План-конспект урока «Приход к власти большевиков».
Класс: 9.
Цель: создать условия для закрепления и систематизации знания обучающихся по истории России; добиться усвоения и осмысления основных фактов урока (события Октября 1917 года, первые мероприятия Советской власти, созыв и роспуск Учредительного собрания);
Задачи:
Обучающие:
- актуализировать знания учащихся по истории России и мира в ХХ веке;
- закрепить понятия, определения, термины, события, явления, факты, хронологию;
- способствовать развитию умений работы с картой, документами;
- на основе анализа событий выявить причинно-следственные связи;
- продолжать формировать приёмы умственной деятельности (выявление существенного, сравнение и обобщение фактов, доказательство);
- через понимание исторических событий формировать понимание сути происходящего сейчас.
Развивающие:
- создать условия для развития умений исторического анализа.
- развивать умения смыслового чтения (извлекать необходимую информацию при восприятии речи на слух);
- развивать умение устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации;
- содействовать развитию умений применять полученные знания при анализе других ситуаций.
- развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.
Воспитательные: формировать военно-профессиональную ориентацию, психологическую готовность к военно-профессиональной деятельности.
Тип урока: урок общеметодологической направленности
Предметный результат: овладение базовыми историческими знаниями, представлением о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической сферах; умение выполнять устное сообщение описательного характера, работать с картой; навык стратегического мышления с использованием предметных ситуаций.
Метапредметный результат: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; формулировать своё мнение; умение работы с информацией, умение обобщать делать обоснованные выводы.
Личностный результат: знание основ культурного наследия человечества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучаемых к саморазвитию и самообразованию.
Методическая цель урока: представить опыт работы по развитию стратегического мышления путём моделирования исторической ситуации
Оборудование
Для преподавателя: презентация Power Point Mouse Mischief, компьютер, мышь, проектор, визуальный ряд «Портреты».
Для суворовцев: портретный ряд: «Политики, общественные деятели начало ХХ века» (Приложения 1), распечатанные документы (Приложение 2).
Использование современных образовательных технологий
Урок по теме «Приход к власти большевиков» |
|||
Современные образовательные технологии |
Этапы урока, на которых технология применяется |
Инновационный прием и методы работы |
|
Элементы технологии проблемного обучения |
Этап актуализации знаний и мотивации |
Ситуации интеллектуального затруднения создаётся с помощью проблемного вопроса |
|
Элементы игровой технологии |
Этап актуализации знаний и мотивации |
Определяют портреты участников событий, зарабатывая баллы |
|
Прием «моделирование исторической ситуации» |
Этап открытия нового знания |
Обучаемые составляют схемы развития ситуации, варианты поведения временного правительства, военных и большевиков |
|
Элементы технологии смыслового чтения |
Этап закрепления знаний |
Работа с текстами. Цель учащихся при изучении исторических источников определить автора, событие о котором говориться в тексте и датировать документ |
|
Здоровьесберегающая технология |
Физкульт-пауза |
Прием «сделай, как Я» Обучаемые должны повторить упражнение на гибкость |
|
Элементы технологии диалогового взаимодействия |
Этап контроля знаний |
Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности в парах. Организация обсуждения результатов деятельности в парах |
План урока
Этапы урока |
Время |
Деятельность преподавателя |
Деятельность суворовцев |
Формируемые УУД |
1. Организационный этап |
1 мин |
Проверка готовности обучаемых, приветствие учащихся, создание эмоционального настроя. |
Приветствуют преподавателя согласно установленному раппорту. |
Регулятивные УУД: самоконтроль |
2. Этап мотивации |
3 мин |
Разбор теоретических дефиниций: переворот, революция, в чём разница в этих понятиях. Вопрос: события октября 1917 года – это революция или переворот? |
Отвечают на вопросы, приводят примеры из истории. Выводят понятия: революция и переворот |
Личностные УУД: формировать мотивационную основу учебной деятельности; Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, развивать навыки целеполагания |
3. Этап актуализации знаний |
2 мин |
Восстановление событий весны-лета 1917 года, тем самым актуализируем исторические знания, совместно выводим тему и задачи урока |
