По дороге добра
Форма проведения: игра-путешествие.
Возрастная группа: для детей среднего и старшего дошкольного возраста (5-7 лет).
Степень знакомства с понятием «благотворительность»: низкая, первое занятие
Условия проведения: групповое помещение.
Цель: Развитие социально-коммуникативных умений дошкольников средствами риторики.
Задачи:
- Формировать представления дошкольников о способах проявления к людям таких нравственных качеств личности как доброта, вежливость, отзывчивость.
- Познакомить со словом «благотворительность».
- Развивать умение внимательно слушать и приходить на помощь, проявлять позитивное социальное поведение.
- Воспитывать культуру речевого поведения и отзывчивость.
- Формировать навыки эмоционально-положительного, доброжелательного отношения к сверстникам и окружающим.
Материалы и оборудование:
- технические средства для прослушивания и просмотра,
- дидактические материалы – звукозапись детской песенки «Дорога добра», мультфильм «Просто так…», сюжетные картинки (плохие и хорошие поступки),
- материалы для рисования – белые листы (формата А4) в виде лепестков ромашки по количеству детей, два желтых картонных круга (сердцевина будущего цветка), степлер один, цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры, трафареты (для средней группы) с изображением игрушек (все по количеству детей).
Методы и приемы:
- Беседа по пословице «Добро сеять – добро и пожинать».
- Просмотр мультфильма «Просто так…».
- Беседа по сюжету просмотренного мультфильма.
- Метод продуктивного чтения по сказке «Добруня».
- Игровая ситуация «Приход куклы Ромашки».
- Игровая мотивация «Благотворительная помощь малышам из ясельной группы».
- Продуктивная деятельность (рисование на лепестках ромашки для старших дошкольников, раскрашивание по трафаретам – для детей средней группы).
- Изготовление ромашки доброты для малышей ясельной группы.
- Анализ созданного продукта детской деятельности.
- Подведение итога «Благо творить – радость дарить!».
Возможное последействие: Проведение развлечения «Что такое дружба?», «По дороге с облаками» – защита природы в наших руках; Проект «Помоги другу» и т.п.
Ход образовательной деятельности
Звучит песенка «По дороге добра». Педагог приветствует детей и предлагает объяснить пословицу «Добро сеять – добро и пожинать».
– Ребята, доброе утро! Как вы думаете, что значит пословица «Добро сеять – добро и пожинать»? (Возможные ответы детей: Это значит, что к людям нужно относиться по-доброму, и тогда они тоже не будут тебя обижать.).
– Ребята, какие еще вы знаете поговорки и пословицы о добре? («Доброе слово дом построит, а злое – разрушит», «Делай дела от своей доброты – жить будешь сам совсем без беды», «Добро того учит, кто слушает», «Кто добро творит, того жизнь благодарит».).
– Какими чертами характера и качествами личности должен обладать добрый человек? (Вежливый, веселый, благодарный, ласковый, внимательный, заботливый).
– Ребята, я для вас приготовила мультфильм, хотите посмотреть? (Да.).
– Тогда отправляемся в кинозал. (Под песенку добра проводится физкультминутка.)
– Пожалуйста, присаживайтесь на эти волшебные подушечки нашего кинозала. (Педагог вместе с детьми смотрит мультфильм «Просто так…» и затем проводит беседу).
– Ребята, о чем этот мультфильм? (О хорошем, добром поступке главного героя – он подарил хорошее настроение тому, кого встретил, а потом все остальные герои сделали тоже самое – подарили букет другому просто так!).
– Наши поступки могут испортить или наоборот улучшить настроение окружающих нас людей. Значит, пословица «Доброе сеять – добро и пожинать» появилась у людей неспроста. Всегда были люди, которые своими делами творили добро, то есть создавали что-то на «благо» другим просто так. Дела или деятельность таких людей называют одним словом «благотворительность». (Дети повторяют слово по частям БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ).
– Ребята, сейчас мы отправляемся в сказочную страну «Риторика». (Дети садятся в круг и слушают сказку «Добруня» (Книга «Риторика до школы», стр.155, см. список литературы).
В солнечной стране жила девочка. Она всегда делала добрые дела, всем помогала. Звали ее Добруня. Но однажды ее родителей забрал злой волшебник, которого все боялись, и девочка осталась совсем одна. И решила Добруня идти спасать своих родителей. В страну, куда злой волшебник забрал ее родителей, дорога была длинная. В этой стране никогда не делают добрые дела, никто никому не помогает.
Отправилась Добруня в путь, и вдруг видит – старушка несет тяжелую корзинку. Подошла Добруня к старушке и помогла ей. За это старушка подарила Добруне клубок, который укажет путь в Черную страну, где находятся ее родители.
