Плавание тел
Класс: 7
Учебник: Пёрышкин А. В. Физика 7 класс («Дрофа»)
Тип урока: открытие нового знания: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.
Продолжительность урока: 45 мин.
Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, самостоятельная.
Методы обучения: иллюстративно - словесный, наглядный, частично -поисковый.
Технические и дидактические средства:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация к уроку;
- сосуды с водой, насыщенными растворами соли и сахара, растительным маслом (5 шт.); салфетки (6 шт.).
- деревянный брусок, яйцо (2 шт.), наборы тел (парафиновая свеча, пробка, цилиндр из алюминия) для экспериментального задания (4 шт.).
- ареометр (2 шт.)
- карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы.
Цели
Обучающая:
- выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела;
- усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающая:
- развивать у обучающихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
- формировать навыки организации самостоятельной деятельности;
- создать условия для активизации мышления школьников.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность, культуру в организации учебного труда.
Планируемые результаты
Личностные умения:
- проявление самостоятельности в приобретении новых знаний и практических умений;
- проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме;
- проявление творческого отношения к процессу обучения;
- готовность к равноправному сотрудничеству;
- потребность в самовыражении и самореализации;
- убежденность в возможности познания природы.
Метапредметные умения
Познавательные:
- умение находить сходство и различие между объектами, обобщать полученную информацию;
- умение вести наблюдение;
- умение прогнозировать ситуацию.
Регулятивные:
- умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- умение соотносить учебные действия с известными правилами;
- умение выполнять учебное действие в соответствии с планом.
Коммуникативные:
- умение формулировать высказывание;
- умение согласовывать позиции и находить общее решение;
- умение адекватно использовать речевые средства и символы для представления результата.
Предметные умения:
- умение объяснять условия плавания тел на основе изученного понятия архимедовой силы и силы тяжести, действующие на тело, погружённое в жидкость, а также зависимости плотности тела и жидкости;
- умение составлять план эксперимента и делать вывод;
- умение работать с текстом учебника.
План урока
1. Организационный момент (1 мин).
– Здравствуйте! Присаживайтесь.
2. Постановка цели и задач урока (3 мин.)
- У всех хорошее настроение. На улице прекрасная погода. Скоро наступит ваше самое любимое время года – лето. А чем вы будете заниматься летом? … А что можно делать в реке? Плавать.
Формулирование темы урока.
Опыт 1. Одно тело плавает в воде (деревянный брусок), а другое тонет (алюминиевый цилиндр). Почему?
Формулирование цели и задач урока.
Цель урока: выяснить условия плавания тел.
Задачи урока:
- научиться объяснять поведение тел в жидкости;
- самостоятельно выполнить эксперимент и научно объяснить его результаты.
3. Актуализация опорных знаний (4 мин).
Продолжите предложения (Слайд 1):
- На тело, погружённое в жидкость, действует выталкивающая сила, которую называют архимедовой.
- Архимедова сила, действующая на полностью погружённое в жидкость тело равна весу жидкости в объёме этого тела.
- Архимедова сила зависит от плотности жидкости и объёма тела.
FА = ρжgVт
- Действуют ли ещё какие - либо силы на тело, погружённое в жидкость?
Fm = m·g
Действует сила тяжести
- Как направлена архимедова сила? Вверх.
- Как направлена сила тяжести? Вниз.
Рисунки на доске, все возможные варианты.
4. Открытие новых знаний (10 мин) (Слайды 2–5).
Условия плавания тел
Вывод 1. Поведение тела в жидкости зависит от соотношения силы тяжести и архимедовой силы.
Опыт 2. Почему одно яйцо плавает, а другое тонет?
- Разные плотности жидкостей? Как определить плотность жидкости?
Знакомство с ареометром:
Ареометр состоит из стеклянной колбочки, дно которой утяжелено. Сверху колба переходит в тоненький трубчатый стержень с градуированной шкалой плотности. Когда ареометр опускают в жидкость, его стеклянная колбочка погружается на определенную глубину до тех пор, пока архимедова сила не уравновесит силу тяжести. И по шкале определяют плотность жидкости.
Вывод 2. Поведение тела в жидкости зависит от соотношения плотности тела и плотности жидкости, чем меньше плотность тела, тем меньшая часть тела погружена в жидкость.
ρж >ρт – всплывает
ρж = ρт – плавает
ρж <ρт – тонет
- Приведите примеры тел, которые тонут в воде, плавают в любом месте водоёма? А какие тела плавают на поверхности воды?
Айсберг?
