Плюс десять
Формировать умение выполнять сложение и вычитание числа 10 с однозначными числами.
Формировать умение складывать и вычитать числа в пределах 20 без перехода через десяток.
Закреплять умение выполнять сложение и вычитание чисел, используя изученные приёмы вычислений.
Закреплять умение использовать правило перестановки чисел при сложении.
Закреплять понимание десятичного состава двузначных чисел.
Закреплять умение решать задачи на нахождение суммы и остатка.
Закреплять умение осознанно выбирать знак арифметического действия при решении задач.
Развивать вычислительные навыки.
Развивать наблюдательность, умение видеть закономерности и делать выводы, внимание, математическую речь учащихся.
Сложение однозначных чисел с числом 10
определение количества предметов на рисунке
определение суммы денег на рисунке
решение задач на нахождение суммы и остатка
восстановление чисел в равенствах
определение последовательности записей сложения и её продолжение в соответствии с найденной закономерностью.
Прибавление числа 10, сложение в пределах 20, решение задач.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 1 учебника. Повторение десятичного состава чисел второго десятка с опорой на наглядные изображения. Пересчитывать колечки на пирамидках не нужно, их количество обозначено числами в записях под рисунками. Учащиеся записывают равенство, соответствующее каждому рисунку. Работа с интерактивным заданием. Учитель может сначала предложить ученикам посчитать игрушки в каждой коробке и сделать вывод: в каждой коробке 10 игрушек. Учащиеся определяют общее количество игрушек на каждом рисунке и дополняют равенства числами. Важно обратить внимание учеников, что в записи сложения сначала нужно записать число, обозначающее количество игрушек в коробке. Можно предложить ученикам назвать наибольший и наименьший результат сложения. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 2 учебника. Сложение однозначных чисел с числом 10 с опорой на рисунки. Учащиеся записывают равенства. Учитель обращает внимание детей на необходимость использования правила перестановки чисел в сумме. Работа с интерактивным заданием. Прибавление однозначных чисел к 10. Запись двузначного числа, соответствующего сумме денег на рисунке. Учащиеся считают, сколько всего рублей, используя изученные приёмы вычислений, и записывают двузначное число под соответствующим рисунком. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы и целеполагание | Работа с заданием № 3 учебника. Задание выполняется устно. Роль рисунков при выполнении сложения снижается, учащиеся постепенно переходят к операциям с числами. Учитель уточняет, что пересчитывать количество цветов в вазе не нужно, их 10, и переходит к выполнению задания. Вопрос. В первую вазу Аня поставила ещё 3 цветка. Сколько цветов стало? Ответ. 10 и 3 — всего 13. Вопрос. Сколько цветов стало во второй вазе, если Аня поставила туда ещё 7? Ответ. 10 и 7 — всего 17. Вопрос. В третью вазу Аня поставила ещё 9 цветов. Сколько стало? Ответ. 10 и 9 — это 19. Работа с интерактивным заданием. Сложение однозначных чисел с числом 10, используя правило перестановки чисел в сумме. Учащиеся прибавляют 10 к каждому однозначному числу и записывают результаты. После выполнения задания можно предложить детям назвать двузначные числа в порядке увеличения или уменьшения. |
4 | 4. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. Восстановление пропущенных чисел в равенствах. Работа с интерактивным заданием. Учащиеся находят записи сложения с одинаковыми результатами и соединяют их линией. Можно предложить ученикам объяснить, почему в этом задании можно не выполнять вычисления (повторение переместительного свойства сложения). |
5 | 5. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Решение обеих задач сначала проговаривается устно. Учитель читает текст, просит учеников рассмотреть запись равенства в учебнике и определить, какой знак арифметического действия нужно поставить, чтобы найти ответ на вопрос. Затем такое же обсуждение проводится и по второй задаче. Необходимо обратить внимание детей на то, что запись равенства подходит и к первой, и ко второй задаче. Вопрос. Одинаковые ли получаются ответы? Ответ. Нет. Вопрос. Почему числа одинаковые, а ответы разные? Ответ учащиеся дают в произвольной форме. Учитель подводит итог: в первой задаче количество рыбок уменьшилось, поэтому выбрали знак «минус», во второй задаче количество рыбок увеличилось, поэтому выбрали знак «плюс». Работа с интерактивным заданием. Сложение числа 10 и однозначных чисел. Запись ответов. |
6 | 6. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с интерактивным заданием. Выполнение вычислений по цепочке. Сложение чисел в пределах 20 без перехода через десяток, используя изученные приёмы вычислений (с опорой на десятичный состав чисел второго десятка и состав однозначных чисел). |
7 | 7. Итог урока | Работа с интерактивным заданием. Учащиеся определяют правило, по которому расположены записи сложения, и дополняют последовательность ещё двумя записями в соответствии с найденной закономерностью. |