Идет Добруня за клубком и вдруг видит: огромная птица хочет убить воробья. Прогнала Добруня огромную птицу, а воробей подлетел к ней, и говорит ей человеческим голосом: «Спасибо тебе девочка, что спасла меня от смерти. За это я дам тебе зернышко. Брось его, и из него вырастит лес».
Пошла Добруня дальше и увидела цветы. Они ее попросили: «Добрая девочка, полей нас, пожалуйста». Добруня полила цветочки. За свою доброту получила она в подарок палочку. А палочка была волшебная. Стоит ее бросить в воду, и она превратится в мост.
Поблагодарила Добруня цветы за подарок и пошла дальше. И вот дошла Добруня до высоких черных ворот, открыла их, а там темным-темно. Вдруг появился перед ней злой волшебник: «Что тебе надо, девочка? Зачем пришла?», – спросил волшебник. «Я пришла за своими родителями», – ответила Добруня. «Хорошо.
– Я разрешу тебе забрать их, но только после того, как ты вырастишь мне лес, перейдешь огромное глубокое озеро без моста. Поверь мне, в мире не осталось добрых людей, которые могли бы помочь тебе!».
Бросила Добруня зернышко, и тотчас вырос густой лес. Кинула Добруня палочку волшебную в воду, и превратилась она в мост. Перешла Добруня озеро, а на той стороне ждали ее родители. И как только ступила она на берег, ворота и разрушились, злой волшебник исчез, а в мир вернулась доброта.
– Ребята, почему у Добруни получилось победить злого волшебника? (Ей помогло то, что подарили старушка, воробей и цветы, которых она спасла или помогла.) Значит, поговорка «Если дела твои от доброты, будешь сам без беды» тоже в народе не зря появилась.
Появляется кукла Ромашка в зеленом платьице, а на голове у нее желтая шапочка в виде цветка с белыми лепестками. Обращаясь к детям, она просит разобрать сюжетные картинки, которые нечаянно рассыпала по дороге к ребятам.
– Ребята, здравствуйте! Мне очень нужна ваша помощь, я совсем запуталась! Подскажите, пожалуйста, где нарисован хороший поступок, а где плохой. (Дети собирают картинки с изображениями и объясняют свой выбор, отвечая на следующие вопросы педагога.).
– Что изображено?
– Какой это поступок: хороший или плохой?
– Какие чувства испытывают герои сюжета?
– Это хорошо или плохо? Почему?
– Да, ребята, я поняла, если человек мне в ответ улыбается, его настроение улучшается, он становится веселым и испытывает радость от нашего общения, значит, это я посеяла в нем семя добра, и оно начинает прорастать, отчего нам становится вместе хорошо!
– Спасибо, вы сделали для меня хорошее дело и я в ответ, хочу подарить вам свои белоснежные лепестки, чтобы вы их раскрасили по своему настроению – ярко и красиво.
«Спасибо!» – говорят ей дети, а педагог добавляет – Ромашка, ты наша благотворительница. Дети повторяют по частям слово «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НИЦА». (Кукла Ромашка прощается и уходит.) Педагог обращается к детям с вопросом.
– А что мы можем сделать, чтобы преумножить добро и поделиться своим хорошим настроением? (Педагог выслушивает ответы детей, а затем предлагает стать благотворителями для самых маленьких воспитанников детского сада – нарисовать что-то доброе и нужное для малышей, чтобы они порадовались и росли добрыми, такими как сама доброта.)
Дети разбирают белые листочки и «творят» добро для малышей (например, солнышко, радугу, бабочку, цветы, шарики, игрушки по трафаретам или самостоятельно в зависимости от возрастной группы). (Во время выполнения работы тихо звучит музыка «Дорога добра».)
– Ребята, какие же вы – молодцы! Такие красивые и яркие рисунки нарисовали! Давайте их объединим и желтому кругу прикрепим. (Дети подходят к педагогу и все рисунки степлером присоединяются к желтому кругу – сердцевине цветка ромашки.)
– Посмотрите, ребята, какая ромашка доброты у нас получилась! Пойдемте и подарим ее малышам. (Дети вместе с педагогом спускаются в младшую группу и дарят ромашку, получая в ответ улыбки малышей).
– Ребята, какие чувства вы сейчас испытываете? (Радость, хорошее настроение.)
– Что мы с вами сделали?(Мы сотворили благо – объединив свою доброту в одну красивую ромашку, которую изготовили своими руками.) Поговорка «Благо творить – радость дарить!» могла бы стать нашим девизом? («Да»). Значит, мы занимались благотворительностью. (Дети повторяют слово по частям «БЛАГО-ТВОРИ-ТЕЛЬ-НОСТЬ»).
– Каждому из вас я хочу подарить смайлики с улыбочкой. Заберите домой, и расскажите родителям, о чем мы сегодня говорили в детском саду и чем занимались. Спасибо вам за общение! Всего самого доброго! Я желаю, чтобы эти смайлики подарили вам радость и хорошее настроение. (Звучит песенка «Дорога добра».)
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.