Айсберг – «ледяная гора» - крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море (Слайд 6).
Природа айсбергов впервые верно объяснена русским учёным Михаилом Васильевичем Ломоносовым.
Плотность льда меньше плотности морской воды, поэтому около 90% объёма айсберга находится под водой. Ледяные горы в океане незабываемо красивая и величественная картина. Они имеют самые причудливые формы и удивительно окрашены.
Айсберги являются гигантскими хранилищами пресной воды. Айсберг толщиной 150 м длиной 2 км шириной 0,5 км содержит 150 млн. тонн пресной воды, причём очень высокого качества. Этого количества воды хватило бы на месяц такому гигантскому городу, как Москва.
Наиболее страшной трагедией, разыгравшейся из-за айсберга, была гибель «Титаника». В 1912 году это судно столкнулось с айсбергом в Атлантическом океане и затонуло вместе с 1513 пассажирами. Тогда это было самое большое пассажирское судно в мире.
С тех пор за передвижением айсбергов наблюдает специальная международная комиссия и предупреждает суда об опасности.
5. Динамическая пауза (3 мин).
Игра «Тонет – не тонет!»
Дети встают в круг лицом друг к другу. Учитель называет различные предметы, дети показывают, что с ними происходит в воде, используя условные обозначения:
- « тонет» - присесть на корточки;
- «не тонет» - подпрыгнуть вверх, при этом хлопнуть в ладоши над головой.
Например, камень – тонет – присели; лодка – плавает – подпрыгнули. При выполнении упражнений разговаривать нельзя.
6. Первичная проверка понимания (4 мин).
Заполните таблицу
(Работа в парах с взаимопроверкой)
Условия плавания тел |
||||
Поведение тела |
Соотношения между силами |
Соотношения между плотностями |
||
Тело тонет, |
сила тяжести больше архимедовой силы |
FT > FA
|
плотность тела больше плотности жидкости |
ρТ > ρж
|
Тело всплывает, если... |
сила тяжести меньше архимедовой силы |
FT < FA
|
плотность тела меньше плотности жидкости |
ρТ < ρж
|
Тело находится в равновесии в любом месте жидкости, если... |
сила тяжести равна архимедовой силе |
FT = FA
|
плотность тела равна плотности жидкости
|
ρТ = ρж
|
7. Закрепление материала и применение знаний и умений (12 мин).
А) Вопросы и задания: (5 мин).
1. Если в цилиндрический сосуд с водой опустить три шарика: парафиновый, железный и пробковый.
Как они расположатся?
- Пробковый (240)
- Парафиновый (900)
- Железный (7800)
2. Экспериментальное задание: как расположатся в одном сосуде две несмешивающиеся жидкости (вода и подсолнечное масло)?
Проверьте на опыте.
- Подсолнечное масло (930)
- Вода (1000)
3. Если в цилиндрический сосуд налить три жидкости: воду, ртуть и керосин. Как они расположатся в сосуде?
- Керосин (800)
- Вода (1000)
- Ртуть (13600)
4. Пробка, плотность которой 0,25 г ̸ см3, плавает на воде. Какая часть пробки погружена в воду? (1 ̸ 4 часть)
Б) Практическая работа (7 мин), (по группам, 4 варианта).
Выполнение работы (3 мин).
Озвучивание результатов (1 мин для каждой группы).
Оборудование: Набор тел: парафин, пробка, алюминиевый цилиндр, сосуды с различными жидкостями, салфетки, ареометры.
Задание: Выяснить какие из перечисленных тел в насыщенном растворе соли (сахара, растительном масле, чистой воде) всплывают, плавают, тонут?
Сравнить плотности тел и жидкости.
Сделать вывод.
Название жидкости и её плотность, (кг ̸ м3) |
Название вещества и его плотность, (кг ̸ м3) |
Поведение тела внутри жидкости |
1.Насыщенный раствор соли в воде
|
Пробка - 240 Алюминий - 2700 Парафин - 900 |
|
2. Насыщенный раствор сахара в воде
|
Пробка - 240 Алюминий - 2700 Парафин - 900 |
|
3. Масло растительное |
Пробка - 240 Алюминий - 2700 Парафин - 900 |
|
4. Вода чистая |
Пробка - 240 Алюминий - 2700 Парафин - 900 |
|
Примечание: Плотности тел берутся из таблицы учебника, плотности жидкостей определяются ареометром.
8. Контроль усвоения изученного материала (4 мин).
Фронтальная самостоятельная работа по карточкам с последующей проверкой, аргументацией и коррекцией результатов.
Вариант №1.