Совместно выводят тему, цели, задачи урока Определяем портреты участников событий |
Познавательные УУД: вспоминание, воспроизведение |
4. Этап открытия нового знания |
20 мин. |
Ввод новых терминов, построение модели. Организация совместной проверки. |
Новые исторические понятия и термины выписаны на доске, они встречаются при выполнении заданий в группах. В группах учащиеся моделируют исторические ситуации. Суворовцам предложено составить варианты поведения временного правительства, военных и большевиков осенью 1917 года. Результаты работы групп представляются классу, затем идёт обсуждение. Учащиеся задают уточняющие и проблемные вопросы |
Познавательные УУД: Моделирование исторической ситуации, освоение новых понятий и терминов,
Коммуникативные УУД: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, представить результат работы в группе |
5. Физкульт-пазуза |
2 мин. |
Делаем совместно гимнастику, упражнения на гибкость |
Прием «сделай как «Я»». Обучаемые предлагают упражнения на гибкость. Делаем совместно вывод о преимуществе сомкнутого строя. |
Регулятивные УУД: правильное выполнение физических упражнений |
6. Этап контроля знаний |
12 мин. |
Преподаватель предлагает группам задания с исторической картой, с текстом исторического документа и ряд портретов исторических деятелей. Обучающимся необходимо выполнить следующее: Работа с текстом – определить о каком событии идёт речь, кто мог быть автором документа и выделить основную мысль. Работа с исторической картой – восстановить план вооружённого восстания в Петрограде. Работа с портретами политических деятелей – определить, кто изображён, и какова его роль в событиях осени 1917 года. Результаты работы в группах обсуждаются. Определяется группа, которая выполнила задание правильно |
Учащиеся читают текст, определяют событие, выделяют основную мысль. Результат деятельности обсуждается и выводы фиксируются в тетрадь. Карта вооружённого восстания выводится на экран и суворовцы восстанавливают события Октября 1917 года. На экране демонстрируются портреты исторических деятелей, девятиклассники определяют, кто изображён и его роль в событиях Октября 1917 года. Затем определяется кто из групп выполнил задание лучше всех. |
Познавательные УУД: работа с текстом, выделение основной мысли, работа с иллюстративным материалом и исторической картой; Регулятивные УУД: умение оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы; Коммуникативные УУД: уметь организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками, работать в паре. |
7. Этап рефлексии |
5 мин |
Педагог предлагает учащимся рефлексивные задания, продолжить предложения: Я узнал новое ….. Мне было сложно понять ….. Когда я моделировал историческую ситуацию ……. Мне удалось на уроке … |
Суворовцы выполняют задание. Они могут продолжить предложения устно или делают письменно |
Регулятивные УУД: развитие рефлексии |
Конспект урока «Приход к власти большевиков»
1. Организационный этап
Проверка готовности обучаемых, приветствие учащихся, создание эмоционального настроя.
2. Этап мотивации
Восстановление событий весны-лета 1917 года. Основное событие данного периода? Ввод теоретических дефиниций: революция, переворот. Фиксация на доске и в рабочих тетрадях.
Ввод проблемного вопроса: События Октября 1917 года – это революция или переворот? На уроке мы будем искать ответ на данный вопрос, опираясь на выделенные нами критерии понятий «революция» и «переворот».
3. Этап актуализации
Слово учителя: «Домой я вам задавала посмотреть альтернативные пути развития, давайте посмотрим на доску»
Предполагаемые ответы учащихся:
- Корнилов – главнокомандующий, а поэтому это военная диктатура
- Мятеж Корнилова провалился, а значит и этот путь развития не осуществился
- Первый – это Временное правительство – демократический путь развития, но из-за его бездействия и он провалился. Второй – это Советы – большевики.
Слово учителя: «Т. е. мы можем сказать, что победили именно большевики – социалистический путь. И сегодня на уроке мы с вами посмотрим, почему именно они победили. Проблемный вопрос: почему большевики победили. И к этому вопросу мы вернемся в конце занятия»
4. Этап открытия нового знания
Организация работы в группах. На основе текста учебника (Последний этап кризиса, параграфа 12) и исторических документов (Приложение 2) заполнить схему
Результат работы групп, выводится на доску и обсуждается с учащимися.
Первая группа: «Хронология событий»
14 сентября 1917 – собралось Демократическое совещание. На нем была одобрена коалиция с кадетами.
25 сентября 1917 – сформировано третье коалиционное правительство.
В начале сентября 1917 – проходят довыборы в Петроградский совет. Большевики получают в нем большинство.
