите, раскрывая скобки, предложения, в которых выделенные слова являются союзами.
1) Мал, за(то) удал.
2) Что(бы) нам придумать?
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу?
4) Все осталось так(же), как прежде.
Максимальный балл: 2
Ответ
«Мал, зато удал», «Ты тоже готовишься к конкурсу?». Правильное написание союзов: зато, тоже.
Комментарий
Специфика данных заданий заключается в применении правил слитного и раздельного написания сходных грамматических конструкций: наречий, местоимений, существительных с предлогами и т.д. При выполнении нужно понять, какая часть речи представлена.
Задание 3
1) (В)течени.. получаса лил дождь. — Производный предлог.
2) Режиссер заинтересован (в)продолжени.. сериала. — Имя существительное с предлогом.
3) Мы поехали (на)встречу с друзьями. — Сочетание существительного с предлогом.
4) (Не)смотря на нездоровье, он работал. — Производный предлог.
Задание 4
1) Мал, за(то) удал. — Сочинительный союз.
2) Что(бы) нам придумать? — Сочетание местоимения с частицей «бы».
3) Ты то(же) готовишься к конкурсу? — Сочинительный союз.
4) Все осталось так(же), как прежде. — Сочетание наречия с частицей «же»
Семиклассники часто заблуждаются, они помнят стереотип из младшей школы, что предлог — это короткое слово. В результате не относят к предлогам такие слова как «благодаря», «вопреки» и др. Что объединяет все предлоги как служебные части речи? Они сами не отвечают на вопросы, но участвуют в постановке вопроса.
Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взята, надолго, понявший, эксперт.
Максимальный балл: 2
Ответ
Взята́ , надо́лго, поня́вший, экспе́рт.
Комментарий
В задании представлены как раз те части речи, которые изучаются в 7 классе.
Задание 6
Найдите и исправьте грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Возвращаясь с тренировки, у меня болели ноги.
2) По прибытию в лагерь мы разместились в новом корпусе.
3) Аккуратно подстриженные кусты украшали аллею.
4) Мы, затаив дыхание, слушали пение соловья.
Максимальный балл: 2
Ответ
Ошибки допущены в предложениях № 1 и № 2. Возможные варианты исправлений: «Когда я возвращался с тренировки, у меня болели ноги», «По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе», «Возвращаясь с тренировки, я испытывал боль в ногах», «По прибытии в лагерь мы разместились в новом корпусе».
Комментарий
Таблички-памятки для учеников:
Задание 7
Выпишите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Возвращаясь из Петровского мы сбились с дороги долго плутали в лесных оврагах.
2) В книжных шкафах размещенных вдоль стен есть прижизненные издания поэта.
3) В кабинет можно пройти через гостиную обставленную старинной мебелью.
4) Убегающая в глубь парка дорожка еще помнит легкую поступь молодого поэта.
Максимальный балл: 2
Ответ
«В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью».
Возможная формулировка обоснования: причастный оборот находится после определяемого слова и завершает предложение.
Комментарий
Рассуждения при выполнении:
1) Возвращаясь из Петровского, мы сбились с дороги, долго плутали в лесных оврагах.
Предложение простое, с однородными членами, которые разделяются запятыми, так как связаны бессоюзной связью: сбились, плутали. Есть деепричастный оборот, который стоит в начале предложения и выделяется одной запятой.
2) В книжных шкафах, размещенных вдоль стен, есть прижизненные издания поэта.
Предложение простое, однородных членов нет, есть распространенное определение, выраженное причастным оборотом. Причастный оборот стоит после определяемого слова, поэтому выделяется с двух сторон запятыми.
3) В кабинет можно пройти через гостиную, обставленную старинной мебелью.
Предложение простое, однородных членов нет. В предложении имеется распространенное определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова. Ставим одну запятую, так как причастный оборот находится внутри предложения.
4) Убегающая в глубь парка дорожка еще помнит легкую поступь молодого поэта.
Предложение простое, однородных членов нет, есть распространенное определение, выраженное причастным оборотом «убегающая в глубь парка». Определяемое слово при данном причастном обороте — «дорожка». В данном предложении причастный оборот не выделяется запятыми, так как определяемое слово стоит после причастного оборота.
Задание 8
Выпишите предложение, в котором необходимо поставить две запятые. (Знаки препинания внутри предложений не расставлены.) Напишите, на каком основании Вы сделали свой выбор.
1) Родник весело зазвенел вырвавшись из темных глубин земли.
2) Запел хрустальную песенку родник обрадованный человеческой заботой.
3) Выпив родниковой воды усталые путники сели на мягкий ковер травы.
4) Друзья вы делаете доброе дело помогая обустроить место вокруг родника.
Максимальный балл: 3
Ответ
«Друзья, вы делаете доброе дело, помогая обустроить место вокруг родника»
Возможные формулировки обоснования: Это предложение с обращением и деепричастным оборотом / Обращение стоит в начале предложения, деепричастный оборот завершает предложение.
Комментарий
При выполнении задания нужно выстраивать рассуждения аналогично с заданием 7.
Вторая часть
Текст 2
(1)Этим летом мне довелось ехать в поезде вместе с мальчиком лет двенадцати и его мамой. (2)Он сидел, уткнувшись в книгу, и увлеченно читал «Тараса Бульбу» Гоголя.