Вариант №2.
Вариант №3.
Вариант №4.
9. Рефлексия (2 мин).
- Что нового узнали на уроке?
- Что было самым трудным?
- Что было самым интересным?
- Довольны ли вы результатами своей работы?
10. Домашнее задание (1 мин).
§50, Упр. 25 (1,2 устно), № 387 (П).
11. Итоги урока (1 мин).
Учитель оценивает работу детей, выставляет оценки.
Дети и учитель благодарят друг друга за урок.
Самоанализ урока
Урок по теме «Плавание тел».
Тип урока: открытие нового знания.
При организации урока использованы следующие методы:
- по источнику знаний: иллюстративно-словесные, наглядные, практические;
- по степени взаимодействия учителя и обучающихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах и группах;
- по характеру познавательной деятельности: продуктивные, частично - поисковые, творческие;
- по принципу расчленения или единения знаний: аналитические и обобщающие.
Дидактическая цель: выяснить условия плавания тел
Обучающая: выяснить условия плавания тел в зависимости от силы тяжести и архимедовой силы, действующей на тела в жидкости, а также в зависимости от плотности жидкости и тела; усвоить их на уровне понимания и применения с использованием логики научного познания.
Развивающая:
- развивать у обучающихся творческую активность, творческие способности, умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; умение планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать;
- формировать навыки организации самостоятельной деятельности;
- создать условия для активизации мышления школьников.
Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, потребность в познании нового, внимание, самостоятельность, коммуникативные качества, аккуратность, культуру в организации учебного труда.
Задачи урока:
- научиться объяснять поведение тел в жидкости;
- самостоятельно выполнить эксперимент и научно объяснить его результаты.
В основу урока заложены идеи личностно-ориентированного обучения, технологии проблемного обучения. Использовались приёмы активизации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная беседа во время изучения нового материала, организация групповой работы, организация обратной связи, похвала, одобрение.
Здоровьесберегающая среда обеспечивалась через создание условий для проведения урока: смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Кабинет был проветрен, слайды презентации были выполнены контрастными цветами и крупным шрифтом, динамическая пауза помогла снизить умственное и физическое напряжение.
План урока:
- Организационный момент (1 мин)
- Постановка цели и задач урока (3 мин)
- Актуализация опорных знаний (4 мин)
- Открытие новых знаний (10 мин)
- Динамическая пауза (3 мин)
- Первичная проверка понимания (4 мин)
- Закрепление материала и применение знаний и умений (12 мин)
- Контроль усвоения изученного материала (4 мин)
- Рефлексия (2 мин)
- Домашнее задание (1 мин)
- Итоги урока (1 мин)
Данный урок проходил в 7 классе, где 8 учеников. У детей разный уровень знаний, но все знают основные термины, активно работали на уроке.
Урок построен в соответствии с программными требованиями, находится во взаимосвязи с предыдущими и последующими уроками, которые объединены в общий раздел «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов». Данный урок является одним из завершающих уроков главы 3. Обучающимся уже известно о давлении в жидкостях и газах, выталкивающей силе, они знают закон Архимеда.
Необходимое оборудование и раздаточный материал были подготовлены заранее. Карточки с заданиями лежали на столах обучающихся картинками вниз.
Начало урока было максимально доброжелательным, был дан положительный эмоциональный настрой на восприятие темы. Это позволило начать урок в хорошем темпе, сохраняя его на протяжении всего занятия.
На этапе целеполагания дети вместе с учителем определили основные вопросы, над которыми предстояло работать на уроке.
На этапе актуализации опорных знаний обучающиеся вспомнили основные понятия, необходимые для понимания нового материала. При подготовке к активному усвоению знаний использовались проблемные ситуации (опыт №1, опыт №2), которые позволили активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а решение проблемной задачи пробуждало их познавательный интерес.
Новый материал был и теоретического и экспериментального характера, он был подобран таким образом, что обучающиеся сами делали выводы.
Групповая форма организации познавательной деятельности (практическая работа по группам) способствовала развитию творческих способностей сильных обучающихся и помогала слабым лучше усвоить и закрепить и применить на практике новый материал. Создание ситуаций общения позволяло каждому ребёнку проявить инициативу и самостоятельность.
Фронтальная проверочная работа позволила проверить уровень усвоения нового материала и скорректировать результаты.
Обучающиеся показали умение самостоятельно выполнять эксперимент и научно объяснять его результаты; планировать свою деятельность, наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать, делать выводы.
На мой взгляд, цель урока была достигнута, поставленные задачи выполнены.
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.