5 сентября 1917 – Большевики получили большинство в Московском Совете.
10 октября – Ленин проводит тайное заседание ЦК. На нем принимается резолюция о вооруженном восстании.
12 октября 1917 – создается ВРК во главе с Троцким.
Вторая группа: «Объективные и субъективные причины»
Объективные причины – независящие от людей, большевиков. Это такие как: углубление экономического кризиса, ошибки Временного Правительства. Субъективные причины – зависящие от большевиков. Это рост численности партии большевиков, более понятные и близкие народу лозунги.
Третья группа: «События 24 и 25 октября 2017 года»
24 октября по распоряжению правительства отряд милиции и юнкеров закрыл типографию, в которой печаталась большевистская газета «Рабочий путь». На заседании Временного правительства поставлен вопрос об аресте членов ВРК. Большевики расценили эти меры, как начало «контрреволюционного заговора». ВРК разослал на все полки Петроградского гарнизона и суда Балтийского флота «Предписание № 1», о приведении солдат и матросов в боевую готовность. В тот же день вооруженные отряды Красной гвардии и солдаты Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. К утру 25 октября столица, за исключением Зимнего дворца оказалась в руках восставших. ВРК в обращении «к гражданам России» объявил о взятии власти. 21 час 40 минут по сигналу с крейсера «Аврора» начался захват Зимнего дворца. В ночь на 26 октября Зимний дворец был взят. Керенский сумел выехать на фронт. Остальные члены Временного Правительства были арестованы.
25 октября 1917 – собирается II Всероссийский съезд советов рабочих и солдатских депутатов. Принимает первые декреты: О мире, земле и власти.
Декрет о мире – провозглашал выход России из войны и Ленин обращается к правительствам других стран с предложением всеобщего демократического мира, т. е. мира без аннексий и контрибуций.
На доске появляются исторические понятия:
Анне́ксия — насильственное присоединение государством всего или части территории другого государства в одностороннем порядке.
Контрибуция — платежи, налагаемые на проигравшее государство в пользу государства-победителя.
Четвёртая группа: «Анализ первых декретов Советской власти»
Декрет о земле – в основе его лежало 242 крестьянских наказа I съезду советов. Предусматривал передачу земли крестьянам и ликвидацию помещичьего землевладения. Это аграрная программа эсеров. Большевики не выдвигали таких требований. Им нужно было, чтобы их поддержало крестьянство
Декрет о власти – власть переходит Советам, создаются новые советские органы власти.
Из-за ошибок и бездействия Временного правительства, потому что не было силы способной встать на его защиту и популярности большевиков среди народа и их лозунгов.
Органы власти:
ВЦИК – Всероссийский Центральный Исполнительный комитет. Это законодательная власть. Глава Ленин.
СНК – совет народных комиссаров. Исполнительная власть. Глава Свердлов Яков Михайлович.
ВЧК – Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией, т. е. с силами противостоящими большевикам, спекуляцией и саботажем, т. е. неисполнением указов советской власти. Это первый карательный орган. Возглавил – Ф. Э. Дзержинский.
5. Физкульт-пазуза
6. Этап контроля знаний
Учащиеся выполняют следующее задание:
Каждой группе даётся набор, в котором несколько высказывание разных исторических деятелей, их портретные изображения и тексты о деятельности в годы революции. Необходимо соединить высказывание, портрет и деятельность и определить кто эти исторические деятели.
После выполнения задания педагог организует совместную проверку
Учитель вместе с учениками делает вывод и еще раз отвечает на проблемный вопрос:
– Большевики быстро установили свою власть, так как их лозунги были ближе народу и Временное правительство не решало основные вопросы: о войне и о земле.
- Итак, какой же вывод можно сделать об итогах событий 1917 года?
- Сейчас я предлагаю каждому из вас выразить свое отношение к событиям, о которых мы сегодня вели речь
7. Этап рефлексии
Педагог предлагает учащимся рефлексивные задания, продолжить предложения:
Я узнал новое …..
Мне было сложно понять …..
Когда я моделировал историческую ситуацию …….
Мне удалось на уроке …
Оставьте свой комментарий к работе, нажав на кнопку «Написать». Расскажите, что именно вас не устраивает в работе, а если вы считаете, что работа содержит ошибки и неточности – нажмите на соответствующую галочку в форме отклика.
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственность за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.