— (3)Мой сын прямо-таки глотает книги, — сказала женщина. — (4)В отличие от многих его сверстников, он очень начитанный.
(5)Я поинтересовалась, книги каких авторов он читал, и паренек вытащил из рюкзака блокнот с длинным списком произведений русских и зарубежных классиков и современных писателей. (6)Я обрадовалась: значит, и среди современных подростков встречаются книгочеи!
— (7)Мы в классе соревнуемся, кто за лето больше книг прочтет, — сообщил он. — (8)Я в прошлом году был первым.
(9)У меня на коленях лежал томик Льва Николаевича Толстого, раскрытый на страницах повести «Хаджи-Мурат», и я углубилась в чтение.
— (10)А вы за сколько минут страницу прочитываете? — вдруг услышала я голос паренька.
— (11)Не заметила... не считала!
— (12)А я заметил: пока вы пятнадцать страниц прочитали, я уже двадцать три успел!
— (13)Да зачем ты торопишься? (14)Не торопись, вдумывайся в то, что читаешь, иначе пропустишь что-нибудь важное.
— (15)Важное-то я не пропущу, — ответил он самоуверенно. — (16)Я только описания природы пропускаю, всякие там облака, цветочки-лепесточки.
(17)Поезд уже подходил к станции, а мне так хотелось поговорить с юным попутчиком. (18)"А ведь читать-то ты, дружок, не умеешь, — хотела я сказать ему. — (19)Из книги берешь самую малость, только цепочку событий. (20)А книга готова дать тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит тебя читать не только строки, но и между строк..." (21)И пока мне думалось, что этих слов он вовсе не поймет, пока я сердилась сама на себя, решая, как бы мне растревожить этого самоуверенного мальчишку, поезд стал замедлять ход.
(22)Мать мальчика, обращаясь ко мне, восхищенно сказала:
— Вы только взгляните! (23)Он уже проглотил книгу!
(24)И тут я, наверное, обидела ее.
— (25)Вы заблуждаетесь,— ответила я. — (26)Он вовсе не умеет читать.
(По Э. Цюрупе)
Задание № 9
Определите и запишите основную мысль текста.
Максимальный балл: 2
Ответ
Возможные формулировки: «Если читать книгу вдумчиво, ничего не пропуская, то она даст тебе бесценный клад мыслей и чувств, научит понимать даже то, что содержится между строк», «Умение читать заключается не в быстром „проглатывании“ книги, а в понимании прочитанного и скрытого между строк».
Комментарий
В тексте Э. Цюрупы говорится о мальчике, который читает в поезде. Ответим на вопрос: «А что самое главное говорится об этом мальчике?». То, что он, по мнению рассказчика, вовсе не умеет читать. Основная мысль текста содержится в ответе на вопрос: «Что значит уметь читать?».
Задание 10
Определите, какой тип речи представлен в предложениях 18–20 текста. Запишите ответ.
Максимальный балл: 1
Ответ
Рассуждение.
Комментарий
В данном отрывке нет описания кого-то или чего-то и нет героя, который совершает какие-то действия. Текст представляет собой размышления автора.
Задание 11
Какое первое впечатление произвел мальчик на автора текста? Запишите ответ. Выпишите из текста не менее трех ключевых слов (словосочетаний), которые подтверждают Ваш ответ.
Максимальный балл: 5
Ответ
Возможная формулировка: «Сначала мальчик произвел на автора впечатление начитанного человека, который интересуется и классикой, и современной литературой».
Слова и словосочетания, подтверждающие ответ: уткнувшись в книгу, увлеченно читал, глотает книги, очень начитанный, длинный список произведений, книгочей.
Комментарий
Сначала надо ответить на конкретный вопрос: хорошее или плохое впечатление произвел мальчик на рассказчицу? Хорошее впечатление, а именно начитанного человека, интересующегося русской и зарубежной литературой.
Задание 12
Определите и запишите лексическое значение слова «заблуждаться» из предложения 25.
Максимальный балл: 1
Ответ
Заблуждаться — иметь ошибочное, неправильное мнение.
Комментарий
Объяснить лексическое значение слово можно через подбор синонимов. Заблуждаться — ошибаться.
Задание 13
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 4–5, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним к этому слову.
Максимальный балл: 2
Ответ
Стилистически окрашенное слово: паренек. Синоним: мальчик.
Комментарий
Стилистически окрашенное слово — это слово, которое характерно только для определенного стиля речи. Например, разговорного и высокого книжного. В предложениях 4-5 таким словом является слово «паренек», характерное для разговорного стиля.
Задание 14
Объясните значение пословицы «Не на пользу читать, коли вершки хватать», запишите Ваше объяснение.
Максимальный балл: 2
Ответ
Возможная формулировка: «Чтение не пойдет на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к осмыслению прочитанного».
Комментарий
Вначале ответим на вопрос «Как я понимаю эту пословицу»? Затем приводим пример, ситуацию, отражающие уместность применения данной пословицы.
Система оценивания
Максимальный балл за выполнение работы: 47.
Рекомендации по переводу первичных баллов в отметки по пятибалльной шкале
Отметка по пятибалльной шкале |
«2» |
«3» |
«4» |
«5» |
Первичные баллы |
0–21 |
22–31 |
32–41 |
42–47 |